Слайд 1
Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий.
Подготовила учитель начальных классов
МБОУ СОШ №67
Сухорукова С.Г.
Слайд 2XXI век постепенно приобретает статус «сидячего», «малоподвижного»
К сожалению, касается это
и детей: первую половину дня они проводят сидя за партой, вторую — за компьютером. В связи с этим нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз и другие серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата стали рядовыми записями в детских медицинских картах.
Слайд 3ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ СОДЕРЖИТ ТРЕБОВАНИЯ:
1.К
помещениям, где содержатся компьютеры
2.К оборудованию мест для занятий
3.К режиму занятий и отдыха при работе
Не реже двух раз в год (в зимний и весенний периоды) работа кабинетов должна контролироваться врачами соответствующих служб. Такое обследование сопровождается лабораторными анализами воздушной среды, ее химических и физических показателей.
Слайд 4По данным материалов обобщения педагогического опыта педагогов, применяющих ИКТ, наиболее часто
допустимые нарушения в образовательных учреждениях являются
использование видеомониторов, не отвечающих гигиеническим требованиям;
отсутствие в помещении кондиционеров;
применение бытовых вентиляторов вместо специальной вентиляционной системы.
Часты следующие нарушения режима занятий:
нет перерывов либо они недостаточны для проветривания и уборки помещения;
увеличена продолжительность работы воспитанников на компьютерах
игнорируются физкультминутки.
Слайд 5Профилактика нарушений осанки и зрения при работе за компьютером
Ограничение количества времени,
проводимого детьми за компьютером (3-4 летнему малышу в день в общей сложности можно пребывать за монитором 30-40 минут разделив их на три-четыре сеанса по 10 минут, а для младших школьников это время может быть увеличено до полутора-двух часов);
Чередование компьютерных занятий и физической активности , не требующей напряжения зрения(прогулка, игра в мяч, на воздухе или поход в магазин), проведение физкультминутки или физкультпауз;
Использование упражнений, снижающих зрительное утомление, например слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах;
Попеременное использование работы с текстовыми документом и игр, в которых присутствуют движущиеся объекты, чередование аркадных игр, требующих быстрой мышечной и зрительной реакции, с какими-нибудь головоломками, логическими заданиями ;
Применение разного рода тренажеров, установленных под рабочим столом - педалей, пневмоковриков;
Подбор стула, соответствующего росто- возрастным показателям ребенка;
Принятие мер по уменьшению отражений от монитора (например выключение верхнего освещения, задергивание штор на окнах, поворот монитора таким образом чтобы ни прямо, ни перед ним, ни сзади не было ярких источников света, установление специального антибликового экрана);
Контроль позы ребенка, формирование привычки сидеть ровно и смотреть прямо на монитор ;
Использование упражнений с помощью кистевых пружинных или резиновых эспандеров; гимнастики, направленной на снятие утомления в кистях рук и предплечья, проведение точечного массажа.
Слайд 6Нарушение осанки при работе за компьютером
Осанка-это положение, которое принимает тело, когда
человек сидит за компьютером . Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног, спины.
Слайд 7К характеристиками неправильного положения тела при работе с компьютером можно отнести
следующее:
1.Сгорбленное положение (увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник, приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку).
2.Голова выдвинута вперед(такая осанка часто возникает по следующим причинам: глядя на экран монитора, ребенок напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед; сидя в такой позе, напряжения мышц у основания головы и шеи могут привести к следующим нарушениям: головные боли, боль в шее, боль в руках и кистях).
3.Сутулость( Линия плеча располагается на точно над линией бедер и под линией ушей; сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию синдрома запястного канала, синдрома ущемления плеча).
Слайд 9Инструкция по правильной посадке за компьютером
Сядьте прямо.
Спину держите ровно, корпус разверните
строго к монитору (нельзя сидеть в вполоборота).
Ноги не скрещивайте, поставьте обе ступни на пол или подножку.
Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.
Расслабьте корпус и ноги, вам должно быть удобно сидеть.
Расслабьте плечи, руки расслабленно положите на стол (или клавиатуру с мышью), расслабьте пальцы.
Линия плеча должна располагаться прямо над линией бедер.
Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.
У рук всегда должна быть опора, чтобы они не находились на весу. Руки должны удобно располагаться по сторонам.
Руки выпрямите более чем на половину (угол в локте должен быть больше 90 градусов).
Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.
Клавиатуру поместите ниже локтей(по возможности) или на их уровне.
Голову держите прямо, по желанию- с небольшим наклоном вперед.
Слайд 10Внимание! Компьютерный зрительный синдром
«Компьютерный зрительный синдром» обусловлен
следующими особенностями работы за компьютером и погрешностями в этой работе:
Свечением и мерцанием монитора;
Постоянным переводом глаз с клавиатуры на монитор
Использованием устаревшей техники
Каковы основные симптомы данного расстройства? Это:
Быстрая утомляемость глаз;
Сухость, покраснение, резь в глазах;
Головная боль;
Болезненные ощущения в области спины, шеи , плеч;
Слезоотделение;
Подрагивание век.
Слайд 11Комплекс упражнений для снижения утомления глаз по методу Г. А. Шичко
1.Пальминг
Центр
ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой и левой руки) на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол , сесть поудобнее. Спина прямая голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое -то мгновение может показаться, что кто-то вас раскачивает, значит пальминг можно заканчивать.
2.Вверх-вниз. Влево- вправо
Двигать глазами вверх- вниз, влево- вправо. Зажмурившись снять напряжение, считать до десяти.
3.Круг
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4.Квадрат
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Слайд 12Изменение работоспособности и функционального состояния ребенка
Определенная последовательность режимных моментов занятия предусматривает
динамику изменений функционального состояния организма ребенка и его работоспособности:
1период (врабатывания) совпадает с организационным моментом и характеризуется всплеском функциональных изменений, предшествующих началу работы (до 5-7 мин) несогласованностью действий, отвлеченностью внимания (действия педагога должны способствовать успешной адаптации школьников к учебной деятельности);
II период (оптимальной работоспособности) включает наиболее трудные фрагменты занятия (длительность активного внимания и работоспособности детей 15 минут с начала занятия);
III период (пониженной работоспособности- стадия компенсированного утомления) совпадает с моментом закрепления полученных знаний.
Слайд 13На сроки наступления и длительность каждого периода влияют различные факторы:
возраст детей,
их общий эмоциональный настрой;
время суток и количество занятий;
характер и длительность выполняемой работы, чередование различных видов учебной деятельности;
уровень трудности учебного материала;
статические и динамические компоненты занятия.
Слайд 14Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где
каждое упражнении рассчитано для определенной группы мышц (подтягивание на носочках, наклоны, прыжки, приседания, ходьба и. т. д.)
Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевое сопровождение упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток развивает творческие способности самого педагога, способствует развитию интересов учеников к изучению того или иного учебного материала.
Слайд 15Золотые правила при работе за компьютером
Правило первое: перед работой за компьютером
обязательно сделай разминку.
Правило второе: когда работаешь, сиди расслаблено.
Правило третье: чаще меняй позу, делай перерывы в работе. В среднем , раз в 10 минут рекомендуется отвлечься от работы, сделать 1-2 упражнения – простых и привычных.
Правило четвертое: пальцы должны быть легкими и расслабленными.Очень важно не допустить перегрузку суставов кистей рук. Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к хроническим заболеваниям кисти.
Правило пятое : закончил занятие- сделай разминку.
Цель проведения разминки- обеспечить восстановление после завершения занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, опорно-двигательный аппарат, мышцы туловища особенно спины, находящиеся в статическом состоянии мышцы кисти работающей руки.
Правило шестое: при работе за компьютером необходимо постоянно заботиться о зрении.