Слайд 1
Формирование личности младшего школьника на основе развития информационной культуры
Учитель начальных
классов
МАОУ Сладковского района Александровская СОШ
Первухина Наталья Вячеславовна
Муниципальное автономное образовательное учреждение Сладковского района Александровская средняя общеобразовательная школа
Александровка, 2016
Слайд 2«Педагогика должна
ориентироваться не на вчерашний,
а на завтрашний день детского развития.
Только
тогда она сумеет в
процессе обучения обучать ребенка».
Л.С. Выготский
Слайд 3формировать и совершенствовать информационную культуру младших школьников,
осваивающих новые образовательные стандарты,
мы должны стремиться к расширению спектра используемых детьми информационных источников и мотивации их самостоятельной
информационно-поисковой деятельности.
Цель:
Слайд 4Интерес учащихся:
в стремлении ученика искать необходимую информацию, используя для этого все
доступные источники;
в наличии избирательного отношения школьника к информации
в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;
в самостоятельности суждений, в умении формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.
Слайд 5Гармоничное развитие информационных умений учащихся начальных классов возможно при соблюдении ряда
условий
Мотивация информационно-поисковой деятельности обучающихся.
Добровольность работы школьников с дополнительными источниками информации.
Доступность информационных ресурсов.
Наличие времени для самостоятельной работы школьников с разными информационными источниками.
Поэтапность в развитии качества взаимодействия школьников с информационной средой.
Отсутствие жесткой регламентации процесса освоения детьми умений информационной деятельности
Повышение уровня познавательной самостоятельности школьников.
Слайд 6Е.Л. Харчевникова
«Информационная культура есть элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность
знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне».
Слайд 7Задача учителя – «Научить ребёнка осознанному чтению текстов с целью удовлетворения
познавательного интереса, освоения и использования информации. Сформировать у учащихся элементарные навыки чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы»
Слайд 8Умения и навыки, получаемые на этапах работы с информацией
На этапе поиска
информации - умение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдение, получать искомую информацию в познавательном общении со взрослыми и сверстниками, работать с текстовой информацией (в книге, в компьютере)
На этапе хранения информации – осознанное и эффективное использование учеником особенностей своей памяти при выборе способа кодирования информации, предназначенной для кратковременного или длительного хранения.
На этапе обработки информации – умение отделять главное от второстепенного. структурировать и изменять объём информации в соответствии с учебной задачей.
Слайд 9Установление причинно-следственных связей на уроке математики
- Рассмотрите выражения:
5 + 4
10 – 2
6 + 4 10 – 3
7 + 4 10 – 4
– Вычислите значения выражений.
– Объясните, что послужило причиной изменения значений выражений в каждом столбике (в первом – первые слагаемые увеличиваются на 1, соответственно увеличиваются значения сумм; во втором столбике вычитаемые увеличиваются на 1, соответственно уменьшаются значения разностей).
Слайд 10Работа со словарём
Например, предложено:
1. Объясните значение выделенных слов:
Весело сияет
месяц за окном.
Третий месяц у ворот – это к солнцу поворот.
2. Подберите синонимы к словам: друг, труд, боец, холод и др.
Слайд 11Работа с фразеологическим словарём
Примеры упражнений, которые можно предложить учащимся для
наблюдения над фразеологизмами:
Попытайтесь объяснить смысл пословицы: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Замените устойчивые словосочетания одним словом: яблоку негде упасть, обвести вокруг пальца, при царе Горохе и др.
Слайд 12Главная задача работы со словарём – не просто получать голую информацию,
а воспитывать высокообразованного человека, любящего родной край, стремящегося познать прошлое и приобщиться к культуре своего народа.
Слайд 13Приёмы работы с текстом
чтение и анализ;
выписки определений, основных положений, понятий, выделение
главной идеи;
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
формулирование вопросов к тексту, обобщённых выводов;
составление таблиц, схем;
подготовка сообщений, рефератов.
Слайд 14Информационные объекты, демонстрируемые в ходе урока
Слайд 15Экскурсии на уроке окружающего мира
Слайд 16Получение информации через презентацию
Слайд 17Формированию ИКТ-компетентности способствует внеурочная деятельность:
- кружки «Моя малая Родина», «Праздники, традиции
и ремёсла народов России»;
Слайд 18Проектная и исследовательская деятельность на уроках и вне уроков
Слайд 21
Участие детей в школьных, областных, всероссийских конкурсах (грамоты, дипломы)
Слайд 22Таким образом, процесс формирования информационной культуры школьников можно и нужно рассматривать
не как альтернативу, а как составную часть программы развития умений общеучебного характера.