Слайд 1Взаимосвязь сюжетно-ролевой игры с художественно-эстетическим развитием детей дошкольного возраста . «Тестопластика»
Автор:
Миссалимова Эльмира Ильдаровна
Воспитатель
МАДОУ "Детский сад №414"
г.Казань
Слайд 2
«Истоки способностей и дарования детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами,
чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3«Творчество – это самореализация, удовольствие самовыражения, мощный всплеск фантазии и эмоций»
Согласно
ФГОС – художественно – эстетическое направление является одним из приоритетных.
Слайд 4Тестопластика (мукосолька или биокерамика) – увлекательный вид рукоделия, не требующий ни
больших денежных затрат, ни особых умений. Лепить из соленого теста – одно удовольствие. Причем этот процесс будет одинаково интересен как детям, так и взрослым. Из невероятно пластичного, податливого и абсолютно безопасного материала для творчества получаются чудесные фигурки.
Истоки этого вида творчества уходят корнями глубоко в историю нашей культуры. Тот же Колобок – отличный художественный пример изделия из соленого теста.
Работать с тестом под силу каждому. Тесто гораздо пластичнее гипса и выносливее пластилина.
Из истории…
Слайд 5Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать
свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности.
Тестопластика – это удивительная возможность для ребенка: создавать, трогать, играть, дополнять, преобразовывать. Лепка из теста и рисование – самые любимые занятия ребенка дошкольного возраста! Лепка имеет большое развивающее значение. Она влияет на все психические процессы (внимание, мышление, восприятие и т. д., обогащает знания детей о самих себе, о том, что окружает. Лепка помогает развить творчество, а ещё огромное влияние оказывает на развитие речи. Создавая работу из пластичного материала, у ребенка развивается мелкая моторика рук, накапливается сенсорный опыт тактильных ощущений. Лепить можно из пластилина (он продается, есть различные цвета, из глины (которую потом можно раскрасить, и из теста (тестопластика).
Слайд 6
Лепка из соленого теста мне очень нравиться. Его всегда можно сделать
в домашних условиях, он не оставляет жирных пятен на столе, на полу, не пачкает руки, может долго храниться в холодильнике.
Тесто можно сразу окрасить в различные цвета, добавляя при замешивании пищевые красители, можно раскрасить после высыхания. Тесто – это экологически чистый материал. Существует много рецептов приготовления теста, но я выбрала для себя самый экономичный и простой рецепт:
1 стакан муки
0,5-1 стакан соли «Экстра» (или др)
0,5-1 стакан воды
Все ингридиенты всыпаем в миску и замешиваем тесто. Для цветного теста, в воду добавляем гуашь.
Слайд 8Вернемся же к сути моей темы. Тестопластика, как и другие виды
деятельности дошкольников, сопровождаются игрой, особенно в младшей группе, где я и работаю.
Тестопластику, как вид деятельности, я выбрала не случайно. Этим видом деятельности можно под несколькими пунктами «поставить галочку» , а именно:
-развитие мелкой моторики рук
-развитие воображения в процессе лепки
-развитие диалогической и связной речи в процессе лепки
-оснащение уголков группы, работами детей
(магазин-выпечка из теста, а так же продукты питания; уголок ряжения- бусы и тд. и т.п.)
Слайд 9Тестопластика может решить не только вышеперечисленные задачи, но и многие, более
развернутые:
Обучающие:
•Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
•Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;
•Развить мелкую моторику рук, глазомер.
Слайд 10 Воспитательные:
•Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;
•Приучить к
аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
•Сформировать умение работать в коллективе.
Развивающие:
•Развить самостоятельность, аккуратность;
•Развитие речи;
•Обогащение словарного запаса детей.
Слайд 11В процессе лепки, я детям рассказывала, как было сделано тесто, из
каких составляющих. Как с ним нужно обращаться, тем самым развивая и совершенствуя диалогическую речь детей.
Например, когда мы с детьми лепили из теста будущие бусы для уголка ряжения, мы планировали, как будем их применять в игре, а когда лепили сушки и пельмени для магазина, шутили и мечтали, как кто-то из нас будет их продавать за прилавком магазина, а кто-то будет их покупать,потом варить на кухне и угощать кукол и всех-всех, по-нарошку конечно же,играя.
Слайд 12Наши успехи глазами фотоаппарата…
Слайд 15На последующих занятиях учимся лепить объёмное: пельмени, треугольники, печенье и тд.
Оснащаем магазин и кухню «продуктами питания» из теста.
Слайд 17После того, как мы с детьми слепили из теста все, что
задумали и что сами дети захотели, мы стали учиться применять то, что сделали, но уже в сюжетно-ролевой игре. Как-то решили ребята сходить в гости к Искандеру на чаепитие , но Искандер ведь ответственный человек, он решил сходить перед приемом гостей в магазин и купить к чаю что-то вкусненькое и вот что из этого вышло…
Слайд 20Тестопластика действительно является эффективным средством, способствующим формированию у ребенка навыков по
развитию речи. Результативность работы проявилась в развитии тонких координированных движений руки, в слаженной работе мелких мышц кисти. Этот эффект достигается при систематичности и регулярности проведения художественно-продуктивной деятельности.
При работе с тестом у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Полезно проводить с родителями также семинары-практикумы, рассказывать о важности и значении развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи и показывать способы, приемы работы с соленым тестом, чтобы дети могли и дома заниматься тестопластикой.
Интересное
Слайд 21Тестопластика вышла в лидеры и по привлекательности деятельности, и по динамике
развития с ее помощью ручных умений и коллективных способностей. Не следует забывать и о лечебном эффекте тестопластики : исчезает нервозность, возбуждаемость, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемость.
Занятия тестопластикой не только помогают развивать мышление, глазомер, пространственное восприятие, тактильные ощущения, но и откроет детям прекрасный мир искусства, многовековые представления о красоте и гармонии.
Давно известно, что АРТ терапия – прекрасное средство для развития личности ребенка. То, что создает человек своими собственными руками – это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывая новые горизонты.
Слайд 22Я- педагог , я этим горжусь,
Что вместе с детьми жить на
свете учусь!
Да, я – актриса несчетных ролей,
Но главная роль – заменять матерей!