Слайд 1Взаимосвязь семьи и школы в воспитании младших школьников
Учитель начальных классов ГБОУ
РШИ №32 Иванова Наталья Геннадьевна
Слайд 2Взаимосвязь семьи и школы в воспитании младших школьников
«Главный смысл и цель
семейной жизни – воспитание детей.
Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3Актуальность проблемы
Сегодня остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи и
школы в воспитании младших школьников. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании.
Слайд 4Семья-главный институт воспитания
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок
в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Слайд 5Источник счастливого детства – любовь к нему родителей
Источником благополучия ребенка в
семье, условием правильного воспитания является любовь к нему родителей. Начнём с того, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А.Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит и он тоже кого-то любит безгранично.
Слайд 6Любовь родителей создает чувство защищенности у детей
Любовь создает чувство защищенности, душевного
комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости.
Слайд 7Родительская любовь и
авторитет родителей
Однако родительская любовь может быть разной -
от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за формирование детской личности.
Важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей. Любовь к родителям и уважение к ним, признание их авторитета далеко не всегда совпадают.
Слайд 8Двойная мораль разрушает авторитет родителей
Разрушает авторитет чаще всего использование родителями двойной
морали: одной - для окружающих, другой - для «повседневного пользования» в быту, в семейной жизни. Но ребенок младшего школьного возраста наблюдает родителей чаще именно в повседневной жизни и не может не замечать, что родители подчас позволяют себе то, за что осуждают других.
Слайд 9Что разрушает авторитет родителей
Разрушает авторитет родителей и уверенность, что дети не
имеют права критиковать их поступки, их указания не обсуждаются и должны беспрекословно выполняться, что детей они наказывают только справедливо.
Слайд 10Признаться родителям в своих ошибках – значит поднять свой авторитет в
глазах ребенка
В действительности авторитет отца и матери только повысится, если у них хватит мужества признаться в своей ошибке и неправоте. Такое поведение взрослых доказывает их действительное уважение к ребенку и вызывает с его стороны такое же уважение. Честность, справедливость, искренность в отношениях с окружающими людьми и собственными детьми - вот основа родительского авторитета.
Слайд 11Взаимоотношения школа-семья-ребенок – важные условия воспитания младшего школьника
Иногда родители полагают, что
с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Однако, именно в это время, влияние семьи возрастает. Там, где педагог , психолог и родитель действуют согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.
Слайд 12Семья и школа –
источник ресурсов ребенка
Человека мы создаем любовью -
любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные
дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.
Слайд 13Особенности психо-эмоциональной сферы младших школьников
Особенностью психо-эмоциональной сферы младших школьников является любознательность,
живой интерес ко всему новому и яркому. Эта черта сочетается с выраженным стремлением многому подражать, а иногда, что-то копировать без достаточно критичного отношения к объекту внимания, поэтому личный пример родителей, их приемы нравственного и эстетического воздействия на ребенка имеют важное воспитывающее значение.
Слайд 14
Влияние примера родителей
Дети жадно подражают не только хорошему, они могут следовать
и плохому примеру: обижают слабых, проявляют жестокость к животным и т.п.
Дурной пример родителей может стать причиной формирования у ребенка безразличия к нормам поведения в общественных местах, неуважительного и даже грубого отношения к старшим, лицам женского пола, товарищам.
Слайд 15Долг родителей – оградить
ребенка от психических травм
Если в семье царит
лицемерие и обман, постоянные ссоры и скандалы, цинизм и произвол, все это обязательно наложит глубокий отпечаток на психику и поведение ребенка, может сделать его нервнобольным или человеком злым и жестоким, грубым и деспотичным, лживым и беспринципным.
Долг родителей – делать все возможное, чтобы оградить ранимую психику ребенка от воздействий, которые глубоко травмируют его неокрепшую нервную систему.
Слайд 16Нравственная мерка родителей
Большой моральный ущерб наносит ребенку стремление взрослых подходить к
детям с иной нравственной меркой, чем к себе. Иногда родители при детях произносят бранные слова, совершают нечестные поступки, но наказывают за подобные действия своего ребенка.
Слайд 17Лицемерное отношение к ребенку
Некоторые родители требуют от сына и дочери аккуратности,
подтянутости, а сами неряшливы, небрежны. Лицемерное отношение к ребенку рождает в нем чувство обиды и озлобления, способствует формированию такого качества, как лживость.
Слайд 18Последствия телесного наказания детей
Педагогический опыт показывает, что дети, которые подвергаются телесному
наказанию, растут пугливыми и робкими, угрюмыми и лживыми, охотно вступают в драку со сверстниками, используют возможность обидеть менее сильных или младших, проявляя при этом злобность и ожесточенность.
Слайд 19Родители-пример для детей
Успешное воспитание школьника в семье становится реальным, если родители
стараются разобраться в интеллектуальных, эстетических и физических запросах своих детей, пользуются высоким авторитетом, служат для детей примером в личной и общественной жизни, в труде.
Слайд 20Условия истинной родительской и учительской любви
К сожалению, нельзя воспитать ребенка нравственным,
лишь разъясняя, что хорошо, а что плохо: он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но остаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду.
Слайд 21Как воспитывать детей 6-10 лет, чтобы их помыслы, чувства, поступки были
нравственными?
Стать мудрым другом и наставником ребёнка, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы, - вот условия истинной родительской и учительской любви.