Слайд 1Взаимодействие игровой,
познавательной деятельности
младших школьников в условиях
реализации ФГОС НОО
Слайд 2«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).
Слайд 3перегрузка однообразным учебным материалом
Проблема современной школы – потеря многими учащимися
интереса к учению. Почему это происходит?
Причины такого негативного явления неоднозначны.
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса
ограниченные возможности для творческого самопроявления
Слайд 4В современной школе игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения.
Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна
Слайд 5Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая
игра
помогает лучше
усвоить учебный
материал
вызывает у детей живой интерес к процессу познания
активизирует их деятельность
Помогает снять чувство усталости
Усиливает
непроизвольное
запоминание
Раскрывает способности детей, их индивидуальность
Слайд 6Значение игры в обучении
В современной школе игровая деятельность используется в следующих
случаях:
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более обширной технологии;
в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как технология внеклассной работы.
Слайд 7Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по
таким основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;
в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Слайд 8По характеру педагогического процесса игры бывают:
обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
познавательные, воспитательные,
развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
По характеру игровой методики делятся на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
Слайд 9Из моего личного опыта
На своих уроках часто использую дидактические и
сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести материал в необычной форме:
урок-сказка, урок-путешествие, урок-исследование и т.д.
Это способствует повышению эффективности в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний.
Слайд 10
Сказки о музыке к урокам
«Как, мальчик познакомился с нотками»
Сказка «Как нотки научились петь»
РАДУЖНАЯ ПЕСЕНКА (музыкальная сказка)
Слайд 11
Играем с песнями.
Музыкальные конкурсы к празднику.
Слайд 15
Музыкальные загадки.
«Помоги щенку отгадать музыкальные загадки»
Слайд 17Бабочка растерялась, никак не может найти правильную клавиатуру. Она думает, что
правильная клавиатура под номером 3, а как думаешь ты?
Найди правильную клавиатуру
Слайд 18Фантастический музыкальный инструмент.
Какие музыкальные инструменты спрятаны в этот фантастический инструмент?
Придумай свой
фантастический музыкальный инструмент.
Какие инструменты будут спрятаны в нем?
Слайд 19
Цепочка слов.
Не переставляя
буквы найди
слова,
относящихся
к музыке.
Слайд 21
Читаем стихи, учим названия нот.
Слайд 22
Учим расположение нот на нотном стане
Слайд 23Игры для уроков музыки . Тема: "Громко-тихо"
Говорим громко и тихо
Прочитайте
выразительно стихотворный текст (относительно громко и относительно тихо):
Наша Таня громко плачет: громко
Уронила в речку мячик. (форте)
— Тише, Танечка, не плачь: тихо
- Не утонет в речке мяч. (пиано)
А. Барто
Попросите каждого ребенка повторить это стихотворение с выполнением оттенков «громко» и «тихо». Предложите почитать это стихотворения по ролям.
Слайд 24Эхо в лесу
Предложите детям встать по разным сторонам (углам) комнаты. Напевайте
громким голосом различные слова для «эха» — дети должны отвечать тихо, но с той же интонацией в голосе, нараспев, в том же темпе и ритме:
«ау, ку-ку, ква-ква, тук-туки-тук, кар-кар, у-у, жу-жу-жу, чик-чирик» и т.д.
Слайд 25К теме «Темп»
Простейшие ритмы в речи и в музыке
Спой свое имя
Покажите
детям, как можно интересно ритмизовать имена в соответствии с простейшими ритмическими формулами, например:
Ка-тя, Ка-тенька, Катень-ка.
Варьируйте имя каждого ребенка — пусть все дети повторяют эти ритмические варианты, отхлопывая ритмический рисунок в ладоши и произнося имена нараспев.
Слайд 27Правила игры:
Все слова в названиях картин –перевёртыши:
каждое слово заменено на
антоним или просто другое слово.
Для того чтобы опознать загаданную картину нужно:
-внимательно прочитать фразу;
-подобрать противоположные по значению ключевые слова;
-вспомнить правильное название картины;
-вспомнить автора картины (за это присуждается дополнительный балл).
Например :«Весенняя ночь»
Исаак Левитан «Осенний день»
Слайд 28«Синицы улетели»
«Грачи прилетели»
Саврасов.
Слайд 29«Мальчик с огурцами»
«Девочка с персиками»
В.Серов.
Слайд 30«Черствая дама»
«Свежий кавалер»
Федотов.
Слайд 31А теперь попробуйте придумать «перевёртыши» сами, вспомнив название картин. («Аленушка» В.
Васнецов, «Сватовство майора» Федотов,«Московский дворик» Поленов,«Всадница» К. Брюллов)
Слайд 32
По форме упражнения могут быть:
изобразительными (рисунок, живопись, лепка);
устными (ответы по теоретическим
вопросам);
письменными (анализ произведений искусства).
Слайд 33
На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно
выделить следующие группы игр:
внимание;
развивающие глазомер;
тренирующие наблюдательность;
развивающие творческие способности;
воздействующие на эмоции и чувства;
раскрывающие личностные возможности ребенка.
Слайд 34
Игры и упражнения на выполнение изображений
из готовых фигур геометрической
и произвольной формы
Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
Слайд 35
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
2. Составьте композиции из
готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
3. Игра-головоломка.
4. Дополните изображение.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
6. Составьте из готовых геометрических фигур белорусский орнамент.
Слайд 36
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
2. Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
3. Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Слайд 37
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
1. Подберите прилагательные, характеризующие
произведение искусства (репродукция или слайд).
2. Сравните впечатления
3. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
4. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
5. Игра «Угадай».
6. Указать автора или название произведения.
7. Отгадывание кроссвордов (составление).
8. Викторина «Аукцион знаний» и т.д.
Слайд 38
Сюжетно-ролевые игры
1. Игра "Следствие ведут знатоки".
2. Игра «Лучший экскурсовод».
Слайд 39
Игра «Пойми меня»
наличники
интерьер
скульптура
С каждого ряда
вызывается по 1 человеку. Становятся лицом к классу, спиной к экрану. Их задача угадать слово, которое будет на экране.
Кто первый отгадает, станет победителем.
Задача класса постараться помочь ребятам отгадать слово быстрее, при этом нельзя употреблять однокоренные слова.
( смена слов по щелчку) Эта игра развивает логическое мышление, словарный запас, активизирует внимание.
Слайд 40ЛОГИКА В ИСКУССТВЕ
По данным определениям отгадайте многозначные слова
из области изобразительного искусства.
Первая попытка – 2 балла, вторая попытка – 1 балл. Ребята сами считают свои балла и сумму записывают на полях тетради по ИЗО. Таким образом, ученик видит свой рост, сравнив результат за прошлый урок и нынешний. Новые строчки и ответы появляются по клику.
1. Химический, косметический, твердый, мягкий
острый, тупой, сломанный, исписанный, простой, цветной
карандаш
2. Психологический, парадный, литературный, скульптурный
групповой, поясной, вылитый, словесный, авто ..
портрет
3. Прикладная , станковая, книжная
газетно-журнальная, компьютерная,..
графика
Слайд 41Тайнопись
Разгадайте ребус и объясните значение данного слова
пейзаж
автопортрет
Слайд 42«Оживи картину»
Что чувствуешь в образе данного героя?
- Если изменить позу
чувства
изменятся?
Составьте монолог
главного героя?
О чём он думает?
Для ребят очень сложно всматриваться в картину и сопереживать героям. С целью создания яркого восприятия используется эта игра. Один из учеников будет художником, а остальные его герои. Задача: глядя на произведение , точно его воспроизвести .
Затем отвечают на вопросы:
Слайд 43Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка.
В игре используются естественные движения в развлекательной ненавязчивой форме.
Главный признак подвижных игр - наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.
Слайд 44 Подвижные игры развивают
Физические качества:
быстрота
сила
ловкость
выносливость
гибкость
Интеллектуальные
качества:
память
наблюдательность
сообразительность
Слайд 45Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых
приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Слайд 46
Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было
и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.
Слайд 49Игра – жизненно важная потребность детей!!!
Игра способствует
разностороннему физическому и умственному развитию
воспитанию
морально - волевых качеств
укреплению организма ребенка.
Развивается ориентировка
в пространстве
Координация
Вырабатываются и закрепляются движения
Слайд 50Чтобы игра приносила пользу следует
соблюдать правила игры
технику безопасности
проводить игру с дидактической
направленностью
Слайд 52
«Каков ребенок в игре, таков во многом
он будет в работе
когда вырастет»
А.С. Макаренко