Слайд 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Дельфин» комбинированного
вида» г. Шарыпово Красноярского края
Тел.: 8(39153)28-3-59. E-mail: ds.Delphin5@yandex.ru
«Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в условиях реализации ФГОС ДО»
Выполнила
воспитатель МБДОУ №5 «Дельфин»,
Кокташева Виктория Сергеевна
Слайд 2Понятие взаимодействие
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой.
Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопозна-ние, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.
Слайд 3Роль семьи в личностном воспитании дошкольника
На современном этапе,
семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Современная семья является источником самых разнообразных психолого-педагогических проблем. Далеко не каждая семья может предложить своему ребенку грамотную и эффективную систему личностного воспитания дошкольника. Поэтому детский сад призван скорректировать эту проблему.
Слайд 4Типы семей
1 тип «Взаимодействующие семьи»:
благоприятные детско-родительские взаимоотношения;
эмоционально положительная, принимающая
позиция родителей к детям;
признание и уважение индивидуальности ребенка, одобрение и поддержка его интересов;
семья уделяет достаточно времени ребенку;
родители адекватно оценивают способности ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных.
У детей, воспитывающихся в таких семьях, хорошо развиты коммуникативные способности, они проявляют ответственность, любознательность, самостоятельность.
Слайд 5Типы семей
2 тип «Индифферентные семьи».
родители проявляют к своему ребенку безразличие
в отношении его уровня развития,
мало эмоциональны во взаимодействии с ним,
игнорируют интересы ребенка.
Отсюда возникают трудности у детей в процессе его личностного развития (недостаточно развиты: самостоятельность, самоконтроль, самоорганизация, ответственность).
Дети часто отвлекаются, не могут сосредоточиться на решении задания; проявляют мало инициативы, тяготеют к шаблонным действиям и решениям, имеют затруднения в общении со взрослыми и сверстниками.
Слайд 6Типы семей
3 тип «Проблемные семьи»
Родители считают интересы, увлечения, мысли и
чувства ребенка несерьезными и игнорируют их, не верят в его будущее, низко оценивают его способности и завышают требования к нему.
В общении с ребенком ведут себя слишком авторитарно, требуют безоговорочного послушания.
У детей возникают проблемы (недостаточно развиваются: инициативность, познавательная активность, умение самостоятельно решать поставленные задачи, отсутствует самоконтроль, самоорганизация, ответственность; возникают проблемы в общении со взрослыми и сверстниками).
Слайд 7Проблемы взаимодействия семьи
и детского сада
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей
на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Слайд 8Что можно отнести к причинам, вызывающим проблемы взаимодействия семьи
и детского
сада
пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку,
чрезмерная занятость родителей,
недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт,
агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя,
недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьей,
педагоги общаются с родителями лишь по какой-либо причине (ребенок нашалил, завтра театр, фотограф и т.д.)
…
Слайд 9Задачи работы по взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников
Работать над обогащением среды
социального развития ребенка путем:
Повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
Вовлечение в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов социального развития;
Повышение уровня компетенции родителей.
Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
Слайд 10Принципы работы по взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй
Доброжелательный стиль общения
педагогов с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
Сотрудничество, а не наставничество. Создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Готовимся серьёзно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить.
Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьёй.
Слайд 11Этапы построения работы по взаимодействию
ДОУ и семьи
2-й этап
Создание «программы» сотрудничества
(выбор содержания, форм взаимодействия с семьями воспитанников)
3-й этап
Реализация «программы» сотрудничества
ДОУ и семьи "Сотрудничество"
1-й этап
Изучение семьи ребёнка
Детско-родительских отношений
Деятельности педагогов
4-й этап
выполнение «программы»
отслеживание результатов
оценка результатов участниками
взаимодействия
Слайд 12
Формы взаимодействия ДОУ и семьи
(традиционные и нетрадиционные)
Формы взаимодействия ДОУ
с семьёй
Формы
общения
-родительские собрания;
-планирование участия в ООД;
-консультации и семинары-практикумы;
-индивидуальные беседы;
-оформление информационных стендов;
-посещение семьи;
-переписка с родителями;
-индивидуальные памятки, буклеты;
-открытые показы ООД;
- Дни открытых дверей;
- фотовыставки;
-папки-передвижки и т.д.
Информирование и реклама
Информационные брошюры, буклеты
- Презентация ДОО
- Информационные стенды в ДОО
- Сайт ДОО
- Общение на интернет – форуме
- День открытых дверей
Газета ДОО
оформление информационных стендов; - фотовыставки;
-папки-передвижки и т.д.
Моделирование
взаимодействия
- Беседы с родителями
- Анкетирование по разным направлениям
- Вопросы и предложения «почтовый ящик»
- Наблюдение
- Сочинение на тему «мой ребенок»
Формирование у родителей полного образа ребенка и правильного его восприятия
Консультации индивидуальные и групповые
-посещение семьи;
- Круглый стол
Дикуссия;
-переписка с родителями;
индивидуальные памятки, буклеты;
- Творческая мастерская
- Педагогическая библиотека
- Тематическая встреча
- Родительское собрание
Совместная деятельность
родителей, детей и педагогов
- Досуговые мероприятия
- Выставки работ родителей и детей
- Совместные походы и экскурсии
- Семейные клубы по интересам
- Семейные встречи
- Конкурсы
- Проектная деятельность
- Музыкально-литературная гостиная
- Обобщение опыта семейного
-планирование участия в ООД;
- семинары-практикумы и т.д
-
Слайд 13Методы формирующие родительскую позицию, повышающие активность
анализ педагогических ситуаций
решение педагогических
задач
анализ собственной воспитательной деятельности
метод домашних заданий
игровое моделирование
поведения
Слайд 14Советы, которые помогут активизировать участие родителей
- Проявляйте взаимное уважение друг к
другу.
Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им.
Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада.
Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.
Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется.
Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей.
Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.
Поддерживайте тесные контакты.
Высказывайте свою признательность им.
Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.
Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью.
Поощряйте посещаемость родительских собраний.
Сохраняйте конфиденциальность любой информации.
Обучайте навыкам сотрудничества.
Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
Слайд 15Структура взаимодействия педагога с родителями
(В.А. Петровский)
Трансляция родителям положительного образа ребенка.
Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе педагог поддерживает диалог с родителями, где активная роль принадлежит родителю (после достигнутого доверительного отношения родителей к педагогам).
Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.
Слайд 16Фразы для начала беседы
с родителями
Нежелательные
Замена их на желательные
Я бы хотела…
Вероятно,
Вы об этом ещё не слышали…
Мне представляется интересным то, что…
Я пришла к выводу, что…
Хоть Вам это и неизвестно…
Вы, конечно, об этом ещё не знаете…
Вы хотите…
Вы, наверно, уже об этом слышали…
Вам будет интересно узнать….
Думается, Ваша проблема заключается в том, что…
Конечно, Вам уже известно...
Как Вы знаете…
Слайд 17«Правило трех плюсов»
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют
свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Слайд 18Варианты оформления информационных стендов и уголков для родителей в ДОУ
Слайд 19Научная и методическая литература для работы
ДОУ с семьёй
Слайд 20«… от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку
в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
В.А.Сухомлинский
Благодарю за внимание!