Слайд 1Введение комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(ОРКСЭ)
Слайд 2Введение ОРКСЭ
в учебный план 4 класса
Зачем нужно духовно-нравственное воспитание и
развитие ребенка?
Почему учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в 4 классе?
Каковы особенности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» ?
Как будет организовано введение и изучение учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»?
Слайд 3Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка?
Процесс
вестернизации
(распространение западных ценностей)
Переоценка
традиционных духовных ценностей
Разрушение
моральных устоев
Утрата
идеалов
Потребительская мораль
Процесс индивидуализации
Духовный кризис общества
Слайд 4Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка?
Кризисные явления современного общества:
Алкоголизм.
Наркомания.
Детская
беспризорность.
Низкий уровень общественной морали.
Потеря традиционных семейных ценностей.
Упадок патриотического воспитания.
Слайд 5Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка?
«Что для вас самое главное в
жизни?»
Любовь – 58,4%
Деньги – 48,7%
Удовольствия – 46%
Справедливость – 36,3%
Карьера – 27,5%
Слайд 6Зачем нужно
духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка?
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного воспитания и развития российских школьников
Слайд 7Ключевая роль системы общего образования
в духовно-нравственном воспитании
подрастающего поколения
интеллектуальная
сфера
гражданская сфера
культурная сфера
духовная сфера
Слайд 9Базовые национальные ценности Российского общества
:
патриотизм;
человечество;
семья;
труд и творчество;
традиционные
российские религии;
искусство и литература;
природа.
Слайд 10Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка?
Духовность - это «устремление человека к
тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности»
толковый словарь В.И.Даля
Слайд 11Зачем нужно духовно-нравственное воспитание, развитие ребенка?
«Духовно- нравственное воспитание- это
создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью».
«Безнравственный человек – значит бессовестный».
К.Д.Ушинский
Слайд 12Почему ввели учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
в
4 классе?
Установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, учащимися и их родителями.
Отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка.
Социально-психологические особенности младших подростков.
Слайд 13Особенности ОРКСЭ
1. Модульное построение
- «Основы православной культуры»,
- «Основы исламской культуры»,
- «Основы буддийской культуры»,
- «Основы иудейской культуры»,
- «Основы мировых религиозных культур»,
- «Основы светской этики».
Слайд 14Особенности ОРКСЭ
2. Возможность выбора родителями
(законными представителями)
модуля для обязательного
изучения ребенком.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной
учебно - воспитательной системой.
4. Обязательное педагогическое партнерство
учителей и родителей
Слайд 15Особенности ОРКСЭ
5. Базовые ценности каждого модуля:
Отечество.
Семья.
Культурная традиция.
Слайд 16Межпредметные связи
Служит связующим звеном гуманитарного образования и воспитания школьников.
Дополняет «Окружающий мир».
Предваряет
изучение предмета «История» и «Обществознание» в 5 классе.
Слайд 17Предметные результаты
изучения курса:
понимание значения духовности, нравственности, морали, морально
ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
Слайд 18
Предметные результаты
изучения курса:
формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
укрепление веры в Россию, духовной преемственности поколений;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Слайд 19
- мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России;
- диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс ОРКСЭ способствует
формированию у младшего школьника:
Слайд 20Курс ОРКСЭ является
культурологическим
Направлен на развитие у школьников представлений о базовых ценностях
человечества.
Не предусматривает обучение религии.
Слайд 21Учебно-методический комплекс издательства «Просвещение»
Слайд 22Учебно-методический комплекс издательства «Просвещение»
Слайд 23Как организовано изучение ОРКСЭ?
1. Ведет курс учитель начальных классов, истории.
2. Формы
работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
3. Проектная деятельность.
4. Безотметочная методика преподавания.
Слайд 24Результаты выбора родителями модуля курса ОРКСЭ
должны быть зафиксированы письменными заявлениями родителей
о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Слайд 25Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…
А.С.Пушкин
Слайд 26Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»
Слайд 27ФГОС:
Требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы:
-предметным,
-метапредметным
-личностным
Слайд 28Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию
и личностному самоопределению;
-сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений;
ценностно – смысловых установок
Слайд 30Нормативно – правовая база введения курса ОРКСЭ
1. Распоряжение правительства РФ от
28.01.2012 №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012-2013 у.г. во всех субъектах РФ комплексного учебного курса «основы религиозных культур и светской этики».
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.02.2012 №МД – 102\03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012г.»
3. Письмо Министерства образования Московской области от 10.09.2012г. № 9452-08о\07 методические рекомендации «Об обучении основам религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Российской федерации»
Слайд 31Модуль «Основы светской этики»: особенности содержания и технология преподавания
Слайд 321. Особенности содержания
2. Технологии преподавания
3. Методические
рекомендации
Слайд 33 Преподавание курса ОРКСЭ способствует накоплению у учащихся культурологических знаний, формированию
их общекультурной эрудиции. Особо значимой в современных социокультурных условиях является развивающая внепредметная, внешкольная составляющая данного курса, его нацеленность на достижение результатов воспитания, оценить которые будет возможно в будущем.
Слайд 34Методологическая основа курса «Основы светской этики»
- Культурологический подход
Аксиологический подход
- Системно
– деятельностный подход
- Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе обучения
Слайд 35Культурологический подход
Предмет вводится в рамках культурологического подхода – ключевое слово в
названии предмета «культура», а не религия и не вероучение. Носит развивающий просветительский и мировоззренческий характер.
Слайд 36Системно – деятельностный подход
Раскрывает основные психолого – педагогические закономерности
процесса развивающего
образования.
Раскрывает структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей.
В основе познавательного развития детей должна быть положена организация учебных действий.
Слайд 37Аксиологический подход
Аксиологически направленное развитие и воспитание школьников должно рассматриваться как интегрирующий
фактор всей системы образования, направленной на формирование ценностно-смысловой сферы учащихся. Специфика аксиологически направленного развития и воспитания младших школьников состоит в обеспечении интенсивного развития ценностно-смысловой сферы младшего школьника на основе расширения личного опыта ребенка по реализации ценностных установок в деятельности и общении; формирования у него представлений о гуманистических общечеловеческих ценностях, создании нравственного уклада школьной жизни.
Слайд 38Содержание учебника А.И.Шемшуриной
Учебник содержит 34 занятия (урока).
Первое занятие посвящено понятию
этики как науке о нравственной жизни человека.
Важно что на этом занятии определяются те нравственные основы, на которые учитель и дети будут опираться в течение всего изучаемого курса.
Слайд 39СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА А.И.ШЕМШУРИНОЙ
Слайд 40
Учебник поделен на 8 разделов по 4 раздела в каждом полугодии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА А.И.ШЕМШУРИНОЙ
Слайд 41Учебник содержит дополнительные
тексты к урокам, изречения мыслителей, задания творческого и
практического характера, вопросы
для размышления.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА А.И.ШЕМШУРИНОЙ
О содержании разделов кратко говорится в шмуцах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНИКА А.И.ШЕМШУРИНОЙ
Слайд 43Методические пособия
- программа для учителя
- рабочая тетрадь
- методические рекомендации для учителя
Слайд 44Содержание рабочей программы
Пояснительная записка .
Общая характеристика учебного предмета ОРКиСЭ.
Место комплексного учебного
курса в программе обучения и учебном плане.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Планируемые результаты.
Пояснительная записка к рабочей программе «Светская этика»
Слайд 45Содержание рабочей программы
Цель и задачи модуля.
Основное содержание модуля «Светская этика».
Требования к
уровню подготовки обучающихся.
Тематическое планирование учебного материала.
Учебные и учебно-методическое обеспечение.
Слайд 46Диалогическое взаимодействие с учащимися в процессе преподавания модуля «Основы светской этики»
Технология
этического диалога, разработанная А.И.Шемшуриной, позволяет выстраивать этические занятия как глубоко осмысленный и творчески продуманный сюжет. Основана на принципах диалогового взаимодействия: знания – чувства – поведение и включает следующие компоненты:
1.Завязка. Выход на проблему.
2. Активное совместное размышление
над проблемой.
3. Кульминационный момент.
4. Нравственный выбор.
5. Развязка. Открытый финал.
6. Рефлексия.
Слайд 47Данная технология позволяет выстраивать взаимоотношения с детьми на основе осмысления нравственно-этических
категорий.
В процессе диалога учащиеся осуществляют нравственный выбор, открыто защищая и отстаивая собственную позицию, внутренне осмысливая происходящее на этическом занятии, совершая нравственный выбор
Слайд 48Презентация составлена
учителем начальных классов
Васильевской ОШ l-lll ступеней
Сулеймановой Гульнарой
Кайргалиевной
2014-2015 учебный год