Слайд 1
МБОУ «Темкинская СШ»
Выступление на педсовете
«Мотивация учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста»
Учитель
начальных классов
Борисова В.В.
Темкино
2017
Слайд 2Актуальность
Мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Младший
школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.
Слайд 3Три блока формирования мотивации
Эмоциональный
Мотивационно-целевой
Познавательный
Слайд 4Эмоциональный блок
1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех
учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.
Слайд 5Мотивационно-целевой
1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита
знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;
2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания (см. приложение), дозированность дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке, варьирование заданий по степени значимости, прерывание и незавершённость деятельности;
3) реакция на ошибку, через приём "лови ошибку", выяснение причин ошибок и определение последующих действий;
4) практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией,
Слайд 6Познавательный
1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в
группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём "метод проб и ошибок", оказание учащимися помощи друг другу.
2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации, через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, эвристическую беседу, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ.
Слайд 7Организационная структура (сценарий) урока
Слайд 81. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности.
Этот этап предполагает осознанное
вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”) 2) выделяется содержательная область (“могу”)
Слайд 10«Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Слайд 112. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Данный этап
предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
Слайд 183. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление
учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.
Слайд 234. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания).
На данном этапе
учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1) ставят цель, 2) строят план достижения цели, 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели.
Слайд 255. Реализация построенного проекта.
На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи
(обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
Слайд 266. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Организовать усвоение детьми нового
способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).
Слайд 277. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания
на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 29
8. Разно уровневая самостоятельная работа.
– Теперь проверим, на каком уровне каждый
ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.
Уровень 1.
Выполни вычисления.
+4235 _36798 +3452 _82675
1943 19467 2807 1569
Уровень 2.
Вычисли, записывая решение столбиком.
18506 + 32993
14238 – 2387
48324 + 12307
62347 – 7835
Уровень 3.
Вычисли, записывая решение столбиком, и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.
13534 + 32994
126547 – 79652
74648 + 37829
Слайд 308. Включение в систему знаний и повторение.
Организовать выявление границ применения
нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Слайд 319. Рефлексия учебной деятельности.
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию
неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.
Слайд 32Чтение по ролям сказки
по группам
Слайд 35Математическая пятиминутка
Решение выражений по уровням.
1 уровень – 725 + 136,
912 – 635
2 уровень – 7368 – 1729, 20729 + 8675
3 уровень – 528047 + 132432 + 5212
672289 – 51552 – 215
Самопроверка
Слайд 48Итоги административной
контрольной работы
Русский язык
«5» - 3
«4» - 5
«3» - 2
Не
выполняли работу – 3
Успеваемость 100%
Качество 80%
Слайд 49Итоги контрольной работы
Математика
«5» - 4
«4» - 4
«3» - 6
«2» -
0
Успеваемость 100%
Качество 58%
Слайд 50Шкала трудности учебных предметов