Слайд 1Введение детей в мир
логико-математических
представлений с помощью
дидактических игр
ВЫПОЛНИЛА
Кашмова М.
В.
Слайд 2
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра
– это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский.
Слайд 3Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая
игра может быть индивидуальной или коллективной
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика.
Слайд 4Принципы организации игр
Отсутствие принуждения
Развитие игровой динамики (от малых успехов
к большим)
Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей
Взаимосвязь игровой и мыслительной деятельности
Постепенный переход от простых форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Слайд 5
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы
Игры с геометри-
Игры с цифрами ческими фигурами
и числами
Игры на ориенти- Игры на
рование в пространстве логическое
мышление
Игры – путешествие
во времени
Слайд 6Игры с числами и цифрами
К первой группе игр относится обучение детей
счету в прямом и обратном порядке.
Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Игра «Считай, не ошибись» помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут», «Составь цифру», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Слайд 7Игры с числами и цифрами
Учить соотносить число с количеством предметов и
считать в пределах 10.
«Помоги Красной Шапочке Пазл «Цифры»
сосчитать предметы» «Посчитайка»
Слайд 8Игры с числами и цифрами
Пазл «Мои первые цифры»
«Сколько», « Веселый счет»,
Учить соотносить число с «Один-много»
количеством предметов. Учить счету в пределах 10.
Слайд 9Игры с числами и цифрами
«Считай, не ошибись»
Упражнять в прямом и
обратном счете
Слайд 102. Дидактические игры «Путешествие во времени
Вторая группа игр (Путешествие во времени)
служит для знакомства детей с частями суток, часами, днями недели, месяцами: «Части суток», «Точное время», «Веселый распорядок дня», «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев».
Слайд 11Дидактические игры «Путешествие во времени
«Части суток»
Пазл «Распорядок дня» «Точное время»
Слайд 123. Игры на ориентирование в пространстве
В третью группы входят игры на
ориентировку в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Направо-налево» «Расскажи про свой узор», «Что где находится» «Мастерская ковров», «Вокруг да около», «Художник», «Справа-слева, сверху –снизу», «Путешествие по комнате», «Ориентирование».
Слайд 133. Игры на ориентирование в пространстве
Слайд 14 Игры с геометрическими фигурами
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур
детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (Поверхность крышки стола, лист бумаги и т. д.). Проводится ига «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем дети называют и рассказывают, что они нашли.
Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
Слайд 15 Игры с геометрическими фигурами
«Геометрические фигуры», «Сложи квадрат»
Учить находить подходящие
геометрические фигуры и собирать
«Форма и цвет» их из частей.
Учить распознавать фигуры
по цвету и форме.
Слайд 16Игры с геометрическими фигурами
«Рамки – вкладыши»
Учить находить подходящие фигуры и
собирать
их из частей, называть цвета. Сопоставить по форме и цвету. цвету и размеру.
Слайд 17Игры с геометрическими фигурами
Пазлы «Цвет и формы» и «Геометрические формы»
Учить сопоставлять
по форме и цвету .
Слайд 18Игры на логическое мышление
В дошкольном возрасте у
детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Размышляйка», «Часть и целое". Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Даются задания продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы , учитывать одновременно цвет и величину.
Слайд 19Игры на логическое мышление
«Лабиринты» Игра «Для умников и умниц»
Слайд 20Игры на логическое мышление
«Часть и целое» «Размышляйка» «Дополни картинку»