Слайд 1Возрастные особенности детей 4-5 лет
Подготовила педагог Колмакова С.Н.,
Слайд 2Психологический портрет
Период от 4 до 5 лет – продолжение периода самоутверждения.
Ребенок приписывает себе качества, которыми не обладает, но хотел бы обладать. Твердит, что он самый-самый (смелый, сильный, ловкий). И верит в это, и обижается, когда ему не верят.
Слайд 3Чтобы привлечь к себе своих родителей, малыш способен на любые трюки,
вплоть до капризов и продуманных истерик. Хотя он уже усвоил нравственные нормы.
Весь в эмоциях: то загорается, то потухает. Он уже умеет скрыть обиду, сдержать слезы или страх. Может быть то всемогущим, то неуверенным и застенчивым.
Слайд 4В 5 лет – пик страхов. В 4-5 лет – страх
темноты, глубины, одиночества, сказочных персонажей, воров, нападения, пожаров. Больше всего ребенка мучает страх наказания родителями за шалости и баловство.
Формируются стереотипы полового поведения: девочки предпочитают тихие «семейные» игры, а мальчики – азартные, соревновательные, технические средства.
В игре обычно формируется самооценка. К 5 годам ребенок знает себе цену. И в игре уже проявляется – лидер он или нет, в чем слабости его характера, в чем сила.
Слайд 5Умнеет на глазах, словарный запас растет. Что будет? Зачем? Для чего?
Появляются успехи в рисовании, лепке, гимнастике, танцах.
После 4,5 лет многие дети начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития детей, но и не форсируйте его. Не следует ставить задачу научить их читать как можно раньше. С каждым ребенком действуйте, исходя из его темпа запоминания и степенью заинтересованности в таких занятиях.
Слайд 6Недостатки воспитания к этому возрасту начинают оформляться в устойчивые неприятные черты
характера. Важно воспринимать эти черты именно как следствие неправильного воспитания. Мягко и деликатно корректируйте неприятные проявления, учитывая индивидуальные особенности, темперамент и принимайте ребенка независимо от его поведения.
Слайд 7Взаимоотношения со сверстниками
На 4-5-м году жизни меняется характер взаимоотношений с детьми.
Ребенок уже не может обходиться без ровесников. Общение с вами, даже очень занимательное, не способно заменить общение со сверстниками. Это связано с переходом к совместной игре и эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Сюжетно-ролевые игры на 1-м месте. Нельзя играть во «врача» без «пациента», в «продавца» без «покупателя», в «маму» без «детей». Около 4-х лет партнером по игре могла быть игрушка, а теперь появился интерес к взаимодействию с настоящим партнером сверстником.
Слайд 8Возрастает сопереживание сверстнику. Однако, оно зачастую неадекватно – успехи сверстника могут
огорчать, а неудачи – радовать. Дети начинают хвастать, завидовать, конкурировать, конфликтовать. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Достоинства, которыми обладает ребенок, приобретают значимость, только когда их оценивает кто-то другой. Потребность в признании и уважении сверстников оказывается главной.
Слайд 9Взаимоотношения с родителями
Воспитывают до 5 лет, потом уже перевоспитывают. 5 лет
– это последний возраст, когда ребенок безгранично и во всем доверяет своим родителям и другим близким взрослым. Потом такого уже не будет. 5-летнему важна оценка значимого взрослого.
Слайд 10В 4-5 лет ребенок воспринимает взрослого как источник новых знаний и
очень остро нуждается в уважении взрослого. Близкий взрослый может повлиять на успешность ребенка в коллективе, обогатив игровой и коммуникативный арсенал ребенка. Взрослый должен учить его понимать чувства и желания другого, сопереживать и выражать свое сочувствие и уважение.
Слайд 11Как воспитать послушание:
единство требований приводит к формированию устойчивых привычек;
проявление такта, терпения;
объяснение,
почему надо мыть руки, нельзя шуметь, обижать.
Ребенок реагирует не только на то, что вы потребовали, но и на то, как (спокойно, ласково или грубо, обидно).
Требования должны выполняться обязательно. Повторить еще раз более категорично. Не послушается – оставить в покое и не общаться. Важно, чтобы не накапливался опыт непослушания.
Слайд 12Объяснять причину запретов и запрещать то, что действительно нельзя делать.
Заменить угрозу
обещанием, т.к. невыполнимые угрозы подрывают доверие к родителям.
«Не уберешь игрушки – выкину»; «Перестань реветь – уйду».
Лучше делать упор на «+» – «… не успеем почитать».
Не говорить «Ты грязнуля» – «У тебя грязно».
Дети легче откликаются на ободряющие слова и хуже – на унижающие.
Следует осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.
Не спешите с наказаниями – выясните причину. Дети редко действуют преднамеренно.
Угрозы – как приглашение к действию «Вот только сделай» (залезь, сорви, тронь).
Лучше делать акцент на чувствах «Я волнуюсь», «Мне обидно», «Я горжусь».
Положительные поступки ребенка не оставлять без внимания.
Крик действует, пока ребенок к нему не привыкнет. Нужно, чтобы он понимал смысл ваших слов.
Ребенку важно чувствовать и знать, что его любят.
Слайд 13Психическое развитие
Восприятие: к 4-5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют
представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может целенаправленно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. При обследовании несложных предметов он способен придерживаться определённой последовательности: выделять основные части, определять их цвет, форму и величину, а затем — дополнительные части. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.
Слайд 14В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже
не является такой непосредственной, как раньше. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребёнку необходимо отчётливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Мышление детей 4-5 лет протекает в форме наглядных образов, следуя за восприятием.
Слайд 15Ребенок должен уметь:
Складывать разрезанную картинку из 5-6 частей;
Находить и
объяснять несоответствия на рисунках;
Находить и объяснять отличия между явлениями;
Находить в группе слов лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее;
Называть обобщающим словом каждую группу предметов: домашние и дикие животные, птицы, насекомые, ягоды, овощи и фрукты;
Определять последовательность событий.
Слайд 16К 4-5 годам внимание становится всё более устойчивым (занимается интересной деятельностью
в течение 15-20 минут) - если ребёнок пошёл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребёнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Слайд 17В 4-5 лет интенсивно развивается память ребёнка - он может запомнить
уже 5-6 предметов из 10, изображённых на предъявляемых ему картинках. Цепкая память позволяет ребёнку 4-5 лет многое запоминать, он легко выучивает наизусть стихи и может выразительно читать их на публике.
Слайд 18В возрасте 4-5 лет преобладает воображение, воссоздающее образы, которые описываются в
стихах, рассказах взрослого, встречаются в мультфильмах и т. д. Особенности образов воображения зависят от опыта ребёнка: в них часто смешивается реальное и сказочное, фантастическое. Однако образы у ребёнка 4-5 лет разрозненны и зависят от меняющихся внешних условий.
Слайд 19Дети среднего дошкольного возраста свободно ведут счет в пределах 5, видят
геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называют времена года, части суток. Различают правую и левую руку.
Слайд 20Эмоции. 4-летние дети – уравновешенные и жизнерадостные существа. Главными источниками эмоций –
жизненные ситуации, система взаимоотношений, в которую попадают люди. Это любовь и вражда, страх и помощь, справедливость и несправедливость. Отношения со сверстниками начинают вызывать сильные эмоции.
Слайд 21Мелкая и крупная моторика
Завязывать узлы на толстой веревке;
Резать ножницами;
Лепить из
пластилина и глины фигурки животных, различные предметы;
Проводить линии точно по точкам, не отрывая карандаш;
Аккуратно раскрашивать картинки не выходя за контур.
Слайд 22Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить
занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.