Слайд 1Лекция Возрастные кризисы и их особенности
Слайд 2Возрастные кризисы и их особенности
В целом возрастные кризисы у детей длятся
недолго, как правило, несколько месяцев и, только в особо запущенных случаях, при определенном стечении сопутствующих обстоятельств, затягиваются на пару лет.
Для ребенка всегда характерны резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке.
Слайд 3Для критических периодов характерны следующие особенности:
Границы, отделяющие начало и конец
кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея.
Слайд 4Для критических периодов характерны следующие особенности:
2. Трудновоспитуемость детей в критические
периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Слайд 5Для критических периодов характерны следующие особенности:
3. Негативный характер развития. Отмечено,
что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.
Слайд 6Л.С. Выготский выделил следующие возрастные кризисы детей:
кризис новорожденного - отделяет эмбриональный
период развития от младенческого возраста;
кризис 1 года - отделяет младенчество от раннего детства;
кризис 3 лет - переход к дошкольному возрасту;
кризис 7 лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
кризис подросткового возраста (13 лет)
Слайд 7Кризис новорожденных
осознание кризисной ситуации, которая возникла по причине условий жизни и
адаптации к новым условиям существования.
Слайд 8Кризис первого года жизни
Кризис 1 года жизни сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом,
обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый.
Слайд 9Кризис третьего года жизни
Главным из таких признаков является – негативизм к
просьбам окружающих о выполнении какого-либо действия, который внешне проявляется выполнением с точностью до наоборот.
Кризис 3-х лет относится к числу острых. Ребенок неуправляем, впадает в ярость. Поведение почти не поддается коррекции. Период труден как для взрослого, так и для самого ребенка. Симптомы называют семизвездием кризиса 3 лет.
Слайд 10Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то,
что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
Упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением.
Строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
Своеволие. Стремится все делать сам.
Протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
Симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
Деспотизм. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Слайд 11Кризис семилетнего возраста
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления
действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Слайд 12Если ребенок придет в школу поздно (7,3–8 лет), то ему придется
пройти через следующие фазы:
1. Докритическая фаза. Игра уже не интересует ребенка так, как раньше, она отходит на второй план. Он старается внести изменения в игру, возникает стремление к продуктивной, значимой, оцениваемой взрослыми деятельности. У ребенка начинает появляться субъективное желание стать взрослым.
Слайд 132. Критическая фаза. Так как ребенок субъективно и объективно готов к
обучению в школе, а формальный переход запаздывает, то у него возникает неудовлетворенность своим положением, он начинает испытывать эмоционально-личностный дискомфорт, в поведении появляется негативная симптоматика, направленная в первую очередь на родителей.
3. Посткритическая фаза. Когда ребенок приходит в школу, его эмоциональное состояние стабилизируется и восстанавливается внутренний комфорт.
Слайд 14У детей, пришедших в школу рано
(6–6,3 года), отмечаются следующие фазы.
1.
Ребенка на данном этапе больше занимает не учеба, а игра, пока она остается его ведущей деятельностью. Поэтому у него могут быть лишь субъективные предпосылки для учения в школе, а объективные еще не сформированы.
2. Так как у ребенка еще не сформировались предпосылки для перехода от игровой деятельности к учебной, он продолжает играть и на уроке, и дома, что приводит к возникновению проблем в учебе и поведении. Ребенок испытывает неудовлетворенность своим общественным положением, переживает эмоционально-личностный дискомфорт. Негативная симптоматика, появляющаяся в поведении, направлена против родителей и учителей.
Слайд 153. Ребенку приходится параллельно, на равных условиях, осваивать учебную программу и
желательную игровую деятельность. Если ему удается это сделать, то эмоционально-личностный комфорт восстанавливается и негативная симптоматика сглаживается. В противном случае негативные процессы, характерные для второй фазы, будут усиливаться.
Отставание в учебе у детей, рано пришедших в школу, может наблюдаться не только в первом классе, но и в последующих классах и привести к общей неуспеваемости ребенка в школе.
Слайд 16Кризис возраста от 11 до 15 лет
В этом возрасте идет усиленный
рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.
Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.
Слайд 17Кризис 17 лет
Зачастую к этому времени за плечами первый половой опыт,
который, также, может послужить отдельной причиной для возникновения полового кризиса у женщин. Но, как правило, эта проблема весьма скоротечна – получаемое удовольствие перекрывает все негативные мысли и переживания.
Данный период характеризуется порождением различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни, у мужчин – уходом в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.
Слайд 18Кризис среднего возраста
Работа по микрогруппам