Слайд 1Возможности здоровьесберегающей среды как средство сохранения здоровья детей раннего возраста
Исполнитель:
Чупина Наталья
Васильевна
студент 4 курса 444 группы,
специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Руководитель:
Кокорина Наталья Николаевна
Заведующий МБДОУ «Детский сад №34»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГБПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»
ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья
ребёнка и его физическое развитие»
Слайд 2Первоочередной задачей является сохранение и укрепление здоровья детей и свободное развитие
личности
Основы физического здоровья и высокой жизненной активности закладываются в раннем возрасте
(Федеральный Государственный образовательный стандарт Дошкольного образования)
Слайд 3Данные факторы приводят к повышенной детской утомляемости и заболеваемости, нарушениям эмоционально-волевой
сферы детей
Хронические заболевания
Наследственный фактор
Неправильное питание
Телевидение, компьютер
ЭКО - ситуация
Слайд 4Цель исследования:
определить возможности здоровьесберегающей среды для сохранения здоровья детей раннего
возраста.
Объект исследования:
процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.
Предмет исследования: здоровьесберегающая среда.
Слайд 5Проблема исследования
Сохранение здоровья детей раннего возраста посредством формирования здоровьесберегающей среды группы
Методы исследования
1. Подбор психолого-педагогических и методических источников
2. Обобщение источников информации по данной теме
3. Изучение и обобщение педагогического опыта
Слайд 6Задачи исследования
1. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей раннего возраста;
2. Раскрыть понятие здоровье,
определить критерии здоровья;
3. Провести теоретический анализ организации здоровьесберегающей среды детей раннего возраста;
4. Определить основные направления организации здоровьесберегающей среды детей раннего возраста
5. Составить методические рекомендации педагогам и родителям.
Слайд 7Теоретическая значимость
Здоровье ребенка определяется как возрастными возможностями растущего организма, так и
влиянием на него целого комплекса факторов наследственно-биологического и социального генеза.
Одной из важнейших задач является, оценка состояния здоровья детей, обуславливающая индивидуальный подход к наблюдению, проведению профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Слайд 8Практическая значимость
В результате анализа исследований, посвященных определению понятия здоровья с психолого-педагогических
позиций, выявлено, что большинство ученых на первое место ставят фактор адаптации, который определяет высокую приспособляемость организма к изменившимся условиям внешней среды и значительным психическим и физическим нагрузкам.
На втором месте факторы сохранения и регулирования постоянства внутренней среды, которые имеют защитно-приспособительный характер, компенсирующий изменения в организме в процессе его адаптации (А.Г. Дембо, Л.Г. Татарникова).
На третьем месте социальные факторы и воспитание.
Слайд 9«В современном понимании, здоровье - это не только жизнь без болезней,
но и гармоническое развитие, высокая умственная и физическая работоспособность, умение быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды»
(В.Н. Муравьева)
Поэтому правильно подобранные технологии и организованная здоровьесберегающая среда в группах раннего возраста помогает ребенку адаптироваться и как результат - снижение заболеваемости.
Слайд 10Теоретические основы организации здоровьесберегающего процесса для детей раннего возраста
Для полноценного
развития ребенка раннего возраста взрослым необходимо:
1. создавать условия для организации предметной деятельности и общения с взрослыми и сверстниками;
2. способствовать развитию речи;
3. обеспечивать полноценное физическое, в том числе двигательное развитие;
4. с целью сохранения и укрепления здоровья, создавать здоровье сберегающую среду.
Слайд 11 Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего
возраста
Зависит от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально-комфортного режима детей :
1. целостностью медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
2. решение комплекса воспитательных, образовательных и развивающих задач, где главным является взаимодействие большого количества специалистов, решающих, как правило, узконаправленные задачи;
3. целостность жизнедеятельности ребёнка.
4. Взаимодействие ребёнка с миром взрослых и сверстников.
5. целостность образовательного пространства, который, позволяет реализовать индивидуальные потребности каждого ребёнка.
6. возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями, разнообразными видами детской деятельности.
Слайд 12Опираясь на теоретические положения известных отечественных и зарубежных исследователей по проблемам
физиологии и физического воспитания (П.К. Анохин, Ю.Ф. Змановский, Т.М. Осокина, И.И. Брехман, М.Штарк и др.), М.В. Корепанова в комплексное определение здорового ребенка включает такие характеристики, как жизнерадостность, устойчивость к неблагоприятным внешним факторам, высокий уровень выносливости и работоспособности, мотивация к ведению ЗОЖ.
Слайд 14Критерии здоровья ребенка
- генетические
- метаболические
- морфологические
- физиологические
- психические
- социально-духовные
- трудоспособность
- медицинские
Слайд 15Здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении представляет собой систему, состоящую из
образовательного процесса, социального и предметного компонентов.
Слайд 17К социальному компоненту
здоровьесберегающей среды в ДОУ относятся:
педагогический персонал;
медицинский персонал;
семья, соседи, родственники
Предметный компонент
представлен:
физкультурно-оздоровительной базой;
играми, игрушками, физкультурно-спортивным оборудованием, инвентарем, тренажерами и пр.
Слайд 18Питание - В течение двух недель ребенок получает все продукты в
полном объеме в соответствии с установленными нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей согласно санитарных правил.
Образовательная среда - Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Составляющие здоровьесберегающей среды в ДОУ
Слайд 19Организация образовательного процесса - Развитие и обучение малышей происходит в специально
организованных играх занятиях, в процессе которых детьми приобретаются знания и умения, без которых невозможно их нормальное развитие.
Использование здоровьесберегающих технологий - Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в группе.
Медицинский контроль и профилактика - Рациональный режим дня, ограничить просмотр телепередач и компьютерных игр, увеличить продолжительность сна на 1-1,5 часа, обязательные прогулки е менее 4 часов в день.
Слайд 20Методические рекомендации педагогам и родителям по созданию здоровьесберегающей среды
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
Профилактическое
направление - обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада.
Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.
Проведение доврачебных обследований.
Слайд 21Организационное направление – организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.
Составление индивидуальных планов оздоровления
детей.
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
Лечебное направление - противорецидивная профилактика хронических заболеваний.
Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.
Оказание скорой помощи при неотложных состояниях.
Слайд 22Методические рекомендации педагогам и родителям по созданию здоровьесберегающей среды
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
1. Дыхательные
упражнения для детей раннего возраста.
2. Упражнения на нормализацию дыхания.
3. Звуковая гимнастика Лобанова.
4. Игровые упражнения «Босоножье».
5. Точечный массаж (по А. А. Уманской).
6. Гимнастика маленьких волшебников.
7. Пальчиковая гимнастика.
8. Релаксация.