Слайд 1Воспитание толерантности
у младших школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад
Слайд 2В 1995 году 185 стран подписали
Декларацию Принципов Толерантности
"Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Слайд 4Цель урока:
формирование качества толерантности.
Задачи:
ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
развивать коммуникативные умения детей
развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
развивать умение пользования словарями
Слайд 6Сообщение темы
Сегодня необычный урок. Мы не будем заниматься математикой, чтением и
т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку.
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх.
(Ребенок, взрослый, старик)
Слайд 7На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
Мы будем говорить
о человеке и очень важном и нужном качестве его личности
Слайд 8Вступительная беседа
Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается
из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Слайд 9Вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в
толковании этих слов.
проявление заботы, внимания, уход за кем-то.
легкое устанавливание контактов.
мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех.
радость от жизни, её проявлений .
устойчивое положительное отношение к жизни .
стремление сделать другому добро .
сострадание .
почтительное отношение .
готовность понять другого, помочь ему .
Слайд 10 Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается
на всех качествах, которые мы назвали, давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Дети находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
Слайд 11Тестирование (практическая работа)
1. Если одноклассник очень отличается от меня внешним видом,
поведением, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) подружусь с ним
2. Когда в игре кто-то делает по- своему, не так, как мне хочется, я
а) не буду с ним играть
б) толкну, стукну его
в) попрошу объяснить, что он делает
3. Если моего одноклассника похвалила учительница за хороший ответ, а меня нет, я
а) не буду с ним общаться
б) толкну, стукну его
в) постараюсь отвечать лучше
4. В нашем классе появился ребёнок – инвалид, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь, какой он неуклюжий
в) подружусь с ним
5. Если одноклассник верит в другого Бога, я
а) не буду с ним общаться
б) посмеюсь над ним
в) попрошу рассказать о его вере
Слайд 12Ответы: а) по 2 балла
б) по 1 баллу
в) по 3 балла
Вывод:
От 5 до 9 баллов – ты часто ведёшь себя так, что людям рядом с тобой неуютно. Ты часто бываешь агрессивным, обижаешь одноклассников. Задумайся, ведь всё сделанное возвращается обратно.
От 10 до 14 баллов – часто ты проявляешь доброту, понимание, уважение к чужому мнению, но иногда ты совершаешь поступки или говоришь слова, за которые тебе бывает стыдно. Сдерживайся!
15 баллов – ты толерантен! Уважая себя, ты уважаешь и принимаешь весь окружающий мир.
Слайд 13VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг)
ФИ ребёнка ___________________
Приготовьте карандаши:
красный
зелёный
розовый
коричневый
жёлтый
Слайд 14– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше
настроение.
красный – чувство возбуждения
зелёный – чувство спокойствия
розовый – чувство счастья
коричневый – чувство угнетённости
жёлтый – чувство уверенности
Слайд 15Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что
в нас разное, а на то, что нас сближает.
Слайд 16Работа в группах
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно
толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
Слайд 173 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и
начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Слайд 18Итог
Я приготовила для вас историю-притчу.
Ворота сада
Жил – был юноша с дурным
характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни он научился контролировать свой гнев, тем самым уменьшая количество забитых гвоздей. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать.
А какой вы извлечёте из неё урок, мы обсудим на следующем классном часе.