Слайд 1ТЕМА: Воспитание нравственно- патриотических качеств дошкольников в разнообразных видах деятельности.
НАЗВАНИЕ: Мы
часть России.
Авторы проекта:
Воспитатели МКДОУ «Мещовский детский сад»
Дронова Т.В. И Белова А.О.
Слайд 2
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С.Лихачёв
Слайд 3
Актуальность:
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» отмечено патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, где основной целью является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Нравственно-патриотическое воспитание — важное звено системы воспитательной работы в дошкольной образовательной организации. Патриотическое воспитание- процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос. С введением в действие ФГОС ДО, произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Во ФГОС ДО подчеркивается необходимость работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
Слайд 4Проблема
Проблема заключается в том, что современные дети мало
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Слайд 5
Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего
Отечества.
Задачи:
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе.
Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово;
Воспитание нравственно-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и города.
Слайд 6
Участники: воспитатели группы, дети старшей (подготовительной) группы, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации проекта:
долгосрочный.
Слайд 7ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Содержание
-Подбор материала, литературы по теме проекта, ознакомление с опытом коллег
(интернет ресурсы);
-Выявить уровень развития у детей по данной теме (диагностика);
-Определить насколько готовы родители к активному сотрудничеству (анкетирование);
-Пробудить интерес у детей и родителей к теме проекта;
- Составить план деятельности для достижения цели;
-Поддержать заинтересованность детей и родителей темой проекта.
Слайд 8ОСНОВНОЙ ЭТАП
(РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА)
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по
расширению знаний дошкольников о родном крае, его природе, достопримечательностях ;
-Расширение представлений о России, как о родной стране, о родном городе;
-Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изодеятельность, художественное слово.
Формы работы
Работа с детьми
•Непосредственно образовательная деятельность
•Экскурсии
•Викторины
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Участие в конкурсах
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
Слайд 10РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Для привлечения внимания со стороны родителей к патриотическому воспитанию, я
подготовила наглядную агитацию, которую расположила в раздевалке: консультации «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»; «Воспитание маленького гражданина»; «Воспитание патриотических чувств у дошкольника»; провела беседы, как индивидуальные, так и коллективные, в которых рассказала родителям о влиянии патриотического воспитания на развитие ребенка, как личности, патриота своей Родины. Предложила родителям , совместно с детьми изготовить фотоальбомы «Моя семья» , «Наш семейный герб», рассказ на тему:«Наш воин- герой», макет «Достопримечательность нашего города», выставка «Семейная реликвия».
Слайд 11ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины,
знают традиции
родного народа, символику России, историю малой родины;
-У детей более глубокие знания о России;
-Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Слайд 12ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей
своей страны, гордятся Россией. Более глубоко изучили историю родного города, расширили представления о профессиях своих родителей, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширились знания детей о народах, проживающих на территории России, закрепили знания о символике Российской Федерации и Мещовска, её значении. У детей расширились знания о столице России. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно-развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Слайд 13
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой
такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
Слайд 14Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении
государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. У детей формируем основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
Слайд 17Игры по патриотическому воспитанию
Слайд 19Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том,
что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Слайд 20В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываем
в них гуманное отношение к своим близким.
Слайд 21«Охранять природу – значит охранять Родину».(М. Пришвин)
Одним из немаловажных факторов патриотического
воспитания детей является труд. Приобщаем их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях.
Слайд 22Через экскурсии и прогулки мы прививаем детям любовь к родной природе,
закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Слайд 24Любить свой город – значит и любить природу в нем.
Во время
экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепить знания и впечатления.
Слайд 25Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают,
что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Слайд 28Экскурсии:- создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
Слайд 30-развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, воспитывать гордость за
свою малую Родину.
Слайд 31Воспитываем у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что
наш город Мещовск – частица огромной страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего, повсюду люди трудятся для всех.
Слайд 33В нравственно-патриотическом воспитании детей огромное значение имеет пример взрослых, дети начинают
понимать, что всякий труд важен и нужен, узнают профессии родителей.
Слайд 39Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям,
и традициям русского народа.
Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Слайд 40Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок,
чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе
Слайд 42Акция к 9 мая и празднику «9 мая» -
«Никто не
забыт, ничто не забыто».
Слайд 43У детей формируем основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к
своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
Слайд 45Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Слайд 47На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
Слайд 48Родина – это город, в котором живет человек, и улица, на
которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Слайд 49«Поделись своей добротой»- применение полученных знаний по нравственно-патриотическому воспитанию в добрых
делах и поступках
Слайд 52Через воспитание любви к природе, животным проявляются самые высокие нравственные качества
человека, в их числе и любовь к Родине.
Слайд 53Кто не любит родную природу, животных,
Тот не любит Отчизну свою.
Слайд 54Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки, сказки,
загадки. Обсуждаем с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Слайд 57
Литература:
И.В. Петрова, Т.Д. Стульник «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-синтез, Москва,2008
г.
Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России», старшая группа, Москва, 2008 г.
М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», Сфера, Москва, 2009 г.
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников», МЦГЛ, 2004 г.
«С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондречкинской, МТЦ, Сфера, 2003 г.