Слайд 1ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра дошкольного
образования и педагогики
Факультет психологии и педагогического образования
Скуба Оксана Геннадьевна
Воспитание чувства сопереживания у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с животным миром
Выпускная квалификационная работа
на соискание степени «бакалавр» по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль подготовки «Дошкольное образование»
Научный руководитель:
Э.Р.Зарединова, к.п.н., доцент
каф. дошкольного образования и педагогики
Симферополь, 2019 г.
Слайд 2Проблема воспитания сопереживания интересовала педагогическую науку на протяжении долгих лет.
Во
все времена ценились в людях такие качества, как доброта, справедливость, милосердие, честность, отзывчивость, уважение к людям, а также способность к сопереживанию и сочувствию.
Слайд 3Целью работы является: теоретическое изучение основ воспитания чувства сопереживания у детей
среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с животным миром. Диагностика уровней развития чувства сопереживания у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
проанализировать теоретические источники по проблеме воспитания чувства сопереживания у детей среднего дошкольного возраста;
обосновать роль воспитания чувства сопереживания к природе и изучить методические аспекты знакомства детей среднего дошкольного возраста с животным миром;
выявить критерии и уровни развития чувства сопереживания у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Воспитание чувства сопереживания у детей среднего дошкольного возраста в процессе знакомства с животным миром.
Слайд 4Понятие сопереживание (эмпатия) впервые появляется в работах немецких ученых начала XX
в., занимавшихся проблемой познания человека человеком, в частности в исследованиях Т. Липпса и образовывается от немецкого слова «einfuhlung» (чувствовать себя в другом).
Слайд 5Понятие «сопереживание» обозначается рядом терминов:
эмпатия (Г.М. Андреевой, Т.П. Гавриловой);
«сопереживание» (Т.Н. Авдулова, В.С. Мухина, Е.В. Кошелева, Т.Н. Счастная);
«проявление альтруистического поведения» (Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон);
«действенная групповая идентификация» (В.В. Абраменкова);
вчувствование в объекты познания (Т. Липпс, Э. Штайн, Э. Гуссерль);
понимание чувств другого человека (Ш. Ференци);
понимание другого человека с помощью чувств (Г. М. Андреева);
понимание как сопереживание (В. Дильтей);
понимание внутреннего мира другого «изнутри», с точки зрения его «внутренней феноменологической перспективы» (К. Ясперс).
Слайд 6Когнитивный подход в изучении проблемы представлен теорией Ж. Пиаже и его
последователями Р. Мюшелли, Л. Кольберг, Д. Бар-Тал .
Исследованию аффективного аспекта посвящена значительная часть работ: А. Валлона, У. Мальрие, З. Фрейда, А. Адлера, K. Paмберта
В советской психологии сопереживание изучается исходя из общих методологических положений об онтогенетическом становлении личности путем «присвоения» материальной и духовной культуры общества. Л.С. Выготский , А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д. Б. Эльконин.
Слайд 7«сопереживание – это восприятие боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием,
сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать, и все из любви к нему. Такое причастие к жизненным переживаниям близких людей основано на эмпатии, как чуткости и глубоком понимании их душевного и физического состояния» М.В. Бондарь
Слайд 8Содержание деятельности по воспитанию чувства сопереживания у дошкольников включает в себя
формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к нормам и правилам; приобретение опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях.
Слайд 9Особенности воспитания сопереживания у детей старшего дошкольного возраста:
- главным условием и
особенностью в воспитании сопереживания у детей является положительный пример взрослого. Необходимо увлекать детей своими чувствами, переживаниями, эмоциями;
- только выработав свою систему воспитания сопереживания у детей, воспитатель воспитывает сопереживание у конкретного ребенка;
- в процессе воспитания сопереживания используются следующие формы организации детей: непосредственно организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная детская деятельность;
- методы и приемы, используемые педагогом для воспитания у детей сопереживания, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.
Слайд 10Могучим фактором, способствующим всестороннему развитию детей, является природа, поэтому возможна такая
организация деятельности, где развитие психических процессов осуществляется через наблюдение и ознакомления с живой природой.
Слайд 11Используя разные формы общения с детьми, педагог дает им примеры положительного
отношения человека к природе; воспитывает у ребят ответственность, доброту; учит проявлять заботу о растениях и животных; рассказывает о необходимости защиты и охраны природы, о труде людей в заповедниках, заказниках.
Слайд 12Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»
городского округа Судак. В процессе экспериментального исследования было задействовано 52 ребенка среднего дошкольного возраста и 4 воспитателя. Исследование проводилось в двух группах: группа № 1, состоящая из 27 детей и группа № 2 – 25 детей.
Слайд 13Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении состояния работы исследуемых групп детей
среднего дошкольного возраста по нравственному и экологическому воспитанию, выявление уровней развития чувства сопереживания к животному миру у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
проанализировать документацию группы МБДОУ по экологическому и нравственному воспитанию детей;
провести наблюдение за образовательно-воспитательным процессом в области экологического воспитания дошкольников средней группы;
провести диагностику и анализ уровней развития чувства сопереживания к животному миру у детей среднего дошкольного возраста.
Слайд 14Таблица 1 – Содержательные компоненты чувства сопереживания к животному миру у
детей среднего дошкольного возраста
Слайд 15диагностические методики, направленные на выявление сформированности сопереживания:
Когнитивный компонент.
Методика «Сюжетные картинки», автор
Р.Р. Калинина
Методика была адаптирована в соответствии с целью нашего исследования;
Дидактическая игра «Дикие и домашние животные»
Беседа «Наши меньшие братья» после просмотра мультфильма.
Эмоциональный компонент.
Методика «Изучение эмоциональных проявлений детей», автор А.Д. Кошелева
Методика «Понимание эмоциональных состояний», авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
Поведенческий компонент.
Методика фиксации результатов оценки эмоционального состояния детей, разработанная Т.А. Данилиной, В.Я. Зедгенидзе.
Педагогическое наблюдение
Слайд 16
Рисунок 1 – Уровни развития чувства сопереживания к животному миру
у
детей среднего дошкольного возраста