Слайд 1
Проектная деятельность
в начальной школе
и её роль в формировании УУД.
Слайд 3Проектная деятельность в начальной школе
способствует расширению кругозора учеников, формирует у них
умение работать с информацией и умение работать в группах, выполняя разные социальные роли. А главное – формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД, развивает творчески.
Цель занятия : определить роль проектной деятельности в формировании УУД в начальной школе.
Задачи занятия: раскрыть сущность проектной деятельности учащихся; определить какие именно общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности в начальной школе; проанализировать требования, предъявляемые к проектам учащихся; изучить способы активизации проектной деятельности учащихся.
Слайд 4Какова основа метода проектов?
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков
обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Слайд 5Что такое проект?
Под проектом понимается «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения
определенной цели в течение заданного периода времени».
Слайд 6
Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности:
направленность на достижение
конкретных целей;
ограниченная протяженность во времени
с определенным началом и концом;
в определенной степени неповторимость и уникальность
координированное выполнение
Слайд 7Цели проектной деятельности
1. Успешность.
Невысокая успеваемость ученика приводит к потере внутреннего ощущения
своей успешности.
Проектная деятельность позволяет обрести ощущение успешности всем учащимся. Определение способов контроля и оценки деятельности, нахождение ошибок в работе и их исправление.
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
Слайд 9
3. умений поиска сведений.
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения. Соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»).
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации.
Слайд 10
4. Развитие умений
Практическая работа над проектами предполагает постоянное применение как знаний,
полученных при работе над темой, так и знаний, полученных на уроках в классе.
Разнообразные действия при работе над проектами можно рассматривать как аналог деловой деятельности взрослых, как постоянный источник жизненных ситуаций, требующих применения имеющихся у школьника умений для их решения.
Слайд 11
6. Привлечение родителей
Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми
и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.
Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них.
Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию.
Слайд 12Цели проектной деятельности
проекты
успех
организация действий,
общение
родители
применение знаний
поиск сведений
творчество
Слайд 13Достоинства метода проектов:
Обучающиеся видят перед собой конечный результат – работу, которую
они сделали сами, вложили в неё душу.
Развитие творческих возможностей и способностей обучающихся. Дети учатся решать новые, нетиповые задачи, выявлять деловые качества.
Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросом, на что я способен, где применить свои знания?
Слайд 14
Умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы
проектов;
владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать последовательную самостоятельную работу учащихся;
Переориентировать всю учебно-воспитательную работу обучающихся на приоритет индивидуальных, парных, групповых видов деятельности исследовательского, поискового, творческого плана.
Слайд 16Этапы проектной деятельности
Выбор темы осуществляется учителем.
Основания для выбора темы:
персональное отношение
учителя к теме,
широта темы – число возможных направлений сбора сведений по теме,
возможность сбора сведений по теме не только из книг, но из экскурсий в музеи, на природу или на работу к кому-то из родителей
Результат – выбранная тема
Слайд 17Этапы проектной деятельности
Выбор направлений сбора сведений
Начинается со знакомства и рекламы темы
(уже выбранной учителем)
Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
Учитель предлагает детям заманчивую россыпь направлений знакомства с темой – на любой вкус
Дети выбирают направление или по аналогии предлагают своё, или откладывают свой выбор на завтра
Результат: выбранные детьми направления сбора сведений (подтемы)
Слайд 18Этапы проектной деятельности
Сбор сведений (поиск информации)
Проводится в основном дома (возможно, в
школе во внеурочное время)
Проводится при активном участии родителей
По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.)
По времени занимает 1-2 недели
Результат: найденные сведения
Слайд 19Этапы проектной деятельности
Представление результатов
Проводится при активном участии родителей в школе во
внеурочное время
Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проекты
Все мероприятия, презентации и защиты фотографируются
Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса
Слайд 20
Виды проектов
ПРОЕКТЫ
Информационные
Исследовательские
Практико-
ориентированные
Творческие
Приключенческо-
игровые
Слайд 21Возможные формы и жанры
продуктов проектной
деятельности:
Альбом,Анализ данных социологического опроса,
Видеофильм,видеоклип,Выставка,Газета,Доклад,Журнал,Коллекция,Костюм,Макет,Модель,
Мультимедийный
продукт,Оформление двора... ,Праздник,Прогноз ,Произведение изобразительного
или декоративно-прикладного искусства,Путеводитель,Реферат, Серия иллюстраций,
Словарь, Сочинение,Стенд,Схема,Чертеж,Экспозиция,
Слайд 27Какова же сущность проектной
деятельности в образовательной области?
В качестве цели творческой
проектной деятельности выступает получение продукта, обладающего объективной или субъективной новизной, имеющего личную или общественную значимость.
Именно творческая проектная деятельность младших школьников будет способствовать образованию, формированию культуры, что поможет по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества.
Слайд 28Проектируя, ребёнок учится:
ставить цель, определять задачу;
соотносить поставленную цель и условия её
достижения;
планировать действия в соответствии с собственными возможностями;
использовать предметные знания для реализации цели;
различать виды ответственности внутри своей учебной работы;
Оформлять результаты проекта и представлять его.
Слайд 29
Метод проектов ориентирован на развитие мышления учащихся, формирование умения самостоятельно приобретать
знания, решать проблему, результатом которого становится проектная работа, отвечающая требованиям субъективной или объективной новизны.
Метод проектов – формирует коммуникативные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия, развивает творчески. Работа над проектами носит исключительно добровольный характер и помогает учителю в организации внеурочной деятельности.
Слайд 30
Проектная деятельность способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития,
обучения и воспитания учащихся;
развитию творческих способностей и активности учащихся;
формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства знаний;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.