Презентация, доклад на тему Влияние сказки на межличностные отношения детей младшего дошкольного возраста МДОУ детский сад Светлячок г. Калязин

Содержание

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать,Коль плохой, то его осудить,Ну а слабый - его защитить!Дети учатся думать, мечтать,На вопросы ответ получать.Каждый раз что – нибудь узнают,Родину свою познают!Сказка учит добро понимать,

Слайд 1 Из опыта работы воспитателя
МДОУ д/с «Светлячок» Сомковой С.П.



Тема «Влияние сказки на формирование межличностных отношений младших дошкольников».
г. Калязин 2016г

Конкурс педагогическиХ идей

Из опыта работы воспитателя МДОУ д/с «Светлячок» Сомковой С.П.   Тема «Влияние сказки  на

Слайд 2






Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то

его осудить,
Ну а слабый - его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что – нибудь узнают,
Родину свою познают!

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.

Сказка учит добро понимать, О поступках людей рассуждать,Коль плохой, то его осудить,Ну а слабый - его

Слайд 3







Изучение человеческих взаимоотношений, общения, ставшее по утверждению видных учёных «проблемой века», является для детской педагогики ключевой проблемой. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребёнка в системе его межличностных отношений со сверстниками. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях образовательной среды ДОУ, накладывает большой отпечаток на становление личности ребёнка, на его характер, терпимость, на его отношение и уважение к другим людям.
Ведь вырастая, ребёнок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит во взрослую жизнь. На этом будут строится его взаимоотношения в коллективе, в повседневной жизни.
Вот почему так значима и актуальна эта тема.

Актуальность.

Концептуальность.


Слайд 4 Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши

быстро растут, развиваются, постигают моральные нормы общества, в котором живут. Очень важно, чтобы они научились жить среди сверстников. Чтобы у них были друзья, от которых можно получить поддержку своим интересам, одобрение при успехе, помощь в случае неудачи, сочувствие огорчённому, радоваться успехам друзей. Эти качества пригодятся ему в дальнейшей жизни. Но они не придут сами собой, их надо воспитывать. Жанр сказки в данном случае наилучшим образом поможет реализовать проблему идеи. Поэтому формирование межличностных отношений через сказку является в моей работе главной целью. Новизна заключается в обновлении содержания и организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГос

Обоснованность данной темы.

Новизна.

Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребёнка. Малыши быстро растут, развиваются, постигают

Слайд 5

Ещё не сформированы правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми( в том

числе моральными).
Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, анализируя некоторую эмоциональную напряжённость и конфликтность в их отношениях, я пришла к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детских коллективах, и волнует это не только воспитателей, но и родителей.
Агрессивный ребёнок создаёт массу проблем не только окружающим, но и себе. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности общения, деформируется личностное развитие.

Проблема.

Ещё не сформированы правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми( в том числе моральными).Наблюдая изо дня в день,

Слайд 6
ГИПОТЕЗА
Процесс формирования межличностных отношений детей

младшего дошкольного возраста будет эффективно развиваться, если:

образовательная деятельность будет осуществляться в процессе различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально – художественной, чтения.)
образовательная деятельность будет осуществляться через разные формы работы с учетом интегративного подхода.
процесс воспитания осуществлять в духе терпимости, уважения ребенком другого ребенка.
если работа ведется в системе.
ГИПОТЕЗА  Процесс формирования межличностных отношений детей младшего дошкольного возраста будет эффективно

Слайд 7



Я считаю, что необходимо

в сознании воспитателей, родителей укоренить мысль о том, что качество дошкольного образования отнюдь не в получении ребёнком огромного количества новой информации, объёма знаний, куда важнее направить общее усилие на полноценное развитие и формирование необходимых межличностных качеств, обеспечивающих успех на следующей ступeни образования. Важно воспитателю проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять и протянуть тонкую, духовную нить. И чтобы эта связующая нить проходила через каждого ребёнка, только тогда возможно развитие индивидуальных качеств детей.

Моя личная позиция.

Я считаю,  что необходимо в сознании воспитателей, родителей укоренить мысль о

Слайд 9

Исходя из актуальности проблемы была поставлена следующая цель:
Создание условий для развития

межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста, приобщение детей к общечеловеческим ценностям посредством сказок.

Цель.

Исходя из актуальности проблемы была поставлена следующая цель:Создание условий для развития  межличностных отношений у детей младшего

Слайд 10Задачи.
Образовательные.
Воспитательные.
Развивающие.
Учить понимать эмоциональное
состояние героев сказок и выражать своё собственное. мнение.
Помогать

усвоению детьми
духовно - нравственных
качеств.

Привлечь детей
к воспроизведению
образов, используя
разные виды театров.

Воспитывать послушание,
умение уступать,
разрешать конфликты,
помогать друг другу и
с благодарностью
принимать помощь.

Пробуждать интерес к сказкам.

Способствовать
формированию
моральных
качеств в процессе установления
позитивных
межличностных
отношений.

Содействовать
развитию познавательной сферы детей, обогащению словаря и
развитию речи.

Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать
нравственный выбор.

Содействовать развитию
мотивационной сферы:
формированию стремления подражать
положительным героям
сказок.

Задачи.Образовательные.Воспитательные.Развивающие.Учить понимать эмоциональноесостояние  героев сказок и выражать своё собственное. мнение.Помогать усвоению детьми духовно - нравственныхкачеств.Привлечь детейк

Слайд 111. Повышение уровня сформированности навыков общения со сверстниками. 2. Повышение уровня знаний

и оценки норм нравственного поведения. 3. Умение уступать, считаться с другими, избегать конфликтов, оказывать помощь. 4. Умение пользоваться моральными оценками: справедливый, заботливый, внимательный, доброжелательный, отзывчивый, дружелюбный, милосердный.


Ожидаемые результаты.

1. Повышение уровня сформированности навыков общения со сверстниками. 2. Повышение уровня знаний  и оценки норм нравственного

Слайд 12Модель организации образовательной деятельности по формированию межличностных отношений (с опорой на

сказку).

Создание развивающей среды с учётом требований ФГОС

Диагностика воспитанников

Подбор литературы.

Изготовление разных
видов театра для театральной
деятельности

Аудио- видео техника

Формы организации детской деятельности с учётом интеграции образовательных областей.

Чтение
сказок

Дидактические игры,проблемно-игровые
ситуации

Коммуникативные
игры

Мини - беседы

Этические - беседы

Мини – спектакли,
игры - этюды,
игра - драматизация

Методические приёмы

Наглядный

Практический

Словесный

Игровой

Фронтальная Групповая Подгрупповая Индивидуальная

Ситуативные
разговоры

Основные виды деятельности детей.

Формы работы.

Коммуникативная Игровая Двигательная Познавательно - исследовательская Музыкальная - художественная Чтение художественной литературы

Модель организации образовательной деятельности по формированию межличностных отношений (с опорой на сказку).Создание развивающей среды с учётом требований

Слайд 13
Тематические дни и недели

на
основе сюжетов
сказок.

Организация
развивающей
среды.

Интегративный подход
в формировании межличностных отношений у детей младшего
дошкольного возраста.

Использование разных видов театра в режиме дня.

Праздники и развлечения

Непосредственно - образовательная деятельность.

Совместная
и
самостоятельная
деятельность.

Организация кружка «Смешарики».

Проектная
деятельность.

Наши достижения.

Модель реализации педагогического опыта.

Взаимодействие с
семьёй.

Организационные формы работы в триаде :

Ребёнок-
ребёнок

Ребёнок –
воспитатель

Ребёнок –
родитель

Традиции
группы

Тематические дни и недели наоснове  сюжетовсказок.Организация развивающейсреды.Интегративный подходв

Слайд 14 Этапы реализации педагогического опыта.
1 этап. Стартовый.
Проведение диагностики.
Анкетирование

родителей.
Осуществление сбора и уточнение информа-
ции, выбор оптимальных вариантов по теме.
Создание предметно – развивающей среды.
Этапы  реализации педагогического опыта. 1 этап.  Стартовый.Проведение диагностики.Анкетирование  родителей.Осуществление сбора и уточнение информа-ции,

Слайд 15
Предметно - развивающая
среда.
Уголок эстетического
восприятия.

Предметно - развивающая среда.Уголок эстетическоговосприятия.

Слайд 16Форма анализа:
1. Обстановка в группе.
2. Атмосфера в группе.
3. Определение положительных
аспектов

атмосферы.
4.Определение отрицательных
аспектов атмосферы.
5. Наблюдения за самостоятельной
деятельностью детей.
6. Определение приёмов
педагогического воздействия.

2 этап. Поисково - исследовательский. Наблюдения, исследования, анализ групповой ситуации.

Форма анализа:1. Обстановка  в группе.2. Атмосфера в группе.3. Определение положительныхаспектов атмосферы.4.Определение отрицательных аспектов атмосферы.5. Наблюдения за

Слайд 17Первичная диагностика
Анализа групповой ситуации На начало года.
Обстановка в
группе
Частично
неблагоприятная.
Присутствуют
конфликтные
ситуации,
обиды.
Не умеют уступать друг

другу, проявляют
агрессию.

Частично проявляют желание помочь друзьям

Первичная диагностикаАнализа групповой ситуации На начало года.Обстановка вгруппеЧастичнонеблагоприятная.Присутствуютконфликтныеситуации,обиды.Не умеют уступать друг   другу, проявляютагрессию.Частично проявляют желание

Слайд 183. этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта. Схема игр и игр

– упражнений на оптимизацию межличностных отношений в диадах: «Ребёнок – ребёнок» ( на основе сказочных персонажей).

Цель: учить
детей

вступать в контакт

дружбе

взаимопомощи,
дружелюбию

способности
общения.

умению слушать друг друга

выражать сочувствие

выражать
сопереживание

разрешать
конфликты

анализировать
поступки

поддерживать
друг друга

воспитывать
желание
помочь

Классификация игр

Игры и упражнения
на умение вступать в
контакт.
«Познакомимся поближе».

Игры и упражнения на развитие общения
«Слова понимания
и поздравления».

Игры на развитие
умения слушать и слышать партнёра.
«Рассказываем сказку»

Игры на развитие
навыков
группового
взаимодействия
«Истории из сказочного
мешочка».

Игры на развитие
эмпатии
«Посочувствуй
другому».

Игры и упражнения
на телесный
контакт
«Возьмёмся за руки, друзья».

Классификация
Игр и упражнений.

Игры на снятие конфликтности
«Ссора сказочных героев»

Моделирование
конфликтной
ситуации
«Примирение на
основе разыгрывания
ситуаций со сказочным
героем».


3. этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта. Схема игр и игр – упражнений на оптимизацию межличностных

Слайд 193 этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.
1.Непосредственно – образовательная

деятельность.
Большое значение при использовании народной сказки с целью формирования межличностных отношений имеет непосредственно – образовательная деятельность по художественному чтению .Сказки несут в себе способы деятельности, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми строят свои взаимоотношения члены общества и семьи.


3 этап.  Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.1.Непосредственно – образовательная деятельность.Большое значение при использовании народной сказки

Слайд 20 3 этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта. 2.Коммуникативные игры, ситуативные

разговоры, обыгрывание этюдов, мини – спектакли, игры упражнения, дидактические игры , проблемно – игровые ситуации, этические беседы с учётом интеграции образовательных областей дают положительный результат. Дети стали больше играть вместе, уменьшилось количество демонстрационных реакций.

Дидактическая игра
«Собери сказку».

3 этап.  Практическая деятельность и реализация педагогического опыта. 2.Коммуникативные игры, ситуативные

Слайд 21
Мини – спектакль
«Бабушка Агафья и петушки».
Ситуативный
Разговор с элементами
Познания на прогулке
«Сказка

о бережном
Отношение к природе».
Мини – спектакль«Бабушка Агафья и петушки». СитуативныйРазговор с элементамиПознания на прогулке«Сказка о бережном Отношение к природе».

Слайд 22Коммуникативная игра «Гусеница».
Упражнение на сплочение

детей «Мы помирились».

Обыгрывание
этюда.

Коммуникативная   игра      «Гусеница».Упражнение на сплочение детей «Мы помирились».Обыгрывание этюда.

Слайд 233 Этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.
3. Организация образовательной

деятельности по использованию разных видов театра в режиме дня.

Театр из стаканчиков
по сказке «Репка »
Цель: Воспитывать любовь к русскому народному творчеству; формировать дружелюбие , трудолюбие, желание оказывать помощь.

3 Этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.3. Организация  образовательной деятельности по использованию разных видов театра

Слайд 243 этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.
4.Самостоятельная деятельность в

диадах : «Ребёнок - ребёнок».

Театр оригами « Три поросёнка».
Цель: Развивать уверенность в себе и в своих возможностях, содействовать становлению социально ценных взаимоотношений.

Кулачковый театр «Курочка Ряба»
Цель: Воспитывать у детей желание
выступать перед сверстниками» .

3 этап. Практическая деятельность и реализация  педагогического опыта.4.Самостоятельная деятельность в диадах : «Ребёнок - ребёнок».Театр оригами

Слайд 25
Настольный театр «Три поросёнка».

Настольный театр «Три поросёнка».

Слайд 26Театр на прихватках «Теремок».
3 этап. Практическая деятельность и реализация

педагогического опыта.
Организация совместной деятельности в диадах : «Ребёнок – воспитатель».
Цель: Формировать первоначальное представление социальных отношений через разные виды театра. Приобщать к элементарным, общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками.

Театр из конусов
«Заюшкина избушка».

Театр на прихватках   «Теремок».3 этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.Организация совместной деятельности в диадах

Слайд 27Драматизация сказки
«В гостях у Солнышка».

Драматизация сказки «В гостях у Солнышка».

Слайд 28Театр из губок «Теремок».
Театр на лопатках
«Жихарка».
3 Этап. Практическая деятельность и

реализация педагогического опыта.
Организация кружка «Смешарики».
Цель: Формировать основы межличностных отношений, проявлять заботу, внимание, доброе отношение к сверстникам.
Театр из губок «Теремок».Театр на лопатках «Жихарка».3 Этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.Организация кружка «Смешарики».Цель: Формировать

Слайд 303этап . Практическая деятельность и реализация педагогического опыта. 7. Тематические дни

и недели на основе сюжетов сказок.

«

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо».
Основная задача: Формировать положительные межличностные отношения между сверстниками, научить играть дружно, делиться игрушками через разные виды деятельности, в разные отрезки времени.
Игровой персонаж: сказочный герой Хрюша из передачи: «Спокойной ночи, малыши».

3этап . Практическая деятельность и  реализация педагогического опыта. 7. Тематические дни и недели на основе сюжетов

Слайд 318. Краткосрочный творческий проект « В гостях у сказки» ( «Курочка

Ряба»).

(через интеграцию образовательных областей)
Цель проекта: Создание благоприятной среды для детского взаимодействия, воспитывать
интерес к народному творчеству, развивать у детей восприятие содержания сказки.

Задачи проекта: Вызвать у детей сочувствие, дружелюбие, желание помочь героям сказки.

Планирование
образовательной работы
в рамках проекта.
(по образовательным
областям).

Чтение
художественной
литературы
Чтение потешек, загадок, сказок.

Результат проекта:
Провести детско - родительский досуг «Волшебный сундучок».

Художественное
творчество.
«Нарисуй яички
для курочки».

Познание ФЭМП.
«Помоги
Курочке Рябе».

Социализация
Сюжетные
игры «Приходите в гости к нам».

Музыка.
музыкальные
игры,
песенки,
Мини- спектакль
«Петушки и
Курочка»

Физическая
культура.
П.И .»Курочка
Ряба»,
пальчиковая
гимнастика
«Курочка
Ряба».

Коммуникация.
Д.И. «Составь сказку»,
Рассматривание
иллюстраций к сказкам.

Познание.
опыты
«Какое оно яичко»..

ОБЖ.
Беседа
«Полезные
продукты».

3. Этап Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.

8. Краткосрочный творческий проект  « В гостях у сказки» ( «Курочка Ряба»).(через  интеграцию образовательных областей)Цель

Слайд 32Показ спектакля
«Бабушкины курочки».
Художественное
творчество.
«Нарисуй яички для курочки».

Показ спектакля «Бабушкины курочки».Художественноетворчество.«Нарисуй яички для курочки».

Слайд 33кукольный
Театр «курочка Ряба».
Детско - родительский
досуг « Волшебный сундучок».

кукольныйТеатр «курочка Ряба».Детско - родительскийдосуг « Волшебный сундучок».

Слайд 34,

3. этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта. 9

Традиции в нашей группе.

«Дерево добра».
Цель: Научить чуткому,
доброжелательному
отношению к товарищам,
воспитывать уважение к сверстникам,
желание совершать добрые поступки.

«Волшебный друг».
Цель: Создавать общую атмосферу
доброжелательного отношения между детьми,
Эмоционального комфорта и понимания.

,3. этап. Практическая   деятельность и реализация  педагогического опыта. 9 Традиции в нашей  группе.

Слайд 35Утро радостных встреч «Приходи , сказка». Цель: Помочь ребёнку постепенно войти в ритм

жизни группы, создать хорошее настроение, доброжелательное общение со сверстниками.

«Театральная пятница».
Цель: Развивать музыкально – художественную деятельность детей,
Формировать чувства, имеющие важное значение для развития детских
Взаимоотношений.

Утро радостных встреч «Приходи , сказка». Цель: Помочь ребёнку постепенно войти в ритм жизни группы, создать хорошее

Слайд 363.этап. Практическая деятельность и реализация педагогического опыта.
10. Взаимодействие

С родителями
В диадах: «Ребёнок – родитель».
Родительские встречи, консультации, совместные праздники, развлечения.
Цель: Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании
Межличностных отношений детей через сказку. Привлекать внимание родителей к совместному проведению мероприятий. Оказывать методическую помощь по использованию сказок в семейном воспитании детей.
3.этап. Практическая деятельность и реализация педагогического  опыта.10. Взаимодействие   С родителямиВ диадах:   «Ребёнок

Слайд 374 этап. Оценка результатов.
1. Наши достижения.
В результате систематической, целенаправленной

деятельности дети научились понимать смысл сказок, стали больше играть вместе, самостоятельно разрешать конфликты, требовать меньше внимания к себе . Меньше стало в группе «проблемных» детей, замкнутые дети стали чаще принимать участие в совместных играх.
4 этап. Оценка результатов.1.  Наши  достижения.В результате систематической, целенаправленной деятельности дети научились понимать смысл сказок,

Слайд 38
4. этап. Оценка результатов. Наши достижения.

4. этап. Оценка результатов. Наши достижения.

Слайд 39Май – 2017г.
Сентябрь – 2016 г.
Мониторинг.
Сентябрь – 2016г.
Май – 2017

г.

Образовательная область «Социализация».

1. Уровень сформированности навыков общения детей.

2. Уровень знаний и оценка моральных качеств детей.

Май – 2017г.Сентябрь – 2016 г.Мониторинг.Сентябрь – 2016г. Май – 2017 г.Образовательная область «Социализация».1. Уровень сформированности навыков

Слайд 40
4. этап. Оценка результатов. Результативность педагогической оценки.
По результатам мониторинга видно:
что

умелое использование разнообразных форм
образовательной деятельности по формированию доброжелательных, межличностных отношений между сверстниками дали положительный результат. Дети стали добрее, дружелюбнее, снизилась агрессивность, наметилась динамика самостоятельного разрешения конфликтов.

Перспективность

Проанализировав свою работу по данной Теме, я пришла к выводу, что необходим Длительный, системный подход Для формирования межличностных Отношений у детей дошкольного
Возраста, Поэтому работу планирую продолжить.

Спасибо за внимание !

4. этап. Оценка результатов. Результативность педагогической оценки.По результатам мониторинга видно: что умелое использование разнообразных формобразовательной

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть