Слайд 1Влияние авторитарного стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка
Подготовила педагог-психолог Бикбулатова
Е.В. МАДОУ Детский сад №320
Слайд 2Авторитарный стиль воспитания
Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет,
власть родителей, безоговорочное послушание детей. Общения между родителями и детьми как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, чтобы они будут в точности выполнены, обсуждения не допускаются.
Слайд 3История стилей в соответствии со временем.
Л. Демоз(основатель психоистории) полагает, что эволюция
взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений. В соответствии со своими идеями он подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми.
Слайд 4
Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.) – характеризуется
массовым детоубийством (инфантицид) – убийство новорожденных младенцев, а те дети, которые выживали, часто становились жертвами насилия.
Бросающий стиль (IV – XIII вв.) как только признается наличие у ребенка души, инфантицид снижается, но ребенка под различными предлогами пытаются сбыть с рук. Его отдают кормилице, пристраивают в монастырь или на воспитание в чужую семью.
Амбивалентный стиль (XIII – XVII вв.) определятся тем, что ребенку уже дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей и его начинают окружать вниманием, хотя ему еще отказывают в самостоятельном духовном существовании.
Слайд 5
Навязчивый стиль (XVIII вв.) ребенка уже не считают опасным или простым
объектом физического ухода. Родители становятся ему значительно ближе. Но это сопровождается навязчивым стремлением постоянно контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли, волю и чувства ребенка. Такое положение значительно усиливает конфликты отцов и детей.
Социализирующий стиль (XIX – сер.XX вв.) делает целью воспитания не только завоевания и подчинения ребенка, сколько тренировку его воли, подготовку к будущей самостоятельной жизни. Стиль имеет разные теоретические обоснования, но во всех случаях ребенок мыслится скорее объектом, нежели субъектом социализации.
Свободный стиль (с сер.XX в.) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что для него лучше на каждой стадии его жизни. Поэтому родители стремятся не только дисциплинировать и «формировать» детей, сколько помогать индивидуализации ребенка. Отсюда стремление к эмоциональному контакту с детьми, взаимопонимание.
Слайд 6Сторонники авторитарного стиля воспитания
Немецкий педагог И. Гербарт придерживался концепции, что резвость
детей нужно подавлять в процессе воспитания силой авторитета и различными методами педагогического воздействия. Он в деталях разработал систему наказаний, которая пользовалась позднее широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России. Лишение свободы — «помещение в карцер», лишение пищи — «оставление без обеда», штрафной журнал — «кондуит», «стояние в углу» и т. д.
В России эту методику активно пропагандировал Красовский, который в 1859 г. выпустил книгу «Законы воспитания». В человеке, писал он, коренятся два начала: влечение к дому и влечение к дурному. Врожденные аморальные склонности его мнению, можно приспособить к моральным требованиям обстоятельства только на основе безусловного подчинения, используя для этого меры принуждения и различные наказания.
Сторонником авторитарного воспитания уже в советское время, был проф. Н.Д. Виноградов, который считал, что воспитывать детей можно только путем подавления их резвости и беспорядочного поведения. На этой основе в 20-е гг. наряду с понятием метода воспитания широкое хождение получил термин «меры педагогического воздействия "'.
Слайд 7Плюсы авторитарного воспитания
Дети авторитарных родителей психически более здоровы. Исследования психологов показывают,
что даже в самых строгих авторитарных семьях дети вырастают психически более здоровыми, чем в семьях, где нет ограничений и строгих правил. Психологи сходятся во мнении, что ребенку необходимо опираться на ограничения. Если он понимает, что где-то есть предел, он чувствует себя в безопасности. Ребенок, воспитывающийся в авторитарной семье, знает, что с ним будет все в порядке, если он будет выполнять правила. Он знает, что дома он может спрятаться: авторитарный папа или мама, хоть и строг, но всегда на его стороне.
Дети стараются хорошо учиться.
Послушные, выполняют просьбы по первому требованию родителей и других взрослых.
Плюс такого метода в том, что ни у кого не возникает сомнений в обязанности родителей отвечать за своих детей. А ведь многие сегодняшние проблемы воспитания являются результатом того, что родители снимают с себя ответственность за поведение своих детей. Дети же нуждаются в мудром и строгом наставнике, чтобы знать, что позволено делать, а что нет.
Слайд 8Минусы авторитарного стиля воспитания при формировании личности ребенка
1й вариант развитие слабой
жизненной позиции.
Теряют себя как личность.
У них отсутствует чувство собственного достоинства.
Они становятся полностью ведомыми.
Не способны самостоятельно принимать решения.
Не имеют собственных желаний, твердой жизненной позиции.
Лишены целеустремленности.
2й вариант развитие деспотической личности.
Становятся деспотичными. И хотя все вышеперечисленное можно отнести и к ним, но в силу своего характера они этого не показывают, либо пытаются побороть.
У них в более яркой форме, чем в первом варианте выражена ненависть к родителям.
Спорные вопросы они решают в агрессивной форме, могут применить силу.
Они циничны, деспотичны, грубы, агрессивны, конфликтны.
Слайд 10Психологические методы
работы с детьми
Игровая терапия - свободная игра, в
которой допускается большая гибкость и свобода действий, что в свою очередь, способствует более активному самопознанию ребенка
Песочная терапия, влияет на эмоциональное самочувствие детей, является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Метод свободного рисования, позволяющий рисующему выразить себя.
Сказкотерапия – как диагностика и коррекци.
Слайд 11В групповом коррекционно-развивающем занятии
Включение в работу деспотичных детей с ведомыми.
Игры и
упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
Повышение самооценки (включение в работу, похвала)
Снятие мышечного напряжения играми на телесный контакт.
Слайд 12Консультации воспитателю о создании комфортной обстановки в группе в процессе взаимодействия
с воспитанниками
Слайд 13Беседы с родителями
Признание личности ребенка,
Формирование адекватной самооценки,
Приобщение ребенка к реальным делам
семьи,
Развивать силу воли ребенка,
Воспитывать нравственные качества: доброту, порядочность, ответственность.
Принять и любить своего ребенка.