Слайд 1Установление правил взаимодействия в разных ситуациях
Саяногорск 2015
Слайд 2создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе
принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности
Слайд 3Программа базируется на следующих принципах:
- Безоценочность
- Отказ от реальных предметов и игрушек
- Отсутствие
соревновательного начала в играх
Слайд 4
1-этап. Общение без слов
2-й этап. Внимание друг к другу
3-й этап. Согласованность
движений
4-й этап. Общие переживания
5-й этап. Взаимопомощь в игре
6-й этап. Добрые слова и пожелания
7-й этап. Помощь в совместной деятельности
Слайд 5 Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со
сверстниками
Социально-коммуникативная компетентность –
это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Слайд 6Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
Создание
атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
Обучение умению слушать и слышать другого;
Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
Формирование чувства симпатии между участниками общения;
Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
Обучение умению детей владеть собой;
Развитие умения анализировать ситуацию;
Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Слайд 7ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно,
предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Педагог должен постоянно самосовершенствоваться.
Слайд 8Рекомендуемые формы работы
с детьми по «Социально-коммуникативному развитию»
Младший дошкольный
возраст
Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
Организация сюжетных игр;
Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
Игры с моделированием;
Литература и игра (чтение);
Слайд 9 Средний дошкольный возраст
Организация сюжетно-ролевых игр;
Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых
поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
Слайд 10Старший дошкольный возраст
Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
Использование метода проектов.
Использование метода коллекционирования.
Использование театрализованной деятельности.
Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
Самостоятельная деятельность детей.
Слайд 11 Пояснения и методические рекомендации при организации любой детской деятельности на развитие
коммуникативных навыков
Система состоит из четырех блоков:
- Коррекционно-развивающиеся занятия
- Коммуникативные игры и упражнения
- Метод принятия роли
- Моделирования проблемных ситуаций
Слайд 12Блок № 1
Коррекционно-развивающие мероприятия
Цель: создание благоприятного психо-эмоционального климата в группе сверстников, формирование
и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни.
Слайд 13Блок № 2
Коммуникативные игры
Игровые пятиминутки
(Рекомендуются ежедневно в виде пятиминуток)
Развиваем умение сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам.
Интерактивные игры
(игры на взаимодействие)
Цель: развиваем отношения, построенные на равноправии или способности конструктивно решать проблему, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими.
Игры для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения
Игры и этюды, направленные на снятие конфликтности
Цель: переориентация поведения с помощью игр, формирование форм адекватных поведения, снятия напряжения у детей; обучение приемам релаксации
Слайд 14Блок №3
Метод принятия роли
Творческие игры, как метод преодоления эгоцентризма
Цель:
- приобщить детей к эмоциональному вживанию в роль, утвердить, признать ее. Способствовать становлению условности роли, относительной независимости реальных интересов детей. Ориентировать детей на роль партнера (реального или воображаемого), на предугадывание его чувств и стратегий его поведения.
Игры и этюды, направленные на динамику общения, на понимание партнера
Цель: развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
Слайд 15Блок №4
Моделирование проблемных ситуаций
Цель: формировать у детей компетентности в общении, способности находить
адекватные способы разрешения конфликтов.
Методы:
- Анализ поведения сказочных героев
- Просмотр мультфильма «Приключения кота Леопольда»
- Обсуждение ситуации из жизни группы
- Проблемная ситуация созданная воспитателем: «Не поделили игрушку», «Принесли конфеты» и т.д.
Слайд 16 Развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в
совместно распределенной деятельности
Сотрудничество – это такое взаимодействие, при котором люди содействуют удовлетворению интересов друг друга. Сотрудничество предполагает оказание участникам деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-либо задачи, движения к определенной цели. При этом в равной мере соблюдаются интересы обеих сторон.
Слайд 17Использование схем взаимодействия в процессе развития у детей дошкольного возраста навыков
сотрудничества со сверстниками
Проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками сегодня приобретает особую значимость. В свете ФГОС идет переосмысление роли педагога в ДОУ, который становится для детей равноправным партнером по интересной деятельности, а значит равноправным участником общей работы. Позиция педагога, по отношению к детям, и ребенка к ребенку приобретает характер сотрудничества, в ситуации совместной деятельности.
Слайд 18
В образовательной деятельности можно использовать технологию обучения навыкам
сотрудничества со сверстниками, разработанную Е. М. Фадеевой. Благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстниками создаются в разных видах детской деятельности. В процессе непосредственной образовательной деятельности взрослыми создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость друг в друге, учились планировать совместную работу, контролировать свои желания, согласовывать с партнерами свои мнения и действия.