Слайд 1Картотека народных игр для детей дошкольного возраста
Слайд 2 Содержание
Введение
1.Игры для младшего дошкольного возраста
2. Игры
для среднего дошкольного возраста
3. Игры для старшего дошкольного возраста
Слайд 3Введение
Введение
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает
духовному совершенствованию личности
ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Через народную игру происходит социализация ребенка, развиваются музыкальные и актерские способности.
Слайд 4Игры для младшего дошкольного возраста
Слайд 5Топотушка
Топ, топ, топ, топ – (Дети читают потешку, а
один ребенок изображает шагающего медведя)
Шел по лесу мишка.
Топ, топ, топ, топ – (Дети задают вопрос медведю)
Ты куда топтыжка?
Топ, топ, топ, топ – (Ребенок, изображающий медведя, отвечает)
За кленовый мостик!
Топ, топ, топ, топ -
К торопыжке в гости! (Ребенок - Медведь выбирает себе одного ребенка из группы и пытается поймать его)
Слайд 6Петушок приходил
Ход игры: педагог распределяет роли среди детей. В руки раздаются
игрушки или куклы «Би-Ба-Бо»: петушок, овечка, козочка и коровка. Остальные дети будут изображать спящих внучат и внучек.
Голосистый петушок
под окошко приходил,
Голосистый петушок
Нашу внученьку будил:
КУ-КА-РЕ-КУ!!!
И коза, коза, коза
Под окошко приходила,
Под окошко приходила,
Нашу внученьку будила:
МЕ-Е-Е! МЕ-Е-Е!
И овечка - вечка-вечка
Под окном копытцем била,
Под окном копытцем била,
Наше солнышко будила:
БЕ-Е-Е! БЕ-Е-Е!
И коровушка – коровка
Под окошко приходила,
Нашу внученьку будила:
МУ-У-У!МУ-У-У! Долго спишь
Почему-у-у-у?
Слайд 7КОЗА
Ход игры: дети делают из указательного и среднего пальцев ножки козы
и шагают по своему телу согласно текста
Коза за водой,
За водичкой пошла.
Ходила, ходила-
Нигде не нашла!
Тут водичка? (дотрагивается до ушка)
Не-е-е!
Тут водичка? (дотрагивается до носика)
Не-е-е!
Дай водички мне.
Ме-е-е!
Слайд 8Пчелы и ласточки
Ход игры: Выбираются играющие: пчелки и ласточка. Пчелки летают
и напевают песенку. После окончания песни ласточка произносит слова из гнезда и с последним словом вылетает и ловит пчел. Пойманный становится ласточкой и игра повторяется.
Песенка пчелок:
Пчелки летают,
Медок собирают!
Зум, зум, зум,
Зум, зум, зум!
Ласточка:
Ласточка встанет,
Пчелок поймает!
Слайд 9Пчелы
Ход игры: Играющие по считалке делятся на две команды. Одна команда
– «пчелы», другая «цветы»!. «Пчелы» их ловят. «пчела», поймавшая цветок, говорит: «Замри!». Когда пчелы переловят все цветы то меняются с ними ролями и игра продолжается.
«Цветы» при этом говорят:
Пчелки, пчелки,
Жальца жалки,
Серые, малые,
Крылышки алые.
Поверху летают,
К цветам припадают,
Медок собирают,
В колоду таскают.
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
Слайд 10Птички
Ход игры: В такт пению играющие машут «крыльями» (руками). На слово
«садились» все приседают. На слово «вставали» – поднимаются и обнимают друга.
Летели две птички
Ростом невелички.
Как они летели,
Все на них глядели.
Как они садились,
Люди все дивились.
Как они вставали,
Крепко обнимали.
Слайд 11«Гуси-гуси»
Ход игры: выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные дети - «гуси».
«Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают»:
Гуси- гуси!
Га-га-га!
Есть хотите?
Да-да-да!
Ну, летите же домой!
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» ему говорит:
Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогни их.
Волк просит её прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит гусей домой.
Слайд 12Скакалка
Ход игры: один играющий берет веревку и раскручивает её. Остальные прыгают
через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Слайд 13«Волк в лесу»
Ход игры: один из играющих изображает волка. Этот играющий,
подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу, говорят:
Щипаю, щипаю по ягодку,
По черную смородинку,
Батюшке на вставчик,
Матушке на рукавчик,
Серому волку –
Травки на лопату,
Дай Бог умыться,
Дай Бог убежать
И дай Бог убраться.
С последними словами дети бросаются в «волка» травку и бегут от него в рассыпную, а «волк» их ловит. Пойманный делается «волком».
.
Слайд 14«Кузнецы»
Ход игры: По считалке выбирается «кузнец». Остальные - «жеребцы». Они подходят
к кузнецу и говорят:
Эй, кузнец- молодец!
Расковался жеребец.
Ты подкуй его опять!
Кузнец отвечает:
Отчего ж не подковать?
Вот – гвоздь, вот – подкова!
Раз, два – и готово!
«Жеребцы» на слове готово убегают, кузнец их ловит.
.
Слайд 15Игры для среднего дошкольного возраста
Слайд 16«Бабка – Ёжка»
Ход игры: В середине круга встает водящий
– Бабка – Ёжка. Вокруг бегают играющие и дразнят её:
Бабка Ёжка
Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
Пошла Она на улицу –
Раздавила курицу.
Пошла на базар-
Раздавила самовар.
Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться (осалить). К кому прикоснется - тот и замерает.
Слайд 17«Башмачник»
Ход игры: Играющие становятся в круг и берутся за руки.
В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, что шьет сапоги, произнося следующие слова:
-Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!
В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:
-Примеривай, примеривай!
После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого- нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Слайд 18«Баба- Яга»
Ход игры: Водящий - Баба – Яга – находится
с завязанными глазами в центре начерченного круга. Играющие ходят по кругу, не заходя в него. Один из играющих произносит:
В темном лесу избушка
Стоит задом- наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
У нее глаза большие,
Дыбом волосы стоят.
Ух и страшная какая,
Наша Бабушка Яга!
На последнем слове играющие входят в круг и прикасаются к Бабе Яге. Она старается кого-либо поймать. Пойманный становится Бабой Ягой.
Слайд 19«В птицы»
Ход игры: Играющие, сев в кружок, называются каждый какой
- нибудь птицей. Водящий говорит:
-Села.
Другой спрашивает:
-Где?
-На веточке.
-Полетела.
-Кто полетела?
-Канарейка.
-Куда полетела?
-К жаворонку.
Диалог повторяется, начинает его «жаворонок». Если играющий прослушает свое название, с него берут фант.
Слайд 20«Воробей»
Ход игры: Играющие называются кустарниками или деревьями (например, яблоня, береза).
Водящий говорит:
Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню.
«Яблоня» продолжает говорить. И так далее.
За медлительность и рассеянность, с прозевавшего берется фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.
Слайд 21«Огородник и воробей»
Ход игры: выбираются «огородник» и «воробей». Остальные образуют
круг, берутся за руки. «Огородник» поет:
Эй, воробей, не клюй конопель,
Ни моих, ни своих, ни соседовых.
Я за ту коноплю тебе ножку перебью.
«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети «воробья» в круг впускают и выпускают, а «огородник» может ловить его только за кругом. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.
Слайд 22«Филин и пташки»
Ход игры: Перед началом каждый играющий выбирает,
голосу какой птицы он будет подражать. Один из играющих – «филин». «Птицы» летают. Когда «филин» подает голос, все стараются спрятаться. Если «филин» успеет кого- то поймать, то он по голосу должен узнать, что это за птица. Если не узнал, то пойманный становится «филином», а «филин» – «пташкой», и так далее.
Слайд 23Игры для старшего дошкольного возраста
Слайд 24«В углы»
Ход игры: Четверо играющих стоят по углам, а один
– в центре.
По сигналу: «Угол на угол! Ку-ка-ре-ку!» все перебегают из угла в угол, а центральный играющий старается занять любой из углов. Тот кто остался в центре, - проигравший. Выбрав себе замену - любого из играющих – он выбывает из игры.
Слайд 25«Салки – догонялки»
Ход игры: Играющие встают в круг, бегут, стараясь осалить
бегущего впереди. Если это удается, осаленный выбывает из игры. По новому сигналу играющие резко поворачиваются и бегут в другую сторону. И так далее.
Слайд 26«Салки с мячом»
Ход игры: Водящий может догонять только того играющего,
у которого в руках мяч. Мяч можно передавать от одного играющего к другому.
«Салки – сороконожки»
Ход игры: Игра та же. Отличие в том, что осаленный игрок присоединяется к «салке», и они вместе стараются кого-нибудь ослаить. Но но осаливать может только «салка».
Слайд 27«Ворон»
Ход игры: Играющие выбирают «ворона» и «зайца», остальные – «зайчата».
Они цепляются за «зайца», растягиваясь в длинную цепочку. «Ворон» садится на землю и ковыряет её палочкой. «Заяц» подходит к нему и спрашивает:
Ворон, ворон, что ты делаешь?
Ворон отвечает:
-Ямку копаю.
-На что тебе ямка?
-Денежку ищу.
-На что тебе денежка?
-Ситичку купить.
-Зачем тебе ситчик?
-Мешочек сшить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камешки класть.
-На что тебе камешки?
-В твоих деток кидать.-
Что тебе мои детки сделали?
«Ворон» говорит:
В огород мой прибегали,
Городьбу разломали,
А репу да мяточку
Потоптали пяточками.
Карр!!
«Ворон» бросается на «зайчат», а «заяц» из защищает. Так продолжается пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из зайчат. Этот зайчик становится вороном. Игра продолжается.
Слайд 28«В кресты»
Ход игры: выбираются девушки – «русалки». Они выбегают из-за
угла или как раньше было - из воды (если игра проводится около водоема). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидят «русалок» быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет., того «русалки» забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.
Слайд 29«Водяной»
Ход игры: играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий
– «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центр круга. Играющие идут по кругу и говорят:
Дедушка – водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь», - и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого- нибудь поймать. Кого поймал, должен узнать, ощупывая голову, одежду. Если «водяной» узнал пойманного, тот становится на его место, а пойманный – водяным. Игра повторяется.
Слайд 30«Ерыкалище»
Ход игры: На земле очерчивается круг. Выбирается водящий – «Ерыкалище».
На него надевают маску страшного чудовища. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и напевают:
Эко диво, чудо-юдо,
Морская губа- Ерыкалище!
Эко диво, чудо-юдо,
С горынова дуба,
Морское поганище!
Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят, «Ерыкалище» и пленный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока не переловят всех.