Слайд 1УМК "Начальная школа XXI века"
Слайд 2Отзыв на УМК Н.Ф.Виноградовой
"Начальная школа 21 века"
УМК «Начальная школа 21 века» - результат многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО, а также ряда сотрудников Российской академии образования, разделяющих заявленные концептуальные подходы.
Предпосылками для его создания стали: основные положения теории Л.С.Выготского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А,В. Запорожца, концепция перспективной начальной школы. Авторский коллектив проекта (Н.Ф.Виноградова, А.М. Пышкало, Л.Е.Журова) поставил перед собой задачу: найти возможно более целесообразный путь устранения противоречий, характерных сегодня для начальной школы. Учебники и специальные рабочие тетради включают в себя материал традиционной программы, однако учащиеся сами в процессе наблюдения, анализируют, находят доказательства, видят закономерности.
Слайд 3Приоритетные цели обучения
1.Целостное гармоничное развитие личности школьника; формирование общих способностей
и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
2.Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности: умением принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку и др.
3.Формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.
Слайд 4Интеграция – важный принцип начального образования
Интеграция в современном образовании –
явление достаточно «модное». Вместе с тем интеграция рассматривается, в основном, как установление устойчивых связей между разными учебными предметами, при этом « изолированность» каждого из них не исчезает. Интеграция позволяет объединить «усилия» различных учебных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника и обеспечить вклад каждого в решение этой задачи.
Этой позиции удовлетворяют, например, интегрированные предметы
«Грамота», «Чтение и письмо», “Окружающий мир”, “Искусство и художественный труд”, в результате изучения которых у учащихся формируются основные компоненты учебной деятельности (желание и умения учиться).
Программа «Окружающий мир» рассчитана на 4 года обучения –формирует целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
В Программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
Человек как биологическое существо
Человек и другие люди
Человек и мир природы
Человек и общество
История родной страны
Интеграция позволяет сформировать представления о целостности мира, о взаимосвязи всех его явлений и объектов, обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью школьника.
Слайд 5Дифференциация обучения
Учебно – методический комплект «Начальная школа XXI века» обеспечивает два
типа дифференциации обучения. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны по принципу «труднее – легче». Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения. Хорошо успевающий ребенок раньше решает учебные задачи, способ построения которых является более сложным по сравнению с теми заданиями, которые в этот момент обучения решают все другие дети.
Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для сильных учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.
По данной программе и учебникам работаю с 2003 года. Вспомню здесь слова Д.Б.Эльконина, который подчеркивал, что своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя, т.е. школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить простые гипотезы и находить доказательства для их защиты, элементарно анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины неудач и ошибок.
Слайд 6Русский язык
Программа предполагает плавный переход в «Русский язык» средней школы в
рамках той концепции, к которой они привыкли. В разделе «Фонетика» в первом классе учащиеся работают над звуковым обликом слова и не прекращается фонетический анализ на протяжении 4-х летнего обучения. В программе курса «Русский язык» выделяются три блока:
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний);
« Правописание» (формирование навыков грамотного, безошибочного письма);
«Развитие речи»
При этом в рамках уроков одного блока реализуется только одна цель, причем в одном блоке даются начальные сведения, касающиеся лексики, морфологии и синтаксиса.
Язык изложения материала доступен, грамотен, выполняет воспитательные, образовательные и культурологические задачи. Так например, вопросы к текстам по литературному чтению помогают учащимся смело "входить" в разговор о прочитанном "Как ты думаешь?", «Выложи из разрезной азбуки», "Поменяй пожалуйста букву в слове", «Сообрази», «Реши кроссворд» и т.д. Подбор наилучших художественных произведений, иллюстрированный материал даёт возможность развивать кругозор учащихся; интерес к чтению, И самое главное детям дана возможность развития навыков самообразования.
Слайд 7Математическая подготовка
В целях обеспечения разносторонней математической подготовки учащихся начальной школы
в курс
включены элементарные сведения из разных математических дисциплин арифметики,
алгебры, геометрии, математической логики и пограничных с математикой областей
знаний. Эти сведения образуют пять важнейших содержательных линий:
элементы арифметики.
Арифметическую часть курса составляют натуральные числа и нуль, а также арифметические действия и алгоритмы их выполнения. Существенной задачей этой части курса является формирование у учащихся вычислительных навыков.
величины и их измерение.
Рассматривая линию величины и их измерения должна заметить, учащиеся легко выполняют практическую работу по измерению длины отрезков, находят расстояние между точками, определяют величину угла, массу предмета, время; вычисляют периметр многоугольника, площадь прямоугольника (квадрата), объем прямоугольного параллелепипеда.
логико – математические понятия и отношения;
элементы алгебры.
В области алгебраического развития младших школьников одной из наиболее продуктивных идей является формирование понятия переменной, которая лежит в основе всей алгебраической части программы.
элементы геометрии.
Геометрическая часть нашего курса обеспечивает полноценное развитие пространственных представлений младших школьников, формирование круга геометрических знаний и умений с целью подготовить переход к изучению геометрии в средней школе. Учащиеся различают геометрические фигуры ( плоские -многоугольник, отрезок, круг, ломаная, изображают их на бумаге, пространственные – шар, цилиндр, конус, пирамида, призма), изучают преобразование – осевую симметрию. Много внимания в курсе уделяется формированию у учащихся графических умений и навыков.
Слайд 8Литературное чтение
Основная цель литературного чтения - ввести детей в мир детской
литературы, обогатить читательский опыт ребенка, помочь ему стать читателем.
Ряд часов "Литературного чтения" в 1 классе используются как "Литературное слушание" (в 1 полугодии - 2 часа в неделю, во втором - 1 час в неделю). Его цель -поддержание устойчивого эмоционального интереса к литературе, развитие так называемого эйдетического чтения (способности видеть в воображении пространство и события читаемого произведения одновременно с чтением).
В данном учебно-методическом комплекте нашли своё отражение современные педагогические технологии, в частности - технология природосообразного воспитания грамотности А.М. Кушнира, ориентированная на воспитание автономной самообучающейся личности.
УМК обеспечивает достаточный уровень начитанности, формирует читательские умения, развивает интерес к чтению у детей, служит формированию эмоционально-эстетического восприятия мира и нравственно-эстетических ценностей, а также обеспечивает творческую деятельность ученика.
Слайд 9Особенности УМК
Итак, в УМК «Начальная школа XXI
века», реализованы следующие идеи:
Обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребенка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры.
Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Сопровождается педагогической диагностикой.
В процессе обучения реализуется интегрированный подход.