Слайд 1Уголок уединения,
как условие создания позитивного психологического климата в группе
Педагог-психолог: Н.К.Запрягалова
МАДОУ
«Детский сад №319» г.Перми
2016г.
Слайд 2ФГОС ДО
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
Слайд 3Задачи:
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка
к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах уголков психологической разгрузки - "уголков уединения".
Уголок уединения в детском саду
Слайд 4Как должен выглядеть уголок уединения в детском саду?
Уголок уединения должен быть
небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу.
Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы.
Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д.
При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Слайд 9Наполнение уголка уединения
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок
испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких (альбом, где есть странички у каждого ребенка из группы), игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Слайд 10Если позволяет форма уголка, его расположение,
на стену можно повесить пейзажи,
обладающие терапевтическим эффектом.
Слайд 11Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, песок, именно поэтому
различные световые и шумовые водопады, лава-лампы, песочные динамичные картины, также займут достойное место в «нише уединения».
Слайд 17Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок
сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать расслабляющую музыку (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя).
Слайд 18Желательно
«населить» в уголок:
игрушки-обнимашки
Слайд 19Массажные мячики, эспандеры хорошо снимают мышечное напряжение.
Мешочки с изображением эмоций наполняются
материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т.д.) В продаже есть игрушки с различными наполнителями, сшиты из разных материалов. Можно использовать их.
Слайд 20Данные игрушки хорошо успокаивают, т.к. наполнитель очень пластичный, легко поддается.
Психологический
эффект – возможность отработать негативные эмоции, трансформировать их.
Слайд 21Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного,
гиперактивного.
Слайд 22Калейдоскопы неизбежно улучшают настроение. Созерцание любого «волшебства» отвлекает от тревожных мыслей
даже взрослых людей.
Слайд 23Нестандартное оборудование в уголке уединения
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может
быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
• Подушки для битья.
Слайд 24• Коробочка «Спрячь все плохое».
В нее дети выбрасывают всю свою «злость
и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
Возможно это просто коробочка, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою грусть, а открывая – находишь там добрый совет.
Слайд 25А может быть, коробочка сможет светиться или воспроизводить успокаивающую мелодию. Вдруг
найдется папа-волшебник, который ее смастерит.
Слайд 26«Островок примирения».
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны
зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик) и решить свой конфликт по «Мирилке» (см. ниже)
Слайд 33«Коврик злости».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева.
Он представляет
собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Слайд 34• «Стаканчик для гнева».
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок
проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется, либо моется.
Допускается использование одноразовых стаканчиков или стакана с салфетками. Тогда гнев можно «выбросить». Но они должны быть соответствующе оформлены (чехол, картинка, надпись).
Слайд 35К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки настроения», помогающие
ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции:
• «Доска настроения» / «Уголок эмоций»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению. Ребенок может прикрепить свое фото к определенной эмоции (прищепка, магнит, кармашек)
• «Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться. Настроение обязательно улучшится.
Слайд 38Выводы
1. Для полноценного развития ребенка большое внимание следует уделять его эмоциональной
сфере.
2. В основе нашей педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым.
3. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные зоны уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно.
Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.
Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т.д.