Слайд 1Углублённо-познавательный тип экологических занятий в ДОУ.
Методика их проведения в ДОУ
Слайд 2
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания
и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе
Слайд 3
Цель дошкольного экологического образования - воспитание начальных
форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Слайд 4Задачи экологического образования в ДОУ
создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости
экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Слайд 5Важная функция занятий
чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть
качественно преобразованы, – расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Слайд 6Основные типы экологических занятий
первично-ознакомительные;
углубленно-познавательные;
обобщающие;
комплексные.
Слайд 7Углубленно – познавательный тип занятий
Это занятия, которые строятся на
разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы из непосредственного окружения, и на которых воспитатель дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных зависимостей, экологических связей в природном сообществе.
Слайд 8
Например, с детьми младшей группы проведен цикл
наблюдений за золотой рыбкой. Вслед за этим воспитатель планирует занятие на сравнение живой и игрушечной рыбок, на котором показывает отличие предмета от живого существа, т.е. формирует первоначальное, но достаточно глубокое знание о специфике живого.
Слайд 9Занятия углубленно-познавательного типа строятся по-разному:
на них можно использовать различный наглядный материал,
демонстрировать модели;
включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы - важно, что в своей основе они строятся на конкретных чувственных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Слайд 10 Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление
и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.
Слайд 11Углубленно-познавательное занятие – завершающее звено локальной системы работы с детьми
В старшей группе – беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.
Слайд 12 Занятия данного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников.
Дети обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы.
Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.
Слайд 13 На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи,
делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу.
Слайд 14 На базе одних и тех же конкретных чувственных знании
воспитатель может спланировать разные по содержанию занятия углубленно-познавательного типа.
Слайд 15Со старшими дошкольниками о конце зимы на темы:
1) «Как птицы
летают?»;
2) «Жизнь зимующих птиц в холодное и теплое время года»;
3) «Сравнение зимующих и перелетных птиц»;
4) «Жизнь волнистых попугайчиков в неволе и в природе»;
5) «Волнистые попугайчики - декоративные домашние птицы» и др.
Слайд 16На первом занятии
воспитатель рассматривает с дошкольниками особенности передвижения птиц по воздуху,
их приспособленность к жизни в наземно-воздушной среде.
Обращает внимание на свойства воздуха: незаметный, легкий, неплотный, человек не может на него опереться и взлететь.
Слайд 17На втором занятии
воспитатель обсуждает с детьми состав зимующих птиц, выделяет среди
них растительноядных (чиж, снегирь, щегол), всеядных (воробей, ворона, голубь, галка) и насекомоядных (синица, дятел, поползень).
Показывает, какие именно особенности питания позволяют остаться им на зиму.
Слайд 18На третьем занятии
сравнение образа жизни, поведения зимующих и перелетных птиц, их
приспособленности к сезонно меняющимся условиям.
обсуждение, почему одни птицы вынуждены улетать, а другие могут остаться на зиму.
Слайд 19На четвертом занятии
расширение представление детей о волнистых попугайчиках на примере живущих
в естественных природных условиях: показывает среду их обитания (Австралия), способ передвижения и питания на деревьях, маскировку среди листьев.
рассказ о том, что у нас эти птицы живут в неволе, являются декоративными (были выведены породы с разной яркой окраской перьев).
демонстрация модели маскировки, на которой незаметны зеленые попугайчики и, наоборот, хорошо видны птицы любой другой окраски.