Слайд 1
Тюленева Татьяна Алексеевна
учитель высшей категории
МБОУ СОШ №3
г. Большой Камень
2018 г.
Творческие
задания как средство развития
творческих способностей младших
школьников на уроках математики
Слайд 2Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его
немного занимательным.
Б. Паскаль
Слайд 3Что такое творчество?
Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных
ценностей.
С. И. Ожегов
Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.
Слайд 4Цель: воспитание творческой, свободной личности.
Задачи:
формирование способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания;
находить нестандартные решения в любых ситуациях;
развивать познавательную деятельность учащихся.
Слайд 5Виды творческих способностей (ТС):
Способность применять навыки, приобретенные при решении 1 задачи
к решению другой;
Способность видеть проблему там, где ее не видят другие;
Способность ассоциировать отдаленные понятия;
Способность памяти выдавать нужную информацию в нужное время;
Способность доработки деталей с целью совершенствования первоначального замысла;
Способность включать новые знания в имеющуюся систему знаний;
Гибкость мышления;
Творческое воображение.
Слайд 6Условия развития ТС учащихся:
Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя,
комфортная психологическая обстановка.
Высокий уровень познавательных интересов учащихся.
Допустимость ошибок, отсутствие страха.
Формирование умений преодолевать трудности и находить пути решений.
Поощрение творческих решений.
Создание ситуации успеха.
Слайд 7Типы задач
для развития активного самостоятельного, творческого мышления:
- задачи с несформулированным
вопросом;
- задачи с недостающими данными;
- задачи с излишними данными;
- задачи с несколькими решениями;
- задачи с меняющимся содержанием;
- задачи на логическое мышление.
Слайд 8Приемы развития ТС учащихся:
Мозговой штурм
Составление кластеров, синквейнов
Написание эссе, сочинений, сказок
Синквейн
Исключение лишнего
«Минутки»
творчества
Решение ребусов, кроссвордов, шарад
Игры с геометрическими фигурами
Слайд 9Методы развития ТС учащихся:
Метод сравнения
Метод образного видения
Метод придумывания
Метод планирования
Метод проектов
Метод
исследования
Слайд 10Формы работы по развитию ТС:
Работа в парах, группах, командах;
Разноуровневые задания;
Уроки-исследования;
Уроки –
путешествия;
Уроки-сказки;
Интеллектуальные марафоны;
Конференции;
Олимпиады;
Проектная работа;
Кружковая работа;
Выставки, конкурсы;
Внеклассная работа (праздники).
Слайд 11Результаты работы над формирование ТС:
Повышение интереса к предмету;
Повышение мотивации к обучению;
Улучшение
качества знаний;
Формирование навыков самостоятельности;
Повышение самооценки учащихся;
Формирование способности к фантазированию, моделированию;
Формирование способности находить нестандартные решения;
Формирование способности к исследованию и проектированию.
Слайд 12 В заключении…
Работа над развитием творческих способностей у детей должна быть
длительной и целенаправленной. Конечно, умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя «вложить» ни в чью голову. Результаты будут лишь тогда, когда введение в область математических знаний совершается в легкой и приятной форме, на предметах и примерах обыденной и повседневной обстановки, подобранных с надлежащим остроумием и занимательностью.
Слайд 13 В заключении…
Развитие ТС учащихся зависит от эффективности используемых учителем методов,
приемов и того, насколько сам учитель творчески подходит к этому вопросу.
Систематическая работа по развитию ТС учащихся позволит сформировать любознательных, активных, умеющих учиться людей, способных видеть необычное в привычных вещах.
Слайд 14ЛИТЕРАТУРА:
Н. К. Винокурова «Развитие творческих способностей учащихся», 2009 г.
Н. И. Дереклеева
«Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся», 2007 г.
А. В. Хуторский «Развитие творческих способностей учащихся», 2000 г.
В. Д. Шадриков «Развитие способностей»,
ж «Начальная школа» №4, 2004г.