Презентация, доклад на тему Тульские ремесла

Содержание

Традиционными народными ремеслами Тульской области являются: Филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);Тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);Коклюшечное кружевоплетение «Белёвское кружево» (Белёвский, Новомосковский, Ленинский районы, г. Тула);Белёвская глиняная игрушка (Белёвский район)Богородицкая игрушкаВрезанная

Слайд 1 Тульские ремёсла
Выполнил: ученик 4 б класса Петелинской СОШ
Маширин Федор
Учитель: Лабзина Валентина

Михайловна
Тульские ремёслаВыполнил: ученик 4 б класса Петелинской СОШМаширин ФедорУчитель: Лабзина Валентина Михайловна

Слайд 2Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:
Филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г.

Тула);
Тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);
Коклюшечное кружевоплетение «Белёвское кружево» (Белёвский, Новомосковский, Ленинский районы, г. Тула);
Белёвская глиняная игрушка (Белёвский район)
Богородицкая игрушка
Врезанная инкрустация
Традиционными народными ремеслами Тульской области являются: Филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г. Тула);Тульская городская глиняная игрушка, в

Слайд 3Филимоновская глиняная игрушка
Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве.

Она  является одной из самых древних в России. Родина её – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения здесь гончарного ремесла. Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон.

Филимоновская глиняная игрушкаФилимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве. Она  является одной из самых древних

Слайд 4 Почти все  скульптурки  - свистульки, а свист, крики, громкие удары в

глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая.
       Традиционные сюжеты игрушек -  «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

 Почти все  скульптурки  - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая.
       Традиционные сюжеты игрушек -  «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».

 Почти все  скульптурки  - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания

Слайд 5
 Своеобразие формы филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины особого сорта

– «синика», запасы которой находились лишь вокруг Филимоново. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. По пластической выразительности филимоновская игрушка ярче любой другой русской игрушки. Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы используют всего три цвета: малиновый, желтый и синий. В сочетании с желтым появляются дополнительные цвета: красный и зеленый. Скульптурки традиционно расписываются разноцветными полосками, орнаментом из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.
       
 Своеобразие формы филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины особого сорта – «синика», запасы которой находились лишь

Слайд 6Белёвская игрушка
Существенными различиями, заметно отличающими белевскую барыню от прочих, являются, прежде

всего, удивительно тонкая  шея, необычайно изящные и точеные формы, тонкая талия, шляпа  со свистящим петушком. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках. Низ юбки расписывается сеточкой – упрощенное изображение белевских кружев. В росписи используются мягкие пастельные тона: палевые, серые, розовые, охра, бирюзовый, ультрамарин, и т.д.

Белёвская игрушкаСущественными различиями, заметно отличающими белевскую барыню от прочих, являются, прежде всего, удивительно тонкая  шея, необычайно изящные

Слайд 7прославила Тульский край Белёвская глиняная игрушка «Белевская барыня». 

прославила Тульский край Белёвская глиняная игрушка «Белевская барыня». 

Слайд 8
Возникновение гончарного промысла на территории города Белева и его окрестностей может

относиться примерно к 17-18 вв. Именно тогда были найдены первые игрушки, теперь уже известные далеко за пределами города  – коньки, утицы, погремушки.
Возникновение гончарного промысла на территории города Белева и его окрестностей может относиться примерно к 17-18 вв. Именно

Слайд 9Белевское кружево
       Особым явлением народной культуры Тульской губернии является

Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное.
       Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.
       Во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и в других местах губернии возникли различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству мастерицы обучали крепостных девочек. Постепенно кружевное ремесло приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.
Белевское кружево        Особым явлением народной культуры Тульской губернии является Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном

Слайд 10
Белёвское кружево заключается в чрезвычайной простоте геометрических мотивов,

замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном  косынками, накидками, шарфами, мантильями, вуалетками. Кокетки - это главный ассортимент  белевских кружевниц. Выплетали они также и шторки на божницу, и покрывала для подушек, и сухарницы, и скатерти.    
Белёвское кружево заключается в чрезвычайной простоте геометрических мотивов, замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок,

Слайд 11
Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения

были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки и бумага для сколок (рисунок кружева).
       Работы, выполненные в белевском стиле, выявляют и подчеркивают самобытность, индивидуальность и красоту человека. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за свое, французское.

Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки

Слайд 13
Пряничные  доски отличаются простотой  композиции, но встречаются среди них довольно богатые

и сложные орнаментальные убранства: корзины с цветами, короны, гроздь винограда, которые отличаются тонкостью  узора и вычурным изяществом. Четкий узор на доске придавал прянику нарядный вид.
Изготовление деревянных форм-матриц  – целое искусство. Резьбе придавалось особое значение. Красота печатного пряника, в конечном счете, зависела от фантазии и таланта мастера. Даже в Туле резчиков пряничных досок на пальцах пересчитать. Многие пытались овладеть этим ремеслом. Доски делали  из твердых пород  дерева (береза, груша) брали самую крепкую часть – комель, выбирая дерево еще в лесу, на корню. Его нарезали на дощечки. Древесина выдерживалась, словно для дорогих музыкальных инструментов от пяти  до двадцати лет. И только после этого мастер наносил узор, обязательно в зеркальном отражении.

Пряничные  доски отличаются простотой  композиции, но встречаются среди них довольно богатые и сложные орнаментальные убранства: корзины с

Слайд 16Богородицкая игрушка
Тульские пряники, самовары, филимоновская игрушка и, конечно, оружие - это

не просто символы, это региональные бренды. Однако малоизвестных ремёсел на тульской земле достаточно. К примеру, искусство лепки и росписи богородицкой игрушки, не похожей ни на какие другие. В Богородицке живёт Виктор Потапов - единственный мастер, который пытается возродить промысел, когда-то прославивший город.
Умения подвижника оценили во многих музеях, не только нашего региона. В его мастерской появляются «седоки», «птицы счастья», «орлы», «тройки». К 500-летию Куликовской битвы мастер создал уникальную игрушку – «Поединок».

Богородицкая игрушкаТульские пряники, самовары, филимоновская игрушка и, конечно, оружие - это не просто символы, это региональные бренды.

Слайд 17
Спасибо
за
внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть