Слайд 1
Тульские ремёсла
Выполнил: ученик 4 б класса Петелинской СОШ
Маширин Федор
Учитель: Лабзина Валентина
Михайловна
Слайд 2Традиционными народными ремеслами Тульской области являются:
Филимоновская глиняная игрушка (Одоевский район, г.
Тула);
Тульская городская глиняная игрушка, в народе «Тульские князьки» (г. Тула);
Коклюшечное кружевоплетение «Белёвское кружево» (Белёвский, Новомосковский, Ленинский районы, г. Тула);
Белёвская глиняная игрушка (Белёвский район)
Богородицкая игрушка
Врезанная инкрустация
Слайд 3Филимоновская глиняная игрушка
Филимоновская игрушка – уникальное явление в русском народном искусстве.
Она является одной из самых древних в России. Родина её – деревня Филимоново Одоевского района Тульской области. Богатые залежи хорошей глины послужили основой возникновения здесь гончарного ремесла. Впервые Филимоново упоминается в письменных исторических источниках середины XVI в. Предание гласит, что «глиняное дело» начал тут горшечник Филимон.
Слайд 4 Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в
глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая.
Традиционные сюжеты игрушек - «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».
Почти все скульптурки - свистульки, а свист, крики, громкие удары в глубоком прошлом служили магическим средством отпугивания враждебных сил. Среди всего многообразия самым распространенным и любимым является образ птицы. В русском народном искусстве она утвердилась как символ солнца, тепла, света, воздушной стихии, вестник счастья, урожая.
Традиционные сюжеты игрушек - «барыни» (символ Матери - сырой земли, Великой богини природы, олицетворение плодородия, продолжения рода) и «солдаты», а также «всадник» (символ защиты людей и животных), реже «крестьянин».
Слайд 5
Своеобразие формы филимоновской игрушки исходит из свойств местной глины особого сорта
– «синика», запасы которой находились лишь вокруг Филимоново. Вязкая, однородная, как тесто, эта глина легко мнется и формируется, позволяет свободно вытянуть форму игрушки целиком. По пластической выразительности филимоновская игрушка ярче любой другой русской игрушки. Своеобразна и роспись филимоновской игрушки. При раскрашивании игрушки мастерицы используют всего три цвета: малиновый, желтый и синий. В сочетании с желтым появляются дополнительные цвета: красный и зеленый. Скульптурки традиционно расписываются разноцветными полосками, орнаментом из звезд, кругов, треугольников и других узоров, символизирующих землю, воду, засеянную пашню, солнце, и т.д.
Слайд 6Белёвская игрушка
Существенными различиями, заметно отличающими белевскую барыню от прочих, являются, прежде
всего, удивительно тонкая шея, необычайно изящные и точеные формы, тонкая талия, шляпа со свистящим петушком. Помимо основного варианта с зонтиком, мастера разработали фигурки без зонтика, но с каким-либо животным на руках. Низ юбки расписывается сеточкой – упрощенное изображение белевских кружев. В росписи используются мягкие пастельные тона: палевые, серые, розовые, охра, бирюзовый, ультрамарин, и т.д.
Слайд 7прославила Тульский край Белёвская глиняная игрушка «Белевская барыня».
Слайд 8
Возникновение гончарного промысла на территории города Белева и его окрестностей может
относиться примерно к 17-18 вв. Именно тогда были найдены первые игрушки, теперь уже известные далеко за пределами города – коньки, утицы, погремушки.
Слайд 9Белевское кружево
Особым явлением народной культуры Тульской губернии является
Белевское кружево, неповторимое в своем очаровательном узоре, незамысловатое и аристократически изящное.
Изготовлением кружев первыми в Тульском крае начали заниматься монахини Белёвского Крестовоздвиженского монастыря. Мерное кружево из золотой и серебряной нитей плели на коклюшках и применялось оно исключительно для отделки платьев высокопоставленной знати и праздничных одежд священнослужителей.
Во многих помещичьих усадьбах Белевского уезда, а затем и в других местах губернии возникли различные мастерские, в которых этому сложному и трудоемкому искусству мастерицы обучали крепостных девочек. Постепенно кружевное ремесло приняло форму промысла и стало основным источником заработка для многих мастериц.
Слайд 10
Белёвское кружево заключается в чрезвычайной простоте геометрических мотивов,
замкнутым орнаментом, состоящим из разнообразных тесемок, квадратов, «паучков», «змеек», которые, сцепляясь между собой, образуют неповторимые узоры и сочетания. Тонкий орнаментальный узор и фон становятся неразъединимы и воспринимаются единым целым. Эти кружева плетут из шелковых, тонких льняных и хлопчатобумажных ниток. Больших вещей кружевницы не выплетали, ограничивались в основном косынками, накидками, шарфами, мантильями, вуалетками. Кокетки - это главный ассортимент белевских кружевниц. Выплетали они также и шторки на божницу, и покрывала для подушек, и сухарницы, и скатерти.
Слайд 11
Изготовление кружев не требовало особых приспособлений. Орудия и инструменты для плетения
были следующие: подушка, лукошко, коклюшки, булавки и бумага для сколок (рисунок кружева).
Работы, выполненные в белевском стиле, выявляют и подчеркивают самобытность, индивидуальность и красоту человека. Может быть, поэтому во Франции, в Париже, на родине хорошего вкуса, оно принималось часто за свое, французское.
Слайд 13
Пряничные доски отличаются простотой композиции, но встречаются среди них довольно богатые
и сложные орнаментальные убранства: корзины с цветами, короны, гроздь винограда, которые отличаются тонкостью узора и вычурным изяществом. Четкий узор на доске придавал прянику нарядный вид.
Изготовление деревянных форм-матриц – целое искусство. Резьбе придавалось особое значение. Красота печатного пряника, в конечном счете, зависела от фантазии и таланта мастера. Даже в Туле резчиков пряничных досок на пальцах пересчитать. Многие пытались овладеть этим ремеслом. Доски делали из твердых пород дерева (береза, груша) брали самую крепкую часть – комель, выбирая дерево еще в лесу, на корню. Его нарезали на дощечки. Древесина выдерживалась, словно для дорогих музыкальных инструментов от пяти до двадцати лет. И только после этого мастер наносил узор, обязательно в зеркальном отражении.
Слайд 16Богородицкая игрушка
Тульские пряники, самовары, филимоновская игрушка и, конечно, оружие - это
не просто символы, это региональные бренды. Однако малоизвестных ремёсел на тульской земле достаточно. К примеру, искусство лепки и росписи богородицкой игрушки, не похожей ни на какие другие. В Богородицке живёт Виктор Потапов - единственный мастер, который пытается возродить промысел, когда-то прославивший город.
Умения подвижника оценили во многих музеях, не только нашего региона. В его мастерской появляются «седоки», «птицы счастья», «орлы», «тройки». К 500-летию Куликовской битвы мастер создал уникальную игрушку – «Поединок».