Слайд 1Трудовое воспитание детей
дошкольного возраста
МБДОУ «Слободской детский сад
«Пряничный домик»
Подготовила: Чернова Е.В.
Слайд 2 Трудовое воспитание детей
дошкольного
возраста
«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Проект ФГОС предполагает:
…развитие элементарной трудовой деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в
природе)
Из целевых ориентиров: ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
Слайд 4Цель трудового воспитания в детском саду
Формирование отношения к труду как первостепенной
общечеловеческой ценности
Слайд 5Задачи трудового воспитания в
детском
саду
Ознакомление с трудом взрослых как эталоном деятельности, которую должен освоить ребенок, воспитание интереса и положительного отношения к труду взрослых
Формирование трудовой деятельности детей от отдельных трудовых процессов до простейших видов труда
Воспитание личности в процессе индивидуальной и коллективной трудовой деятельности (воспитание трудолюбия, самостоятельности, настойчивости, ответственности, дружеских взаимоотношений со сверстниками и т.д.)
Слайд 9Труд по самообслуживанию
Обучение данному виду труда вводится с раннего возраста, может
быть групповым и индивидуальным
На первом этапе детей учат выполнять микро и целостные процессы самообслуживания: самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться
(снимать и надевать трусики, майку, колготки, намыливать и смывать пену с рук и т.д.)
Основная задача обучения – формирование связи между целью, способами и результатом труда в микропроцессах
На втором этапе обучения основная задача – освоение целостных процессов самообслуживания (раздевание, одевание после сна, на прогулку, умывание и т.п.). Важно закрепить знания о последовательности трудовых процессов, уточнить ориентировочные действия (где низ, верх, изнаночная, лицевая сторона, правый и левый сапог и т.д.), сформировать контрольно-проверочные умения, позволяющие ребенку осуществлять элементарный самоконтроль
Третий этап связан с закреплением навыков и умений в труде по самообслуживанию
Слайд 10Хозяйственно-бытовой труд
Хозяйственно-бытовой труд связан с поддержанием порядка в групповой комнате и
на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок.
У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу.
Эти дети активно включаются в различные виды хозяйственно-бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценить результаты труда своего и товарищей.
Слайд 11Содержание хозяйственно-бытового труда
Дети младшего возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести
игрушки и книги на участок, раскладывают на столы материал для занятия, убирают их после занятий.
При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы, помогают няне повесить чистые полотенца.
Дети пятого года жизни моют игрушки, стирают и развешивают кукольное белье, дежурят по столовой и занятиям, протирают пыль со стульев.
Помогают воспитателям вынести игрушки на участок и принести их обратно.
Старшие дошкольники помогают няне принести чистое белье и разложить его, получают у завхоза мыло и раскладывают его в мыльницы. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, собирают мусор
Слайд 13Значение ручного труда
Ручной труд – развивает конструктивные способности
детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность освоить ее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи.
Слайд 14Труд в природе. Значение
Труд детей в природе создает благоприятные условия для
физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как ни в каком другом сочетаются умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессах, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней, активную деятельную гуманную позицию по отношению ко всему живому
В труде осуществляется эстетическое воспитание детей
Слайд 15 Виды труда в природе
— уход за
домашними, декоративными животными и комнатными растениями;
— работа на огородах разного типа;
— посадка деревьев, кустарников;
— содержание в порядке территории;
— починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономное природопользование);
— подкормка птиц и других животных с учетом их биологических особенностей;
— создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их природных особенностей.
Слайд 16Самостоятельная трудовая деятельность
детей в повседневной
жизни
умения доводятся до высокого качественного уровня;
возникает субъектная позиция ребенка в процессе его самостоятельной трудовой деятельности;
идет дальнейшая конкретизация и обобщение знаний;
формируется устойчивый интерес к труду, развитие отношений сотрудничества и взаимопомощи
Слайд 17Содержание представлений о труде людей для детей младшего дошкольного возраста
Представления о
направленности труда на результат
О содержании и структуре конкретных трудовых процессов
Слайд 18Ознакомление с трудом взрослых в
средней группе
Знакомство с трудовыми процессами по преобразованию предметов при ознакомлении с трудом сотрудников детского сада (няни, дворника, прачки, повара)показать значимость их труда, раскрыть мотивацию и цели деятельности;
показать структуру основных трудовых процессов – ход достижения результата
включить детей в деятельность взрослого, вычленить и зафиксировать наглядно каждый компонент, показать последовательность их включения, связи между ними;
расширить представления о различных видах труда за пределами детского сада, выделить в них основные трудовые процессы;
познакомить с ролью техники;
дать представления о коллективном характере труда, взаимодействии людей в ходе труда;
формировать представления о профессиях людей.
Слайд 19Ознакомление с трудом взрослых в
старшей группе
Сформировать обобщенное представление о структуре трудового процесса, связях и зависимостях между его компонентами
Расширить представления детей о видах труда, основных профессиях и трудовых процессах
Дать представления о взаимодействии людей разных профессий и видов труда
Дать представления о типах труда, их взаимосвязях
Слайд 20Методика работы по ознакомлению с
трудом взрослых
Наблюдения во время ОД (структура та же, что в младшей и средней группе);
экскурсии за пределы детского сада, наблюдения за трудом взрослых;
беседы о труде с опорой на наглядный материал;
дидактические и сюжетно-ролевые игры для закрепления полученных представлений;
чтение художественной литературы;
рассматривание картин, иллюстраций, работа с моделями