Презентация, доклад на тему Теория поэтапного формирования умственных действий (моделирования) на примере изучения детьми правил графики.

Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперин П. Я.Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий

Слайд 1Теория поэтапного формирования умственных действий (моделирования) на примере изучения детьми правил

графики.
Теория поэтапного формирования умственных действий (моделирования) на примере изучения детьми правил графики.

Слайд 2Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперин П. Я.
Согласно этой теории, формирование

умственных действий проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием «про себя»; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде (интериоризация)
На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, «свертывается».
Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперин П. Я.Согласно этой теории, формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

Слайд 3Методики обучения, построенные в соответствии с этой теорией, позволяют достичь результатов

более высокого качества, в более короткие сроки, с меньшими затратами усилий и материально-финансовых средств.
– методики многократно ускоряют (минимум в два раза, а иногда и на порядок) процесс выработки интеллектуальных и практических навыков и умений высокого качества;
– методики индивидуализируют процесс обучения, доводя буквально каждого обучаемого до нужного уровня профессионализма;
– методики делают обучение практически безошибочным для учащихся (нет тех «проб и ошибок», которые присущи обычным методам);
– методики предоставляют возможность самообучения любому желающему, если он захочет овладеть какой-нибудь новой для себя деятельностью;
– методики исключают необходимость специального заучивания, делают ненужным заблаговременное запоминание знаний до начала их применения;
– методики не требуют никаких дополнительных дорогостоящих технических средств обучения помимо тех, которыми обычно пользуются;
– методики дают долговременный экономический эффект, ибо каждая методика служит так долго, сколько существует данная специальность или данная профессиональная деятельность;
– методики обеспечивают такое качество подготовки по осваиваемой деятельности, что, как правило, ее выполняют безошибочно от 95 до 100 % обучаемых, которые могут работать как профессионалы сразу после завершения обучения.
Основу методики ускоренного обучения составляют психологический закон усвоения знаний, согласно которому они формируются в человеческой голове не до, а в процессе их практического применения, а также специально разработанные схемы ориентировочной основы действий.

Методики обучения, построенные в соответствии с этой теорией, позволяют достичь результатов более высокого качества, в более короткие

Слайд 4Вначале проводится общая ориентировка, а затем и ориентировка на исполнение. Обучаемый

составляет план действия (решения задачи), определяет порядок его выполнения, состав и последовательность операций. Обучаемый должен понять логику осваиваемого действия, оценить возможность его выполнения. На этом этапе решается и задача мотивации действия. Этому предшествует мотивация деятельности в целом, и, как правило, мотивационная сфера у обучаемых уже сформирована (кто не хочет учиться, того не научишь). Однако ее можно (а если можно, значит, нужно) усилить мотивацией конкретного действия. Это можно сделать путем диалога, вовлекая обучаемых в процесс ориентировки, используя различные методы активизации, внося в содержание действия элементы профессиональной направленности и т.п. Нередко обучающие ставят в качестве оперативной цели учебной деятельности понимание, считая, что если обучаемый понял, то, значит, он научился.
Вначале проводится общая ориентировка, а затем и ориентировка на исполнение. Обучаемый составляет план действия (решения задачи), определяет

Слайд 5Пример
Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На

карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, — в свернутом и погруженном виде.

Пример Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на

Слайд 6Этап освоения
Изучение основных правил графики.
Складывается навык предварительного действия.
Введение звука.
Введение схем:


[ O ] О Ё- способ обозначения звуков соответствующими буквами
-структурируется и и обобщается отношение букв и звуков в таблицу.

1 класс

Этап освоения Изучение основных правил графики.Складывается навык предварительного действия.Введение звука.Введение схем: [ O ]  О Ё-

Слайд 7Этап усвоения.
Позиция звука как условие обозначения его буквой.
Введение понятий: слабая и

сильная позиция.
Особенность: законы графики не работают.

2 класс

Этап усвоения.Позиция звука как условие обозначения его буквой.Введение понятий: слабая и сильная позиция.Особенность: законы графики не работают.

Слайд 83 класс
Повторение ранее изученного.
Актуализация и присвоение знаний

3 классПовторение ранее изученного.Актуализация и присвоение знаний

Слайд 9вывод
Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается

в том, что в процессе обучения формирование новых действий происходит легче, без заучивания нового материала (так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания), без использования метода проб и ошибок.
вывод Практическое значение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина заключается в том, что в процессе обучения

Слайд 10Постановка учебной задачи возникает на разрыве когда детям даётся задание написать

слово «Река» и учащимися должно быть дано пояснение почему нельзя писать «и или э». Разрыв состоит в том что: нельзя использовать правило графики потому ориентационное предложенные согласные в данной ситуации совершенно разные.

[Э][И] а писать нужно 1 букву)

Постановка учебной задачи возникает на разрыве когда детям даётся задание написать слово «Река» и учащимися должно быть

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть