Презентация, доклад на тему Теоретические основы словарной работы в детском саду

Содержание

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов дошкольного образования. rizhkova.ira@yandex.ru

Слайд 1«Теоретические основы словарной работы в детском саду»

«Теоретические основы словарной работы в детском саду»

Слайд 2
Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития

личности. Вопрос о состоянии словаря и о методике его развития у ребенка дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов дошкольного образования.

rizhkova.ira@yandex.ru

Богатая и хорошо развитая речь служит средством полноценного общения и развития личности. Вопрос о состоянии словаря и

Слайд 3В современной методике Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая

эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
В современной методике  Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного

Слайд 4Принципы словарной работы
Единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением;
Опора на

активное и действенное познание окружающего мира;
Связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
Использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
Решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фонетической сторон речи, с развитием связной речи;
Семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).

Принципы словарной работыЕдинство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышлением;Опора на активное и действенное познание окружающего мира;Связь

Слайд 5Задачи словарной работы
Общие задачи:

Обогащение, расширение словаря разными частями речи;
Активизация словаря, переход

слов из пассивного словаря в активный;
Уточнение словаря;
Замена диалектизмов, местных говоров словами литературного произношения.

Задачи словарной работы Общие задачи:Обогащение, расширение словаря разными частями речи;Активизация словаря, переход слов из пассивного словаря в

Слайд 6На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы

усложняется в нескольких направлениях. В.И.Логинова выделила три таких направления:

расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

На протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях.

Слайд 7Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста
Первая группа включает методы:
а)

непосредственного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание и обследование предметов,
наблюдение,
осмотр помещения детского сада,
целевые прогулки и экскурсии.
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря:
рассматривание картин с малознакомым содержанием,
чтение художественных произведений,
показ кино и видеофильмов,
просмотр телепередач.

Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста Первая группа включает методы:а) непосредственного ознакомления с окружающим и

Слайд 8Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возраста
Вторая группа методов
используется

для закрепления и активизации словаря:

рассматривание игрушек,

рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

дидактические игры и упражнения.

Методы и приемы формирования словаря детей дошкольного возрастаВторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание

Слайд 9Словарная работа в разных видах деятельности
1. Бытовая деятельность
Дети осваивают жизненно необходимый

обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
Словарная работа в разных видах деятельности 1. Бытовая деятельностьДети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с

Слайд 102. Трудовая деятельность
Словарь детей пополняется за счет названий орудий труда,

инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе. Большая роль в активизации словаря принадлежит игре.


2. Трудовая деятельность Словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов.

Слайд 113. Сюжетно-ролевые игры

В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой

словарь,
в играх на производственные темы – профессиональная лексика;
в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов,
а также соответствующие глаголы.


3. Сюжетно-ролевые игры В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы

Слайд 124. Творческая художественная
деятельность детей

Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию

зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.



4. Творческая художественная деятельность детейОзнакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального

Слайд 13
5. Образовательная деятельность

Словарная работа проводится в образовательной деятельности по всем разделам

программы.
Например, по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств;
по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.
5. Образовательная деятельностьСловарная работа проводится в образовательной деятельности по всем разделам программы. Например, по изобразительной деятельности дети

Слайд 14 Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию

ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе.


Бедность словаря мешает полноценному общению,  а, следовательно, и общему развитию ребенка.  И наоборот,

Слайд 15Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть