Слайд 1
Тема : «Экологическая сказка как средство ознакомления детей с природой»
Выполнила
Туманова О.В.
Слайд 2В каждой детской сказке живет еще одна, которую в полной мере
может понять лишь взрослый.
Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
М.М. Пришвин
Советский писатель
А.С. Пушкин
Русский поэт
Слайд 3Актуальность темы
Экологические проблемы в мире диктуют необходимость формирования экологической
культуры, интереса и бережного отношения к животным и растениям
Путем экологического воспитания, помочь детям овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром
Экологическая сказка дает возможность, благодаря воображению детей, познакомится с животным и природным миром
Экологическая сказка является литературным произведением, которое отображает явления в природе, взаимосвязь в фантазийной форме. Формирует гуманное отношение к природе.
Слайд 4
Объект исследования: процесс экологического воспитания в ДОУ, направленный на ознакомление детей дошкольного
возраста с миром природы.
Предмет исследования: экологическая сказка как средство ознакомления детей с природой и воспитания бережного отношения к ней.
Объект и предмет исследования
Слайд 5Гипотеза исследования
Гипотеза: Мы предполагаем, что использование экологических сказок на занятиях
и в повседневной жизни, способствует формированию знаний о природе у детей дошкольного возраста
Цель исследования
Цель исследования: изучить роль и возможности экологической сказки в ознакомлении детей с миром природы.
Слайд 6Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическое основы проблемы экологического воспитания детей младшего
возраста;
2. Раскрыть роль сказки в экологическом образовании детей;
3. Изучить уровень сформированности знаний детей младшего возраста о природе;
4. Разработать и апробировать систему работы по ознакомлению младших дошкольников с природой с использованием экологических сказок;
5. Выявить степень эффективности проведённой работы.
Слайд 7Методы исследования
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования;
Наблюдения
Педагогический эксперимент
Этапы исследования
1. Изучение литературы по проблеме, разработка содержания диагностических заданий для детей.
2. Разработка и подбор сказок экологического содержания.
3. Изучение начального уровня экологических знаний детей.
4. Проведение формирующего эксперимента в ДОУ по включению экологических сказок, направленных на формирование знаний о природе у детей 2-3 лет.
5. Изучение динамики уровня сформированности экологических знаний у детей 2-3 лет.
6. Анализ и оформление результатов исследования.
Слайд 8
Понятийно-категориальная основа исследования
1. Природа – это все существующие на Земле.
2.
Экология – наука о взаимодействии живой природы с окружающей средой.
3. Сказка – образное изображение жизненных реалий.
4. Сказка – это средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
5. Роль сказки – познание природы.
6. Экологическое воспитание – процесс формирования осознанного гуманного отношения к природе.
7. Гуманизм – это мировоззрение, ценность общества природного мира.
8. Эстетическое воспитание – это способность видеть красоту окружающего мира.
9. Нравственное воспитание –приобщения к моральным ценностям, нормам поведения и взаимоотношения к природе.
10. Умственное воспитание – это мысленные процессы собственного опыта ребенка.
Слайд 9Экспериментальная база исследования
База исследования:
ул. Энгельса 25, МБДОУ Детский сад
№ 364 «Звёздочка» г. Н. Новгорода.
Слайд 10Использование экологических сказок как педагогический метод ознакомления детей с природой
Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты, взаимосвязь и взаимозависимость в фантазийной форме, формирует экологическое, гуманное отношение к природе.
Экологические сказки создают основу для получения знаний, воспитывают любовь к природе. Они вводят ребенка в мир словесного искусства, показывая особенности сказки как жанр, вызывают общий интерес к книге. В каждой природоведческой сказке заложена идея ответственности человека за сохранение природы, призыв к маленькому читателю беречь, защищать и изучать ее.
Слайд 11Цель педагогического эксперимента: исследование эффективности использования экологических сказок в обогащении знаний
детей о природном мире.
Задачи педагогического эксперимента:
Исследовать уровень экологических знаний детей;
Исследовать необходимость использования экологических сказок;
Создание и использование экологических сказок;
Провести анализ эффективности проделанной работы.
Методы исследования:
Наглядные;
Практические;
Словесные.
Слайд 12Этапы исследования
Констатирующий эксперимент
Диаграмма № 1.1 Уровни экологических знаний детей
на
начало года
Диаграмм № 1.2 Уровни экологических знаний детей
ЭГ и КГ на начало года
Слайд 13Диаграмм № 1.3 Уровни знаний детей ЭГ и КГ о домашних
и диких животных на начало года
Диаграмм № 1.4 Уровни знаний детей ЭГ и КГ о животных и их детенышах на начало года
Слайд 14Диаграмма № 1.5 Уровни знаний детей ЭГ и КГ о временах
года
на начало года
Диаграмм № 1.6 Уровни знаний детей ЭГ и КГ о явлениях природы
на начало года
Слайд 15Формирующий эксперимент
Цель формирующего этапа состоит в том, чтобы разработать серию экологических
сказок для формирования у детей знаний о природном мире.
Этапы формирующего исследования:
Чтение экологических сказок;
Обсуждение;
Игры;
Рисование.
Система работы по формированию экологических знаний:
Чтение художественной литературы экологического содержания.
Формирование и закрепление знаний детей в повседневной жизни.
Слайд 16Использования экологических сказок в практике работы с детьми
«Сказочная история». Цель:
формировать знания детей о животных (домашние, дикие) и их детенышах, какие звуки издают животные; развивать внимание, память, речь; воспитывать любовь к животным, вызывать положительные эмоции.
«Чудеса времен года». Цель: формировать знания детей о временах года, о природных явлениях; развивать внимание, память, речь; воспитывать любовь к окружающей нас природе, вызывать положительные эмоции.
«Приключение капельки». Цель: формировать знания детей о круговороте воды в природе, о природных явлениях; развивать внимание, память, речь; воспитывать любовь к окружающей нас природе, вызывать положительные эмоции.
Слайд 17Контрольный эксперимент
Диаграмм № 2.1Уровни знаний детей ЭГ и КГ о домашних
и диких животных на конец года
Диаграмм № 2.2 Уровни знаний детей ЭГ и КГ о животных и их детенышах на конец года
Слайд 18Диаграмм № 2.3 Уровни знаний детей о временах года ЭГ и
КГ на конец года
Диаграмм № 2.4 Уровни знаний детей о явлениях природы ЭГ и КГ на начало года
Слайд 19Анализ результатов диагностик по экологическим знаниям детей ЭГ в первой младшей
группе на начало и конец года
Анализ результатов диагностик по экологическим знаниям детей КГ в первой младшей группе на начало и конец года
Начало года
Начало года
Конец года
Конец года
Слайд 20Диаграмм № 2.5 Уровни экологических знаний детей ЭГ и КГ на
начало года
Диаграмм № 2.6 Уровни экологических знаний детей ЭГ и КГ на конец года
Слайд 21Вывод
Экологические сказки это источник различной информации, а именно:
о домашних, диких животных и их детеныша, о временах года, о явлениях происходящих в природе.
Сказка - прекрасный материал для формирования знаний детей о природе, и воспитание интереса к художественному слову.
В сказках прослеживается информация, которая предостерегает человека от необдуманных поступков по отношению к природе.
Экологические сказки служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.