Презентация, доклад на тему Технология ТРИЗ на уроках в начальной школе

Содержание

«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».В. А. Сухомлинский

Слайд 1Использование методов и технологий ТРИЗ на уроках русского языка и литературного

чтения в школе

Выполнила: Белозерцева Татьяна Валерьевна
Учитель начальных классов

2

4

5

7

5

Использование методов и технологий ТРИЗ на уроках русского языка и литературного чтения  в школе Выполнила: Белозерцева

Слайд 2 «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке

памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

В. А. Сухомлинский
«Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями

Слайд 3Цель: рассказать о приемах и метода ТРИЗ технологии во время

работы на уроках русского языка и литературы. 
Цель:  рассказать о приемах и метода ТРИЗ технологии во время  работы на уроках русского языка

Слайд 4Задачи:
Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе

на уроках русского языка и литературы.
Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении младших школьников.
Cформировать у участников конференции – мотивацию на использование в образовательном процессе методов и приемов в рамках технологии ТРИЗ.

Задачи:Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе на уроках русского языка и литературы.Побудить

Слайд 5 Актуальность
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.


АктуальностьРазвитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.

Слайд 6Теория Решения Изобретательских Задач

Теория Решения Изобретательских Задач

Слайд 7Цель использования ТРИЗ – технологии
Формирование у детей творческого мышления.

Цель использования ТРИЗ – технологии Формирование у детей творческого мышления.

Слайд 8 Педагогические задачи ТРИЗ РТВ технологии
1. коммуникативные УУД :
– формирование

у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

Педагогические задачи ТРИЗ РТВ технологии 1. коммуникативные УУД :– формирование у детей правильного отношения к окружающему

Слайд 92. Личностные УУД:
– повышение уровня общей образованности учащихся;
– формирование положительного отношения

детей к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

2. Личностные УУД:– повышение уровня общей образованности учащихся;– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;– умение анализировать

Слайд 103. Познавательные УУД:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
– развитие творческого воображения.


3. Познавательные УУД:– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности

Слайд 11Условия для обучения с помощью технологии ТРИЗ
1. Учителю необходимо научиться приемам

и методам ТРИЗ
2. Регулярно тренировать творческое мышление.
Условия для обучения с помощью технологии ТРИЗ1. Учителю необходимо научиться приемам и методам ТРИЗ2. Регулярно тренировать творческое

Слайд 12www.themegallery.com
ТРИЗ, как и другие системы, развивается. ТРИЗ сегодня - это комплекс,

состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:

Add Your Title

РТВ — развитие творческого воображения
- направлено на управление воображением
с целью создания новых образов.

ТРИЗ — классическая
- направлена на
формирование
умения ставить и
успешно решать
творческие задачи
при помощи
инструментов ТРИЗ.

-ТРТЛ - теория развития творческой личности –
направлена на формирование в
человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.

www.themegallery.comТРИЗ, как и другие системы, развивается.  ТРИЗ сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений

Слайд 13Алгоритм решения изобретательских задач
Точно понять задачу.
Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат.
Составить

модель задачи.
Поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи.
Применить приемы разрешения противоречий.
Сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений).
Выбрать самое сильное решение.

Алгоритм решения изобретательских задачТочно понять задачу.Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат.Составить модель задачи.Поискать в каждой части модели

Слайд 14Уроки русского языка и литературы – есть средство не выражать готовую

мысль, а создавать ее.
Уроки русского языка и литературы – есть средство не выражать готовую мысль, а создавать ее.

Слайд 15Методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ
1)вход в урок
2) системный оператор;
3) типовые

приемы фантазирования;
4)кольца Луллия;
5) морфологическая копилка;
6) дихотомия (сужение поля поиска);
7)метод создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине);
8) составление плана (раскадровка);
9) создай паспорт.


Методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ1)вход в урок2) системный оператор;3) типовые приемы фантазирования;4)кольца Луллия;5) морфологическая копилка;6) дихотомия

Слайд 16Нестандартный «вход» в урок

Нестандартный «вход» в урок

Слайд 171 задание
Двигаясь по часовой или против часовой стрелке по кругу, составьте

слова из предложенных букв. Буквы в новые слова можно брать только по порядку.

1 команда

2 команда

К
О О

С Л
Е

О
К С

О А
Д

1 заданиеДвигаясь по часовой или против часовой стрелке по кругу, составьте слова из предложенных букв. Буквы в

Слайд 182 задание Кто быстрей ответит?
В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, боярышник,

ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?
2 задание Кто быстрей ответит?В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, боярышник, ирга, смородина, крыжовник.Для приготовления компота

Слайд 19Методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ
1)вход в урок
2) системный оператор;
3) типовые

приемы фантазирования;
4)кольца Луллия;
5) морфологическая копилка;
6) дихотомия (сужение поля поиска);
7)метод создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине);
8) составление плана (раскадровка);
9) создай паспорт.


Слова особенные
Вам запомнить надо:
Стоят в них буквы одинаковые рядом!
Слова давайте правильно писать -Приятно получать отметку “пять”!

Методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ1)вход в урок2) системный оператор;3) типовые приемы фантазирования;4)кольца Луллия;5) морфологическая копилка;6) дихотомия

Слайд 21
Задание: слитно или раздельно. Почему?
Солнце спряталось за бор.
Чьи глаза сверкают?
Кот забрался

на забор –
Перед сном гуляет.

Задание: слитно или раздельно. Почему? Солнце спряталось за бор.Чьи глаза сверкают?Кот забрался на забор –Перед сном гуляет.

Слайд 22«Системный оператор»

«Системный оператор»

Слайд 23Митрофанушка

Митрофанушка

Слайд 24Системный оператор литературного героя Митрофанушки комедии Фонвизина «Недоросль» 
Система: Митрофанушка.
- Дворянин, 16

лет; семья; домашнее воспитание; любит вкусно и много поесть. Живет для себя.

Системный оператор литературного героя Митрофанушки комедии Фонвизина «Недоросль» Система: Митрофанушка.- Дворянин, 16 лет; семья; домашнее воспитание; любит вкусно

Слайд 25общество, эпоха Екатерины II:
- развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи,

но в это же время - правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права.

Надсистема

общество, эпоха Екатерины II: - развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи, но в это же время -

Слайд 26Подсистема №1
семья Простаковых, Скотинина, учителя и т. д.:
-Митрофана окружают невежественные,

грубые, деспотичные люди, живущие для себя.

Подсистема №1семья Простаковых, Скотинина, учителя и т. д.: -Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя.

Слайд 27Подсистема №2
Нравственные качества.
-Никого не любит. Живёт для себя, хитёр, увертлив,

жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать и предаёт её. Хочет просто жить, не утруждая себя ни в чём.

Подсистема №2Нравственные качества. -Никого не любит. Живёт для себя, хитёр, увертлив, жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать

Слайд 28Типовые приемы фантазирования

Типовые приемы фантазирования

Слайд 29Приём «Думай о другом».
Последовательность работы по приёму:
Детям предлагается законченный схематичный рисунок,

например круг;
Высказывается несколько вариантов, на что похоже то, что нарисовано;
Предлагается назвать предмет, кардинально непохожий на данный рисунок;
Нужно доказать, что рисунок похож на предмет, выбранный в пункте 3.

Приём «Думай о другом».Последовательность работы по приёму:Детям предлагается законченный схематичный рисунок, например круг;Высказывается несколько вариантов, на что

Слайд 30Приём «Произвольная приставка».
Например:
приставки:
супер, вице, полу, аэро, анти, зоо, аква ит.д.


слово:
буква
буква – аквабуква, астробуква, монобуква и т.д.

Приём «Произвольная приставка».	Например:приставки: супер, вице, полу, аэро, анти, зоо, аква ит.д. слово:буква буква – аквабуква, астробуква, монобуква

Слайд 31Что на что похоже?
настольная лампа на
тыква на ...
арбуз

на …
люстра на ...
утюг на …

Что на что похоже?  настольная лампа на тыква на ... арбуз на …люстра на ... утюг

Слайд 32Чем мечтают стать некоторые предметы?
веник мечтает стать ...
мыльный пузырь

...
перышко ...
огородное чучело ...
снежная баба ...
Чем мечтают стать некоторые предметы?  веник мечтает стать ... мыльный пузырь ... перышко ... огородное чучело

Слайд 33 Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик -

он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам …


Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении» 	Сел на ветку снегирек.	Брызнул дождик - он промок,	Ветерок, подуй слегка,	(Обсуши

Слайд 34Кольца Луллия

Кольца Луллия

Слайд 35Системный лифт по русскому языку
Текст
предложение
словосочетание
слово
корень -норк-

Системный лифт по русскому языкуТекстпредложениесловосочетание слово корень   -норк-

Слайд 36«Морфологический ящик»
Модель: «Элемент-имя признака-значение признака» 
Вопросы:
1)К какому классу предметов относится?
2)Из какого материала «предмет»

сделан?
3)Для чего служит?



«Морфологический ящик»Модель: «Элемент-имя признака-значение признака» Вопросы:1)К какому классу предметов относится?2)Из какого материала «предмет» сделан?3)Для чего служит?

Слайд 37Дихотомия (сужение поля поиска)

«Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов,

на которые можно отвечать «да-нет».

Дихотомия (сужение поля поиска) «Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».

Слайд 38Методы создания речевых творческих продуктов
лимерики
загадки
метафоры
творческие сочинения
по картине

Методы создания речевых творческих продуктовлимерикизагадкиметафорытворческие сочинения по картине

Слайд 39Лимерики
Модель:
1 строчка - жил-был кто-то; 2 строчка - этот кто-то был похож

на что-то (кого-то); 3 строчка - с кем-то наш кто-то дружил; 4 строчка - что-то наш кто-то натворил; 5 строчка - и вот, что из этого получилось.
ЛимерикиМодель:1 строчка - жил-был кто-то; 2 строчка - этот кто-то был похож на что-то (кого-то); 3 строчка

Слайд 40Составление загадок.
модель:
1.Какой? Что такое же?
2.Что делает? Что делает так же?
3.На

что похож? Чем отличается?


Составление загадок.	модель: 1.Какой? Что такое же?2.Что делает? Что делает так же?3.На что похож? Чем отличается?

Слайд 41Составление метафор.
Работаем по алгоритму:
Берётся объект 1.
У этого объекта выделяется специфическое

.
Выбирается объект 2 с таким же свойством .
Определяется место расположения объекта 1.
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1
Составить предложение с этими словами.
Составление метафор.	Работаем по алгоритму:Берётся объект 1. У этого объекта выделяется специфическое .Выбирается объект 2 с таким же

Слайд 42Составление творческих рассказов по картине .
План
1. Выделение объектов.


Составление творческих рассказов по картине . План1. Выделение объектов.

Слайд 432. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.

2. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.

Слайд 443. Вхождение в картину.

3. Вхождение в картину.

Слайд 454. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.
.

4. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами..

Слайд 465. Представление объектов в рамках времени их существования.



5. Представление объектов в рамках времени их существования.

Слайд 476. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой

6. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой

Слайд 48Алгоритм работы.
1. Прочитай текст.
2. Раздели его на части.
3.Составь раскадровку.
4.Обсуждаем каждый

кадр.
5.Выбираем ключевые кадры и определяем мораль.

«Раскадровка»

Алгоритм работы.1. Прочитай текст.2. Раздели его на части.3.Составь раскадровку. 4.Обсуждаем каждый кадр.5.Выбираем ключевые кадры и определяем мораль.«Раскадровка»

Слайд 49Паспорт литературного героя.
Опорные слова:
Имя:
Создатель:
Прописка:
Внешний вид:
Где впервые встречается:
Личные

качества:
Заветное желание:

Паспорт литературного героя. Опорные слова:Имя: Создатель:Прописка: Внешний вид: Где впервые встречается: Личные качества: Заветное желание:

Слайд 50Паспорт из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Имя – Страшила Мудрый
Создатель –

А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты
Где впервые встречается – шест у голубой изгороди
Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый
Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

Паспорт из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»Имя – Страшила МудрыйСоздатель – А.ВолковПрописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного

Слайд 51Паспорт ТРИЗ технологии

Паспорт ТРИЗ технологии

Слайд 57“Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый

арсенал как практических, так и образных интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом: ТРИЗ – сокровище”.
Джордж Принс
“Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый арсенал как практических, так и образных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть