Слайд 1Использование методов и технологий ТРИЗ на уроках русского языка и литературного
чтения
в школе
Выполнила: Белозерцева Татьяна Валерьевна
Учитель начальных классов
2
4
5
7
5
Слайд 2 «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке
памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Цель:
рассказать о приемах и метода ТРИЗ технологии во время
работы на уроках русского языка и литературы.
Слайд 4Задачи:
Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе
на уроках русского языка и литературы.
Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении младших школьников.
Cформировать у участников конференции – мотивацию на использование в образовательном процессе методов и приемов в рамках технологии ТРИЗ.
Слайд 5 Актуальность
Развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы.
Слайд 6Теория Решения Изобретательских Задач
Слайд 7Цель использования ТРИЗ – технологии
Формирование у детей творческого мышления.
Слайд 8 Педагогические задачи ТРИЗ РТВ технологии
1. коммуникативные УУД :
– формирование
у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
Слайд 92. Личностные УУД:
– повышение уровня общей образованности учащихся;
– формирование положительного отношения
детей к учебному процессу;
– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.
Слайд 103. Познавательные УУД:
– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
–
развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
– развитие пространственного мышления;
– развитие речи;
– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
– развитие творческого воображения.
Слайд 11Условия для обучения с помощью технологии ТРИЗ
1. Учителю необходимо научиться приемам
и методам ТРИЗ
2. Регулярно тренировать творческое мышление.
Слайд 12www.themegallery.com
ТРИЗ, как и другие системы, развивается.
ТРИЗ сегодня - это комплекс,
состоящий из трех взаимосвязанных направлений
ТРИЗ — РТВ — ТРТЛ:
Add Your Title
РТВ — развитие творческого воображения
- направлено на управление воображением
с целью создания новых образов.
ТРИЗ — классическая
- направлена на
формирование
умения ставить и
успешно решать
творческие задачи
при помощи
инструментов ТРИЗ.
-ТРТЛ - теория развития творческой личности –
направлена на формирование в
человеке активной творческой позиции, предусматривающей постановку достойной цели и успешного продвижения к ней.
Слайд 13Алгоритм решения изобретательских задач
Точно понять задачу.
Сформулировать противоречие и идеальный конечный результат.
Составить
модель задачи.
Поискать в каждой части модели задачи ресурс для решения задачи.
Применить приемы разрешения противоречий.
Сформулировать несколько решений (творческие задачи имеют много правильных решений).
Выбрать самое сильное решение.
Слайд 14Уроки русского языка и литературы – есть средство не выражать готовую
мысль, а создавать ее.
Слайд 15Методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ
1)вход в урок
2) системный оператор;
3) типовые
приемы фантазирования;
4)кольца Луллия;
5) морфологическая копилка;
6) дихотомия (сужение поля поиска);
7)метод создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине);
8) составление плана (раскадровка);
9) создай паспорт.
Слайд 171 задание
Двигаясь по часовой или против часовой стрелке по кругу, составьте
слова из предложенных букв. Буквы в новые слова можно брать только по порядку.
1 команда
2 команда
К
О О
С Л
Е
О
К С
О А
Д
Слайд 182 задание
Кто быстрей ответит?
В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, боярышник,
ирга, смородина, крыжовник.
Для приготовления компота хозяйка взяла только те фрукты, в названии которых звуков больше, чем букв. Из каких фруктов был приготовлен компот?
Слайд 19Методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ
1)вход в урок
2) системный оператор;
3) типовые
приемы фантазирования;
4)кольца Луллия;
5) морфологическая копилка;
6) дихотомия (сужение поля поиска);
7)метод создания речевых творческих продуктов (лимерики, загадки, метафоры, творческие сочинения по картине);
8) составление плана (раскадровка);
9) создай паспорт.
Слова особенные
Вам запомнить надо:
Стоят в них буквы одинаковые рядом!
Слова давайте правильно писать -Приятно получать отметку “пять”!
Слайд 21
Задание: слитно или раздельно. Почему?
Солнце спряталось за бор.
Чьи глаза сверкают?
Кот забрался
на забор –
Перед сном гуляет.
Слайд 24Системный оператор литературного героя Митрофанушки комедии Фонвизина «Недоросль»
Система: Митрофанушка.
- Дворянин, 16
лет; семья; домашнее воспитание; любит вкусно и много поесть. Живет для себя.
Слайд 25общество, эпоха Екатерины II:
- развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи,
но в это же время - правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права.
Надсистема
Слайд 26Подсистема №1
семья Простаковых, Скотинина, учителя и т. д.:
-Митрофана окружают невежественные,
грубые, деспотичные люди, живущие для себя.
Слайд 27Подсистема №2
Нравственные качества.
-Никого не любит. Живёт для себя, хитёр, увертлив,
жесток, сильно избалован, эгоистичен. Шантажирует мать и предаёт её. Хочет просто жить, не утруждая себя ни в чём.
Слайд 29Приём «Думай о другом».
Последовательность работы по приёму:
Детям предлагается законченный схематичный рисунок,
например круг;
Высказывается несколько вариантов, на что похоже то, что нарисовано;
Предлагается назвать предмет, кардинально непохожий на данный рисунок;
Нужно доказать, что рисунок похож на предмет, выбранный в пункте 3.
Слайд 30Приём «Произвольная приставка».
Например:
приставки:
супер, вице, полу, аэро, анти, зоо, аква ит.д.
слово:
буква
буква – аквабуква, астробуква, монобуква и т.д.
Слайд 31Что на что похоже?
настольная лампа на
тыква на ...
арбуз
на …
люстра на ...
утюг на …
Слайд 32Чем мечтают стать некоторые предметы?
веник мечтает стать ...
мыльный пузырь
...
перышко ...
огородное чучело ...
снежная баба ...
Слайд 33
Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»
Сел на ветку снегирек.
Брызнул дождик -
он промок,
Ветерок, подуй слегка,
(Обсуши нам …
Слайд 35Системный лифт по русскому языку
Текст
предложение
словосочетание
слово
корень -норк-
Слайд 36«Морфологический ящик»
Модель: «Элемент-имя признака-значение признака»
Вопросы:
1)К какому классу предметов относится?
2)Из какого материала «предмет»
сделан?
3)Для чего служит?
Слайд 37Дихотомия (сужение поля поиска)
«Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов,
на которые можно отвечать «да-нет».
Слайд 38Методы создания речевых творческих продуктов
лимерики
загадки
метафоры
творческие сочинения
по картине
Слайд 39Лимерики
Модель:
1 строчка - жил-был кто-то;
2 строчка - этот кто-то был похож
на что-то (кого-то);
3 строчка - с кем-то наш кто-то дружил;
4 строчка - что-то наш кто-то натворил;
5 строчка - и вот, что из этого получилось.
Слайд 40Составление загадок.
модель:
1.Какой? Что такое же?
2.Что делает? Что делает так же?
3.На
что похож? Чем отличается?
Слайд 41Составление метафор.
Работаем по алгоритму:
Берётся объект 1.
У этого объекта выделяется специфическое
.
Выбирается объект 2 с таким же свойством .
Определяется место расположения объекта 1.
Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1
Составить предложение с этими словами.
Слайд 42Составление творческих рассказов по картине .
План
1. Выделение объектов.
Слайд 432. Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
Слайд 454. Представление объектов с точки зрения восприятия их различными анализаторами.
.
Слайд 465. Представление объектов в рамках времени их существования.
Слайд 476. Восприятие себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой
Слайд 48Алгоритм работы.
1. Прочитай текст.
2. Раздели его на части.
3.Составь раскадровку.
4.Обсуждаем каждый
кадр.
5.Выбираем ключевые кадры и определяем мораль.
«Раскадровка»
Слайд 49Паспорт литературного героя.
Опорные слова:
Имя:
Создатель:
Прописка:
Внешний вид:
Где впервые встречается:
Личные
качества:
Заветное желание:
Слайд 50Паспорт из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Имя – Страшила Мудрый
Создатель –
А.Волков
Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»
Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты
Где впервые встречается – шест у голубой изгороди
Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый
Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным
Слайд 57“Я не знаю никакого другого метода, который предлагал бы такой богатый
арсенал как практических, так и образных интеллектуальных и инструментальных средств. Одним словом: ТРИЗ – сокровище”.
Джордж Принс