Презентация, доклад на тему Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц в интегрированном пространстве детского сада

Содержание

«Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса)» А.А. Адамский Цель: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в

Слайд 1 «Технология развития познавательной
активности детей на основе
корректурных таблиц
в

интегрированном пространстве
детского сада»

Из опыта работы
воспитателя-методиста
ГУ «ЛДУУ ясли-сад № 68»
Задорожной Майи Анатольевны

«Технология развития познавательной активности детей на основе корректурных таблиц в интегрированном пространстве детского сада»Из опыта работы

Слайд 2«Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного

процесса
(тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса)»
А.А. Адамский

Цель: Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Задачи:
повышение эффективности образовательного процесса посредством внедрения информационно-игровых технологий в ДУУ;
создание обогащенной предметно-пространственной среды - начала развития интереса;
организация познавательного поиска детей;
вовлечение в выполнение творческих заданий; интеграция разнообразной деятельности;
формирование у детей психологической установки предстоящей деятельности;
создание проблемно-поисковых ситуаций;
включение занимательности в содержание;
стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

«Технология развития познавательной активности детей на основе
корректурных таблиц в интегрированном пространстве детского сада»

«Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность

Слайд 3Стадии познавательного развития:

1. Любопытство
2. Любознательность (восприятие окружающего мира);
3. Познавательный интерес (развитие

наглядно-образного мышления);
4. Познавательная активность (использование приобретённых навыков) – самый высокий уровень познавательного развития.

Педагогические условия:

Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
Включение занимательности в содержание занятий;
Создание проблемно-поисковых ситуаций;
Вовлечение в выполнение творческих заданий;
Интеграция разнообразной деятельности;
Организация экспериментирования;
Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.

Стадии познавательного развития:1. Любопытство2. Любознательность (восприятие окружающего мира);3. Познавательный интерес (развитие наглядно-образного мышления);4. Познавательная активность (использование приобретённых

Слайд 4Использование корректурных таблиц (КТ) в
образовательном процессе ДУУ.
Актуальность
Предметная развивающая среда -

это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития (по С.Л.Новоселовой).
В настоящее время актуальность проблемы создания предметно-развивающей среды в ДОУ связана с введением ВГОС ДО и условиям его реализации, где указано, что предметная среда должна выполнять различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую,  коммуникативную, обеспечивающие развитие ребёнка.
Корректурные таблицы и являются таким многофункциональным оборудованием учебно-воспитательного процесса, которое стимулирует и развивает познавательную активность ребенка.

Идея педагогической инициативы
Заключается в построении внутри ДУУ обогащенной образовательной среды, посредством внедрения в педагогический процесс информационно-игровых технологий, и как следствие – повышения качества образовательной деятельности.


Аннотация: В данной методической разработке представлен опыт педагога Задорожной М.А. по внедрению корректурных таблиц в образовательный процесс.
За основу методической разработки использовала методику Натальи Васильевны Гавриш «Использование карт умственных действий и корректурных таблиц».

Использование корректурных таблиц (КТ) вобразовательном процессе ДУУ.Актуальность Предметная развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка,

Слайд 5
Особенности выбранной технологии:
максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных

условий игры;
позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала;
активизирует воспитанников;
повышает познавательный интерес;
вызывает эмоциональный подъём;
способствует развитию творчества.

Данная технология может быть использована:
качестве занятия или его части (объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
как часть образовательной программы;
для освоения темы или содержания изучаемого материала.

Особенности выбранной технологии: максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию

Слайд 6Концептуальные основы информационно-игровой технологии:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при

помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности: – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Концептуальные основы информационно-игровой технологии:Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих

Слайд 7Описание педагогической технологии
Корректу́рные таблицы - это информационно-игровое поле с различным

количеством ячеек (от 9 до 30), заполненных предметными картинками (цифрами или буквами, символами или знаками, геометрическими фигурами).
Целесообразно каждую клеточку корректурной таблицы пронумеровать и подписать печатным шрифтом - это значительно расширяет развивающие возможности таких таблиц: самопроизвольно дети запоминают цифры и образ печатного слова. Без особых усилий, благодаря регулярному использованию корректурных таблиц, дети приучаются запоминать, так сказать, «считывать» зрительный образ напечатанного слова. Картинки должны быть достаточного размера, реальными, чтобы ребенок мог легко их узнать, желательно однотипными для более легкого их восприятия детьми и соблюдение эстетических требований.

Описание педагогической технологии Корректу́рные таблицы - это информационно-игровое поле с различным количеством ячеек (от 9 до 30),

Слайд 8Количество картинок в корректурной таблицы для использования в младшей группе должно

составлять от 9 до 12, максимально - 16 картинок; в старшей - 20-30 картинок. Чем меньше дети, тем более очевидными должны быть связи между предметами как тематическими группировками.
Количество картинок в корректурной таблицы для использования в младшей группе должно составлять от 9 до 12, максимально

Слайд 9Рекомендации по работе с тематическими корректурными таблицами совместно с блочно -

тематическим планированием

Вводя в работу блочно-тематическое планирование, в начале изучения темы следует ознакомить детей с тематической корректурной таблицей и поставить вопросы к ней. Во время этого процесса воспитатель имеет возможность выявить знания детей по теме, которая будет изучаться, и построить дальнейшую работу так, чтобы обеспечить изучение темы в полном объеме. В конце тематического цикла воспитатель снова предлагает детям эту же таблицу и имеет возможность проконтролировать усвоение знаний детьми.
Продумывая вопросы к таблицам, следует учесть весь объем знаний, которые необходимо подать детям по данной теме.

Рекомендации по работе с тематическими корректурными таблицами совместно с блочно - тематическим планированиемВводя в работу блочно-тематическое планирование,

Слайд 10Рекомендованные для использования дидактические игры
и упражнения во время работы с

корректурными таблицами


Дидактические игры:
«Отгадай загадки, накрой фишками отгадки»;
«Найди картинку, назови слово» (живет в лесу - .., быстро бегает - …,);
«Отвечай, быстро называй» (большой хвост у…; длинный хвост у…; есть рога у …);
«Кто живет в домике?» (лисица живет в норе, а медведь…; медведь зимует в берлоге, а белка…);
«Посчитай, покажи такую цифру» (Сколько больших животных? Сколько хищных животных?);
«Назови соседей» (Кто находится справа от зайца, слева, сверху…);
«Узнай животное по описанию»
«Кому что дадим?» (Мясо - /волку/; Мед - /медведю/;…);
«Дорисуй»
«Назови цвет»
«Мы волшебники немного – был один, а стало много» (Образование множественного числа существительных);
«Герои сказок» (Топотышка – это …; норушка - …; попрыгайчик – это…);
«Назови ласково, закрой фишками»;
«Сосчитай и назови» (учить пересчитывать предметы и называть итог);
«Кто быстрей найдет» (учить овладевать пространственными представлениями: в верхнем правом углу,…);
«Торопись, да не ошибись» (упражнять детей распознавать цвет, форму, величину предмета);
«Живое – неживое» (закрепить понятия о живых и неживых предметах);


Упражнения:
«Подумай и ответь» (Каких птиц мы можем увидеть зимой в лесу? Какие животные зимой спят? Кому из зверей не страшны морозы?,…);
«Скажи какой (какая)? (Злой как - …волк, хитрый – как…);
«Продолжи предложение» (Заяц пушистый, а еж…(колючий); У белки хвост длинный, а у зайца…(короткий); …)
«Про кого так можно сказать?»;
«Найди животное, назови его детеныша»;
«Закончи предложение»
«Придумай рассказ по картинкам»;
«Назови одним словом» ( лиса, волк, медведь -…; ворона, сорока -…);
«Найди быстро ошибку» (чего не бывает весной?,…);
«Подбери слова» ( лимон – мой, малина – моя, абрикос- …);
«Придумай загадку»;
«Составление рассказа по схеме»;
«С какого звука начинается слово»;
«Объясни» (Ручей – это…, Скворечник – это…);
«Закончи предложение антонимами» (Зимой снег чистый, а весной…, осенью птицы улетают, а весной…);
«Найди звук» (упражнение на выделение звука в слове: закрыть картинку, если первый звук – твердый);
«Слушай внимательно» (прослушать стихотворение, закрыть фишками картинки, названия которых встречались в данном стихотворении)

Рекомендованные для использования дидактические игры и упражнения во время работы с корректурными таблицамиДидактические игры: «Отгадай загадки, накрой

Слайд 12Картинки следует подбирать, не просто группируя изображения предметов по видовым признакам,

а так, чтобы стимулировать умственную деятельность детей, активизировать психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, речь, мыслительные операции и др.

Дидактическая игра «Сравни и назови»
Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон)
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок)
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама)
Солнце веселое, как… (песенка, клоун, игра)
Солнце теплое, как … (печка, рукавички, шуба)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер).

Картинки следует подбирать, не просто группируя изображения предметов по видовым признакам, а так, чтобы стимулировать умственную деятельность

Слайд 13Дидактическая игра «Придумай рассказ по опорным картинкам»

Дидактическая игра «Придумай рассказ по опорным картинкам»

Слайд 14 Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:


-

взрослый объявляет вопрос или задание, дети выполняют его, объясняя свои действия.
Существуют несколько вариантов работы с корректурными таблицами:- взрослый объявляет вопрос или задание, дети

Слайд 15Логико-математические корректурные таблицы

Логико-математические корректурные таблицы

Слайд 16

Д/упражнение: «Выложи по образцу»;
С постепенным усложнением расположения и уменьшением времени

запоминания


Д/упражнение: «Выложи по образцу»; С постепенным усложнением расположения и уменьшением времени запоминания

Слайд 17- дети работают с незаполненной таблицей - рамкой и набором предметных

картинок, заполняя ячейки в соответствии с устными заданиями взрослого или символическими указаниями на форму, цвет, величину, букву и т.д.
- дети работают с незаполненной таблицей - рамкой и набором предметных картинок, заполняя ячейки в соответствии с

Слайд 18Корректурные таблицы можно использовать на занятиях по ИЗО:
Рассмотреть картины разных художников:

подумай какое настроение было у художника при написании картины, на каких картинах используются теплые, а на каких холодные тона?...
Корректурные таблицы можно использовать на занятиях по ИЗО:Рассмотреть картины разных художников: подумай какое настроение было у художника

Слайд 19Возможен вариант изготовления корректурных таблиц с контурными изображениями, что позволяет использовать

задания и раскраску.
Возможен вариант изготовления корректурных таблиц с контурными изображениями, что позволяет использовать задания и раскраску.

Слайд 20Дорисуй

Дорисуй

Слайд 21- вопрос задачи представлен в таблице с помощью символических знаков, которые

дети должны самостоятельно прочитать.

Разгадай загадку

- вопрос задачи представлен в таблице с помощью символических знаков, которые дети должны самостоятельно прочитать.Разгадай загадку

Слайд 22Разучивание стихотворения
Таблицы выполненные в мнемотехнике.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих

процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать:  - ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Разучивание стихотворенияТаблицы выполненные в мнемотехнике.Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать: 

Слайд 24Составление описательных рассказов по схемам

Составление описательных рассказов по схемам

Слайд 25Ориентация в пространстве

Ориентация в пространстве

Слайд 26Корректурная таблица является средством развития творчества также взрослых - родителей, воспитателей

и даже педагогических коллективов, которые каждый раз могут находить новые педагогические смыслы в ее использовании: придумывать новые задачи, устанавливать новые закономерности и связи между элементами таблицы. Поэтому создается
своеобразная информационно-интеллектуальная игра - развернутая во времени и не ограничена в плане ее пространственного использования.

Корректурные таблицы можно использовать в различных форматах детской деятельности детей:
в совместной партнерской деятельности со взрослым;
в начале занятия - как средство активизации психических процессов и включения детей в учебно-познавательную деятельность;
в основной части занятия - для уточнения знаний и расширение информационно-познавательного круга представлений дошкольников, наглядность процесса установления причинно-следственных связей между объектами и явлениями окружающей действительности;
вне организованного обучения - как своеобразную интеллектуальную игру, в которой дети будут соревноваться в одиночку или командами на скорость реакции, точность и широту восприятия, богаче словарь и т.д.

Корректурная таблица является средством развития творчества также взрослых - родителей, воспитателей и даже педагогических коллективов, которые каждый

Слайд 27Использование игровой технологии позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий

с детьми к познавательной игровой деятельности.
Включение детей в работу по корректурным таблицам формирует способность творчески, нешаблонно мыслить, самостоятельно пополнять свои знания, активизировать уже имеющиеся знания и жизненный опыт. А также развивать креативность, как способность к творческой деятельности, проявления фантазии, выдумки воображения.

На этапе дошкольного детства о креативности ребенка свидетельствуют:
- умение задавать необычные вопросы;
- способность самостоятельно и оригинально отвечать;
стремление и умение отойти от шаблона, сделать по-другому,
полагаясь на свой собственный опыт;
- смелость в использовании новых возможностей.

Использование игровой технологии позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности.

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть