Слайд 1Технология разноуровневого
обучения
Клименко Ирина Викторовна
учитель начальных классов
МБОУ «Кировская СОШ №9»
2016 год
Слайд 2Разноуровневое обучение
это педагогическая технология организации учебного процесса, в
рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня.
Слайд 3ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА
Увидеть индивидуальность
обучающегося и сохранить её, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Слайд 4Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования:
1.Повышается активность;
2.Повышается работоспособность;
3.Повышается
мотивация к изучению;
4.Улучшается качество знаний.
Слайд 5
Введение такой организации учебного процесса приводит к необходимости:
а) разработки четких требований
к каждому уровню, исходя из целей обучения;
б) разработки критериев отбора обучающихся в соответствующий уровень.
Слайд 6Принципы организации разноуровневого обучения
Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства;
Принцип развития каждого
обучающегося: как сильного, так и слабого;
Принцип осознания обучающимися процесса учения.
Слайд 7Примерное разделение обучающихся на три группы.
1-я группа –обучающиеся с низкими учебными
способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании знаний. Обучающиеся попадают в разряд «слабых». Они медлительны, апатичны, не успевают за классом.
Слайд 82-ая группа- обучающиеся со средними способностями (выполняют задание первой группы, но
с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Обучающиеся с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности.
Слайд 93-ая группа- обучающиеся с высокими учебными способностями(ведут работу с материалом большей
сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации, творчески подходить к решению задач), показателями успеваемости по отдельным предметам, умеющие хорошо работать. Обучающиеся с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
Слайд 10Основные правила технологии разноуровневого обучения
Не дотягивать всех обучающихся до единого
уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания.
Последовательное освоение и сдача уровней.
За одно занятие можно сдать только одну тему.
Для получения оценки :
«3» необходимо знание не менее 50 % из числа предложенных в данный период времени тем,
«4» – 70–80 %,
«5» – 90–100 %.
При подготовке к практическому занятию можно выбрать любой уровень заданий и повысить свою обычную отметку.
Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
Слайд 11Методика разноуровневого обучения
может быть использована как при индивидуальной работе с обучающимися,
так и при работе в группах. Группы могут быть различными по составу: гомогенными и гетерогенными. Гомогенные группы объединяют обучающихся, имеющих одинаковый уровень учебной подготовки. Гетерогенные группы включают обучающихся разного уровня обученности. Из состава такой группы выделяется ученик-консультант, как правило, хорошо знающий предмет, владеющий логической речью, который оказывает помощь учителю в работе с членами группы. Учитель должен провести подготовительную работу с консультантами.
Слайд 12При систематическом использовании методики уровневого обучения по мере развития обучающиеся могут
переходить с одного уровня обученности на другой, более высокий.
Слайд 13Уроки закрепления и обобщения учебного материала предполагают применение широкого спектра различных
форм и методов обучения. Для этого можно использовать работу по группам разного уровня, уроки – практикумы, разноуровневая работа в течение всего урока, когда учитель индивидуально работает с каждым уровнем отдельно, выполняя различные задачи.
Слайд 14Разноуровневое обучение предполагает различные формы работы:
коллективную ,
групповую ,
индивидуальную .
Некоторые
учителя боятся, как бы в процессе
разделения по группам к обучающимся не приклеились
навечно ярлыки “сильный”, “средний”, “слабый”. Но
обучающиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения
состоит как раз в том, чтобы привести требования к
обучающимся в соответствие с их возможностями, создать
оптимальные условия для обучения и способствовать
систематическому росту школьника, переходу его из
одной группы в другую.
Разноуровневые задания по русскому языку
Спиши и раздели слова на слоги.
Берёза, мороз, кукла, дуб, книга, тетрадь, корова, медведь, зима, девочка, калина, дерево, паровоз, пила, ландыши, молоко, работа, дом, ключ, лето, хорошо.
Слайд 16 Спиши и раздели слова для переноса.
Яма, осина, малина, ведро, ёжик, слон, олень, ягодки, обед, дверь, солнышко, котёнок, огород, гриб, коза, юбка, росинка.
Слайд 17
Допиши недостающие слоги, поставь в словах ударение.
Лы..., жи..., моло..., газе…, зам...,
вил…, са…, алфа..., соба..., за... .
Слайд 18Спиши, вставь пропущенные буквы.
Р…бята, в…робей, пр…щай,
за..ц, с…нтябрь, в…тер, м…дведь, б…ян, ябл…ня, ябл…ко, л..са, б…рёза, ёр…, л..пата, т…пор, м..л…ток.
Слайд 19Спишите. Обозначьте в словах ударение.
Звонит, щавель,
пенал, понял, свёкла, столяр, торты, шофёр, капель, овощи, договор.
Слайд 20Запишите слова в алфавитном порядке.
Москва, картина, алфавит, весна,
шарик, барабан, соль, дождь, пар, звонок, ёж, мышь.
Слайд 21
Разноуровневые задания по математике. Задачи.
I .1.На тарелке 3 яблока , а
груш в 4 раза больше. Сколько груш на тарелке?
2. 6 пряников раздали детям по 2 пряника каждому. Сколько детей получили пряники?
3. Учащиеся посадили15 яблонь в 3 одинаковых ряда. Сколько деревьев в каждом ряду?
4. В саду росли 9 кустов чёрной смородины, а красной в 3 раза меньше. Сколько кустов красной смородины росли в саду?
5. У собаки родились 3 чёрных щенка, а рыжих на 2 больше. Сколько рыжих щенков у собаки?
Слайд 22II. 1. Утром Ваня сделал 4 модели самолетов. Это в 2
раза меньше, чем он сделал вечером. Сколько моделей самолётов сделал Ваня вечером?
2.Ширина тесьмы 3 см, а ширина ленты в 4 раза больше. Чему равна ширина ленты?
3. В саду 25 кустов малины, что на 7 больше, чем кустов жимолости. Сколько кустов жимолости в саду?
4. В 1 классе 20 учеников, а во втором на 5 человек больше. Сколько учеников во втором классе?
5. В первый день Ирина нарисовала 8 рисунков. Это в 4 раза больше, чем она нарисовала во второй. Сколько рисунков нарисовала Ирина во второй день?
Слайд 23III. 1. На блюде 3 яблока, а слив в 2 раза
больше. Сколько всего фруктов на блюде?
2. В упаковке было 5 кусков зелёного мыла, это в 2 раза меньше, чем белого. Сколько кусков мыла в упаковке?
3. В саду росли 8 кустов чёрной смородины, что в 2 раза больше, чем красной. Сколько всего кустов смородины росли в саду?
4. В одном классе 20 комнатных растений, а в другом в 4 раза меньше. Сколько растений в двух классах?
5.Длина одного отрезка 4 см, а другого на 2 см больше. Чему равна общая длина отрезков?
Слайд 24
Карточка №1
Сравни :
2*3 4*7 4*9 2*6 5*2
10*6
Карточка №2
Сравни:
2+2*7 3+1*5 5+1*4
6-1*7 4+3*7 3+1*9
Слайд 25Задания 1 уровня (фактологического)
Как называют животных, которых люди разводят в хозяйстве?
Выбери правильный ответ. Подчеркни.
1) комнатные
2) домашние
3) культурные
2. В какой строке указаны продукты, которые человек получает от кур? Выбери и подчеркни.
1) яйца, мясо, пух, перья
2) мясо, шкуры, шерсть, яйца
яйца, мясо, молоко, перья
3. Подчеркни животное, которое относится к пресмыкающимся.
Дельфин, бегемот, карп, змея, комар, лягушка, заяц, рак.
Разноуровневые задания по окружающему миру.
Слайд 26Задания второго уровня (описательного)
1. Определи, к какой группе относятся животные каждой строки,
перечисли их признаки.
1) Волк, кот, крот, ёж, слон, заяц- это______________________________
2) Воробей, ворона, сорока, дятел- это ____________________________
3) Карась, лещ, окунь, сом- это __________________________________
4) Муравей, стрекоза, муха - это _________________________________
2. Распредели животных по группам. Допиши по одному примеру в каждую группу.
Стрекоза, муха, журавль, крот, заяц, рысь, орёл, муравей, бабочка, лось, сойка, муравьед, осётр, сом, щука, медведь, бобр, страус, карась.
Насекомые:__________________________________________________________
Рыбы:_______________________________________________________________
Птицы:______________________________________________________________
Звери: __________________________________________________________
3.Прочитай и распредели животных на 2 группы. Дай название каждой группе.
Лиса, ёж, овца, мышь, волк, лошадь, собака, паук, корова, курица, кабан.
Слайд 27Третий уровень (доказательный)
1. Подчеркни лишнее слово в каждой строке. Обоснуй свой
выбор.
1) Заяц, ёж, лиса, шмель.
2) Трясогузка, скворец, сорока, паук.
3) Бабочка, стрекоза, енот, пчела.
2. Почему человек разводит таких животных, как канарейка и черепаха?
3. Докажи, что лиса- дикое животное.
Четвёртый уровень (творческий)
1. Кто такие дикие животные? Изобразите, как вы это понимаете в виде схемы, рисунка (или напиши словами).