Слайд 1
Технология формирования
типа правильной
читательской деятельности
Реализация требований ФГОС НОО
средствами УМК «Школа 2100»
Презентацию составила: Е.В.Усынина
Слайд 2Эпиграф
“Привить ребёнку вкус к
чтению - лучший подарок,
который
мы можем ему сделать”.
С. Лупан
Слайд 3 АКТУАЛЬНОСТЬ:
Одной из основных проблем литературного
образования в начальной школе является
несформированность
читательской самостоятельности
школьников.
Цель литературного образования в начальной школе:
Формирование читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя, как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности.
Главная задача:
Обучить ребенка приёмам работы с текстом.
Слайд 4Автор:
Наталия Николаевна Светловская
Технология формирования
типа правильной
читательской
деятельности
Слайд 5Технология представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми
книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).
Цель технологии:
Формирование личностного
и ценностного отношения к
чтению.
Слайд 6Достоинства технологии:
применима самостоятельно вне урока;
возрастосообразна и доступна;
ориентирована
на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
Слайд 7 В 1 – 6 классах реализуется идея литературного чтения.
Литературное чтение предполагает:
Опору
на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);
Введение художественного произведения в литературно – исторический контекст (в 1–3-м классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-м классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4–6- классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии портреты);
Слайд 83) установление связей с жизненным опытом ребенка;
4) анализ литературного произведения как
обязательный этап работы с текстом.
Слайд 9 Основная задача учителя - помочь ребёнку
увидеть в тексте автора: «вычитать»
его отношение
к героям, к ситуации; решить проблему «писатель
и действительность», а это возможно лишь в ходе
вдумчивого (аналитического, изучающего,
«медленного») чтения.
Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Не стоит торопиться и использовать такие виды анализа, как «пообразный», «проблемно-тематический», «композиционный» и др.
Слайд 10Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:
1) выделение
ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
5) наблюдение над системой образов
(в 3–4-м классах, без введения этого
понятия);
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст и др.
Слайд 11Комментированное чтение и диалог с автором через текст
–
это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.
Слайд 123) После чтения текста рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского
смысла, корректировка своей интерпретации
2) Во время чтения текста
изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
до чтения текста
просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Технология формирования типа
правильной читательской деятельности
Цель – самостоятельно понимать текст.
Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:
Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание: предположите, о чем данный текст (какова его направленность) по:
названию
имени автора
иллюстрациям (перед текстом)
выделенным словам (просмотровое чтение)
привлекая предшествующий читательский опыт
Мотивирование чтения
Слайд 142-й этап:
Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение
(вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: диалог с автором (на любом этапе):
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на
подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
Зеркало (включи воображение, не торопись читать,
загляни в волшебное зеркало).
Интерпретация текста
Слайд 15Комментированное чтение
На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение
используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Слайд 16Что же необходимо для того, чтобы состоялось комментированное чтение?
А. Озвучивают текст
дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.
Слайд 17В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного
текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.
Слайд 18Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
Д.
Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!»,«Достаточно!»,«Хватит!»,
«Остановись здесь!» и т.п.
Слайд 19 Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно,
лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово (определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.
Слайд 20СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ:
Вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.
Особенность
подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:
на выяснение причинно-следственных и других связей ;
на обоснование, аргументацию, доказательство ;
оценочные ;
формирующие внимание детей к языку и художественным
особенностям текста.
Оставляя сигналы в тексте, учителю важно учитывать, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации.
Слайд 213-й этап:
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Слайд 22Творческие задания (3 этап)
Творческие задания обязательно предполагают самостоятельность ребенка при их
выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Слайд 23Творческие задания на осмысление содержания текста:
рассказ о герое, событии;
выборочный и
краткий пересказ;
составление плана, структурной модели
текста;
постановка контрольных вопросов к тексту,
ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Слайд 24 Творческие задания на развитие реакции на художественную форму:
подробный художественный пересказ,
стилистический
эксперимент,
стилизация,
наблюдение над языком, художественными
особенностями текста,
сопоставление литературного произведения с
его художественной основой.
Слайд 25 Творческие задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:
выразительное чтение;
сопоставление литературного произведения с
другими видами искусства;
оживление личных впечатлений по ассоциации
с текстом и др.
Слайд 26 Задания на развитие творческого воображения:
составление диафильма, киносценария,
комикса по тексту;
творческий пересказ;
иллюстрирование,
изготовление карт, схем, макетов;
чтение по ролям;
инсценирование;
драматизация и др.
Слайд 27Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?
Коммуникативные
– формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора).
Интеллектуальные – извлекать информацию из текста.
Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
Организационные – умение работать по плану (алгоритму).
Слайд 28Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм
и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
результаты
формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Слайд 30Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать
последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Слайд 31Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Слайд 32Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне
предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Слайд 33Предметные результаты
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,
учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
Слайд 34«Чего человек не понимает,
тем он не владеет»
И.В. Гете
…и то он не любит
Слайд 35!
В заключении:
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга.
Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.
Слайд 37Список использованной литературы:
«Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ».
«Букварь. Учебник по обучению
грамоте и чтению». Бунеев Рустэм, Бунеева Екатерина, Пронина Ольга
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php