Презентация, доклад на тему Технология формирования типа правильной читательской деятельности

Содержание

Эпиграф“Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”. С. Лупан

Слайд 1 Технология формирования типа правильной читательской деятельности Реализация требований ФГОС НОО

средствами УМК  «Школа 2100»

Презентацию составила: Е.В.Усынина

Технология формирования  типа правильной  читательской деятельности  Реализация требований ФГОС НОО

Слайд 2Эпиграф

“Привить ребёнку вкус к
чтению - лучший подарок,
который

мы можем ему сделать”.

С. Лупан
Эпиграф“Привить ребёнку вкус к  чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

Слайд 3 АКТУАЛЬНОСТЬ:

Одной из основных проблем литературного
образования в начальной школе является
несформированность

читательской самостоятельности
школьников.

Цель литературного образования в начальной школе:
Формирование читательской компетентности
младшего школьника, осознание себя, как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности.
Главная задача:
Обучить ребенка приёмам работы с текстом.








АКТУАЛЬНОСТЬ:	Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированность читательской самостоятельности школьников.Цель литературного образования в

Слайд 4Автор:
Наталия Николаевна Светловская
Технология формирования типа правильной читательской

деятельности
Автор:   Наталия Николаевна Светловская Технология формирования  типа правильной  читательской деятельности

Слайд 5Технология представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми

книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения).

Цель технологии:

Формирование личностного
и ценностного отношения к
чтению.

Технология представляет собой трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения

Слайд 6Достоинства технологии:
применима самостоятельно вне урока;
возрастосообразна и доступна;
ориентирована

на развитие личности читателя;
развивает умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
Достоинства технологии: применима самостоятельно вне урока; возрастосообразна и доступна; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать

Слайд 7 В 1 – 6 классах реализуется идея литературного чтения.

Литературное чтение предполагает:
Опору

на литературоведение (в программе очерчен круг понятий из области теории литературы, которые на практическом уровне осваивают дети через рабочие тетради);
Введение художественного произведения в литературно – исторический контекст (в 1–3-м классах это обсуждение имени автора до чтения, беседа о его личности и рассказ учителя о писателе после чтения; в 4-м классе – самостоятельная работа с дополнительной информацией в учебнике и тетради до и после чтения; путешествия в историю детской литературы и систематизация ранее прочитанного; в 4–6- классах – знакомство с биографией писателя, историей создания произведения через авторские тексты в учебнике, отрывки из воспоминаний современников, художественные биографии портреты);

В 1 – 6 классах реализуется идея литературного чтения.Литературное чтение предполагает:Опору на литературоведение (в программе очерчен круг

Слайд 83) установление связей с жизненным опытом ребенка;

4) анализ литературного произведения как

обязательный этап работы с текстом.
3) установление связей с жизненным опытом ребенка;4) анализ литературного произведения как обязательный этап работы с текстом.

Слайд 9 Основная задача учителя - помочь ребёнку
увидеть в тексте автора: «вычитать»

его отношение
к героям, к ситуации; решить проблему «писатель
и действительность», а это возможно лишь в ходе
вдумчивого (аналитического, изучающего,
«медленного») чтения.
Оптимальный путь анализа для решения этой задачи – «вслед за автором». Он более возрастосообразный и доступный. Не стоит торопиться и использовать такие виды анализа, как «пообразный», «проблемно-тематический», «композиционный» и др.
Основная задача учителя - помочь ребёнку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации;

Слайд 10Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:

1) выделение

ключевых слов;
2) беседа;
3) составление плана;
4) построение структурной модели текста;
5) наблюдение над системой образов
(в 3–4-м классах, без введения этого
понятия);
6) комментированное чтение;
7) диалог с автором через текст и др.
Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:1) выделение ключевых слов;2) беседа;3) составление плана;4) построение

Слайд 11Комментированное чтение и диалог с автором через текст


это наиболее короткий и доступный «путь к автору», но недостаточно освоенный современной школой.
Комментированное чтение    и диалог с автором через текст – это наиболее короткий и доступный

Слайд 123) После чтения текста рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание авторского

смысла, корректировка своей интерпретации

2) Во время чтения текста
изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

до чтения текста
просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения

Технология формирования типа
правильной читательской деятельности

Цель – самостоятельно понимать текст. Алгоритм - три этапа работы с любым текстом:

3) После чтения текста рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во время

Слайд 13 1-й этап:

Работа с текстом до чтения

Цель: прогнозирование будущего чтения.

Задание: предположите, о чем данный текст (какова его направленность) по:
названию
имени автора
иллюстрациям (перед текстом)
выделенным словам (просмотровое чтение)
привлекая предшествующий читательский опыт

Мотивирование чтения

1-й этап:

Слайд 142-й этап: Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение

(вслух / про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)

ПРИЕМ: диалог с автором (на любом этапе):
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на
подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
Зеркало (включи воображение, не торопись читать,
загляни в волшебное зеркало).

Интерпретация текста
2-й этап:  Работа с текстом во время чтенияИзучающее чтение

Слайд 15Комментированное чтение

На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение

используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.

Комментированное чтение	На этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста,

Слайд 16Что же необходимо для того, чтобы состоялось комментированное чтение?


А. Озвучивают текст

дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.

Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось комментированное чтение?А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который

Слайд 17В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного

текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.
В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда вы

Слайд 18Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
Д.

Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались почему?», «Почему именно…»). Последите за своей речью: постарайтесь избегать слов «Стоп!»,«Достаточно!»,«Хватит!»,
«Остановись здесь!» и т.п.
Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!Д. Вы комментируете текст в том месте,

Слайд 19 Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно,

лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово (определить его значение из контекста), а не торопиться обращаться сразу к толковому словарю, так как пауза в последнем случае может нарушить целостное восприятие текста и эмоциональную реакцию.
И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария; разного по объему и глубине комментария могут требовать разные фрагменты одного текста.
Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям семантизировать незнакомое слово

Слайд 20СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ:

Вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.
Особенность

подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными:

на выяснение причинно-следственных и других связей ;
на обоснование, аргументацию, доказательство ;
оценочные ;
формирующие внимание детей к языку и художественным
особенностям текста.

Оставляя сигналы в тексте, учителю важно учитывать, что не на любой вопрос уместно предлагать учащимся прогнозировать возможный ответ – иногда для этого не хватает текстовой информации.

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ: Вопросы к автору носят подтекстовый, а не фактуальный характер.Особенность подтекстовых вопросов в том, что они

Слайд 213-й этап: Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту


Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
3-й этап:  Работа с текстом после чтенияКонцептуальная (смысловая) беседа по тексту Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение

Слайд 22Творческие задания (3 этап)

Творческие задания обязательно предполагают самостоятельность ребенка при их

выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».


Творческие задания (3 этап)		Творческие задания обязательно предполагают самостоятельность ребенка при их выполнении. В этом случае творческий характер

Слайд 23Творческие задания на осмысление содержания текста:


рассказ о герое, событии;
выборочный и

краткий пересказ;
составление плана, структурной модели
текста;
постановка контрольных вопросов к тексту,
ответы на контрольные вопросы учителя и др.


Творческие задания на осмысление содержания текста:рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели

Слайд 24 Творческие задания на развитие реакции на художественную форму:

подробный художественный пересказ,
стилистический

эксперимент,
стилизация,
наблюдение над языком, художественными
особенностями текста,
сопоставление литературного произведения с
его художественной основой.
Творческие задания на развитие реакции на художественную форму:подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком, художественными

Слайд 25 Творческие задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:

выразительное чтение;


сопоставление литературного произведения с
другими видами искусства;
оживление личных впечатлений по ассоциации
с текстом и др.
Творческие задания, направленные на развитие эмоциональной сферы:  выразительное чтение; сопоставление литературного произведения с

Слайд 26 Задания на развитие творческого воображения:

составление диафильма, киносценария,

комикса по тексту;
творческий пересказ;
иллюстрирование,
изготовление карт, схем, макетов;
чтение по ролям;
инсценирование;
драматизация и др.
Задания на развитие творческого воображения: составление диафильма, киносценария,  комикса по тексту; творческий пересказ; иллюстрирование, изготовление карт,

Слайд 27Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?
Коммуникативные

– формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора).
Интеллектуальные – извлекать информацию из текста.
Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения.
Организационные – умение работать по плану (алгоритму).

Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности ?Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно

Слайд 28Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм

и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Личностные результатыоценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как

Слайд 29Метапредметные

результаты

формирование универсальных
учебных действий (УУД).

Метапредметные               результатыформирование универсальных

Слайд 30Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать

последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Регулятивные УУД:определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;проговаривать последовательность действий на уроке;учиться высказывать своё

Слайд 31Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить

ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

Познавательные УУД:ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;делать

Слайд 32Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);слушать и понимать

Слайд 33Предметные результаты
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя,

учащихся;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
заучивать наизусть небольшие стихотворения;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
различать рассказ и стихотворение.
Предметные результатывоспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;осмысленно, правильно читать целыми словами;отвечать на

Слайд 34«Чего человек не понимает, тем он не владеет»

И.В. Гете

…и то он не любит

«Чего человек не понимает,  тем он не владеет»

Слайд 35!
В заключении:
В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга.



Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.
!В заключении:В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Долг каждого педагога - научить детей

Слайд 36СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 37Список использованной литературы:
«Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ».
«Букварь. Учебник по обучению

грамоте и чтению». Бунеев Рустэм, Бунеева Екатерина, Пронина Ольга
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php
Список использованной литературы:«Образовательная система

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть