Слайд 1Технология ТРИЗ
«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании
мира»
Л.С. Выготский
Слайд 2ТРИЗ —
теория
решения
изобретательных
задач
Слайд 3Основателем является
Генрих
Саулович
Альтшуллер
(15.10.1926-24.09.1998)
Слайд 4Технология Г. С. Альтшуллера
в течение многих лет
с успехом использовалась
в работе с детьми на станциях
юных техников,
где и появилась
ее вторая часть —
творческая педагогика,
а затем и новый раздел ТРИЗ —
теория развития творческой личности.
Слайд 5В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ
с успехом используются
в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки,
творческого воображения, диалектического мышления.
Слайд 6Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить
системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности,
способной понимать единство и противоречие
окружающего мира,
решать свои маленькие
проблемы.
Слайд 7Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий
с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Они учат детей выявлять
противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Слайд 8Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания
ребенка
ТРИЗ
НООД
по различным областям
Кружковая работа
Работа
с педагогами ДОУ
Работа
с родителями
Праздники
Вечера развлечений
Индивидуальная работа с детьми
Физминутки
Слайд 9Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около
70 единиц и производных от них.
Слайд 10Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.
Метод проб
и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.
Слайд 11
Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря
швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.
Слайд 12Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия.
Сам круг сделан
из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью
Кругов Луллия закрепляются и систематизируются знания детей об объектах
окружающей
действительности.
Слайд 13 Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом
Выбирается предмет, который мы хотим
усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.
Слайд 14Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века
предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:
- увеличение-уменьшение,
- дробление-объединение,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- преобразование свойств времени,
- приём «Наоборот».
Слайд 15Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации
мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические
идеи и решения.
Слайд 16Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое
сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления –
способности ребенка отождествлять
себя с кем-либо или чем-либо,
уметь сопереживать объекту.
Очень удачен этот прием на физкультминутках.
Слайд 17Метод каталога.
Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета
Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Слайд 18ММЧ( метод маленьких человечков).
Суть методики в том, что дети представляют себе
маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
Слайд 19Системный оператор
Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение
анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.
Слайд 20
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного
учреждения.
Слайд 21Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые
окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.
Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Слайд 22Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок
с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Слайд 23Рисование восковыми
Пособия по развитию сенсорных эталонов
Слайд 28Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам
нашего ДОУ.
Ведь как сказал Я. Каменский:
«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».