Презентация, доклад на тему Технологии ТРИЗ в образовательной деятельности ДОУ

Содержание

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

Слайд 1Технология ТРИЗ


«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании

мира»
Л.С. Выготский
Технология ТРИЗ«Пусть гением будет ребёнок лишенный всяческих стереотипов в своём познании мира»Л.С. Выготский

Слайд 2ТРИЗ —
теория
решения
изобретательных
задач

ТРИЗ — теория решения изобретательных задач

Слайд 3Основателем является
Генрих
Саулович
Альтшуллер
(15.10.1926-24.09.1998)

Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер(15.10.1926-24.09.1998)

Слайд 4Технология Г. С. Альтшуллера
в течение многих лет
с успехом использовалась

в работе с детьми на станциях
юных техников,
где и появилась
ее вторая часть —
творческая педагогика,
а затем и новый раздел ТРИЗ —
теория развития творческой личности.
Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях

Слайд 5В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ
с успехом используются

в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки,
творческого воображения, диалектического мышления.
В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у

Слайд 6Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить

системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности,
способной понимать единство и противоречие
окружающего мира,
решать свои маленькие
проблемы.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать

Слайд 7Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий

с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности.
Они учат детей выявлять
противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению.
Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.

Слайд 8Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания

ребенка

ТРИЗ

НООД
по различным областям

Кружковая работа

Работа
с педагогами ДОУ

Работа
с родителями

Праздники

Вечера развлечений

Индивидуальная работа с детьми

Физминутки

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенкаТРИЗНООД по различным областямКружковая работаРабота с

Слайд 9Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около

70 единиц и производных от них.
Мировой фонд методов и приемов развития мышления, и воображения насчитывает около 70 единиц и производных от них.

Слайд 10Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.
Метод проб

и ошибок – наш врожденный метод мышления. Поняв задачу, мы поочередно выдвигаем идеи, оцениваем их, и если они нам не нравятся, отбрасываем и выдвигаем новые.
Методика располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации деятельности.Метод проб и ошибок – наш врожденный метод мышления.

Слайд 11

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря

швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.
 

Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф.Цвикки, который использовал его

Слайд 12Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия. 
Сам круг сделан

из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги подвижны. С помощью
 Кругов Луллия  закрепляются и систематизируются знания детей об объектах
окружающей
действительности.
Еще один вид активизации мышления Морфологического анализа – Круги Луллия. Сам круг сделан из нескольких кругов разного диаметра, нанизанных

Слайд 13 Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.Вайтингом
Выбирается предмет, который мы хотим

усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства.

 Метод фокальных объектов предложен американским психологом Ч.ВайтингомВыбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и

Слайд 14Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века

предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:
- увеличение-уменьшение,
- дробление-объединение,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация,
- преобразование свойств времени,
- приём «Наоборот».
Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения

Слайд 15Метод Мозгового Штурма  предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации

мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические
идеи и решения.
Метод Мозгового Штурма  предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как

Слайд 16Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое

сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – 
способности ребенка отождествлять
себя с кем-либо или чем-либо,
уметь сопереживать объекту.
Очень удачен этот прием на физкультминутках.
Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым.

Слайд 17Метод каталога. 
Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета

Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
Метод каталога. Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к

Слайд 18ММЧ( метод маленьких человечков).
Суть методики в том, что дети представляют себе

маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
ММЧ( метод маленьких человечков).Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в

Слайд 19Системный оператор
Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение

анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение.
 

 

Системный оператор Работа с системным оператором предполагает формирование у ребёнка умение анализировать и описывать систему связей любого

Слайд 20
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного

учреждения.
 
 
Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения.  

Слайд 21Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые

окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?
Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между

Слайд 22Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок

с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например,

Слайд 23Рисование восковыми
Пособия по развитию сенсорных эталонов

Рисование восковыми Пособия по развитию сенсорных эталонов

Слайд 25Круги «Луллия

Круги «Луллия

Слайд 28Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам

нашего ДОУ.
Ведь как сказал Я. Каменский:
«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».
Технология ТРИЗ и используемые в ней методы и приемы помогают педагогам нашего ДОУ. Ведь как сказал Я.

Слайд 29Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть