Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида № 3
«Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области.
Тема: «Технологии развивающего обучения в современном ДОУ»
Воспитатель:
Диденко Любовь Михайловна
2014 год
Слайд 2Применение современных образовательных технологий и методик в педагогической деятельности позволяет достичь
положительных результатов в обучении детей.
На практике я реализую такие современные образовательные технологии как: личностно - ориентированного обучения, игровые, проектного обучения, ИКТ.
Слайд 3Применяю игровые технологии, которые характеризуются познавательной направленностью. Игра обладает предсказательностью; она
диагностичнее, чем любая другая деятельность ребёнка. Игровую деятельность использую в следующих моментах:
- в качестве непосредственно образовательной деятельности или ее части (введении, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология культурно - досуговой работы (игры типа «КВН», игры-викторины по произведениям, например, К.И. Чуковского,
Слайд 5отмечаем молодой еще праздник – День матери. Холодным осенним днем дети
дарят мамам тепло и любовь, песни и стихи, веселые танцы, хорошее настроение).
Слайд 7Игровую форму НОД создаю при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Игровые технологии стимулируют у детей воображение и фантазию, творческие способности, рефлексию.
Слайд 8Социо - игровая технология
(Е.Шулешко, В.М.Букатов, А. Ершова)
Сущность социо - игровой
технологии его основатели определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».
Работа в малых группах является ключевой в данной технологии. Я попробовала применить в непосредственно образовательной деятельности приёмы, которые связаны с этой технологией, которая помогает формировать у детей доброжелательное отношение, внимание и взаимное уважение друг к другу.
Слайд 9Используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников»
Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей.
Слайд 10Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и
способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Можно поделиться:
- по уровню развития детей;
- по цвету волос, глаз, одежды;
- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;
- кто на каком этаже живет;
- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.
Слайд 13«смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную
деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
Слайд 14обучение сочетается с двигательной активностью и сменой обстановки, что способствует снятию эмоционального
напряжения. Дети не только сидят на непосредственно образовательной деятельности, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.
Слайд 17смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать
ритмичность работы детей, их слаженность во время НОД. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например, с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
Слайд 18социоигровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях
наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Обучение происходит в игровой форме.
Слайд 19Примеры игр:
«Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в
группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, и т. д.
«Японская печатная машинка» – садятся в круг и хлопком руки по колену «стучат» слова на заданную тему (каждый), например, «фрукты». Делают 3 кона. Кто ошибается – выбывает из круга.
«Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое - то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
«Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т.п.
«Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Слайд 20Работая в группах, дети учатся искренне выражать свои чувства, сдерживать эмоции
в сложных ситуациях, помогать товарищам и в то же время просить о помощи, если такая необходима, не боясь выглядеть неуспешным. Эта технология способствует сохранению психического и физического здоровья наших детей.
Социо – игровая технология позволяет мне в работе с детьми поставить такие задачи как:
• помочь детям научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
• способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества.
Слайд 21В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится
к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
При использовании личностно - ориентированного подхода к НОД учитываю:
Эмоциональное состояние ребенка;
Гендерный аспект в организации различных форм работы на занятии; в подборе методов и приёмов учебно - воспитательного процесса;
Использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, позволяющего ребенку развивать различные сенсорные каналы, т.е. на те, через которые ребенок получает больше всего информации, проявлять изобретательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения.
Слайд 22В своей педагогической деятельности использую следующую личностно-ориентированную технологию:
Технологии сотрудничества.
Я со
своими воспитанниками создаю условия развивающей среды, изготавливаю пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяю разнообразную творческую деятельность (игры, труд, праздники, развлечения).
Выявление темпов развития позволяет мне поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Слайд 24Использую проектную технологию. Работа над проектами способствовала сближению детей и родителей.
Мною были разработаны такие краткосрочные проекты, как «Огород на окошке», продолжительностью 1 месяц. Целью проекта являлось формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике. Были проведены: беседа с родителями «Огород на окне», консультация для родителей «Огород на подоконнике», подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования, рассматривание книг, иллюстраций о растениях, практическая деятельность: посадка болгарского перца, моркови, красной фасоли; наблюдения: «Растут ли наши растения?», итоговая беседа «Огород на окне переносится на участок детского сада».
Слайд 26По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
Дети познакомились
с культурными растениями.
У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
В группе был создан огород на окне.
Дети стали более уважительно относиться к труду.
Проектная деятельность организована мною творчески, с ориентацией на личность ребенка, реализуя педагогический замысел.
Слайд 27Использование ИКТ в образовательном процессе.
Информационно - методическая поддержка в виде электронных
ресурсов использована мной во время подготовки к НОД, при подборе наглядных пособий, в работе кружка «Юный эрудит».
Слайд 28Применяя компьютерные программы создаю презентации в работе с детьми, такие как:
«Путешествие по стране Неболейка», «Что растет в саду и огороде», «Льдинки – лучики мы соберем» и т.д., в том числе и для родителей: презентации, подготовленные к выпускному дню из детского сада, для родительского собрания, различные памятки, например, на тему: «Развиваем интерес у детей к познавательному экспериментированию»,
Слайд 29
Развиваем интерес у детей
к
познавательному экспериментированию
«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
Чего нельзя делать Что нужно делать
родителям родителям
Слайд 30дидактические материалы к НОД, такие как, «Путешествие капельки», «В стране дорожных
знаков» и т. д.
Использование в динамических паузах мультипликации, звука обеспечивает развлекательный характер, что гарантирует высокую степень внимания, мотивации и взаимодействия со стороны детей. Пример физкультминутки: «Физкультминутка со смешариками».
Слайд 31Сочетание технологий: проектирования, ИКТ, социо – игровой, личностно – ориентированной, в
которую входит технология сотрудничества, позволяет расширить образовательное пространство, а процесс познания организовать более интересно и доступно для каждого воспитанника.