Слайд 1Техника чтения в начальных классах
Огарко И. К.,
учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной
школы I-III ступеней № 4
2016 год
Слайд 2Быстрое чтение и осмысление прочитанного очень важны для ребенка. Это залог
его интеллектуальных успехов в будущем, успеваемости в школе, высокого уровня общего развития.
Слайд 4Техника чтения:
способ,
правильность,
выразительность,
скорость,
понимание.
Слайд 5Упражнения для совершествования техники чтения
развитие речевого аппарата(артикуляцион-
ная, пальчиковая гимнастика),
преодоление трудностей понимания
в различных случаях восприятия,
развитие антиципации на разных уровнях,
развитие правильности и безошибочности восприятия текста,
расширение оперативного поля чтения,
развитие внимания и памяти.
Слайд 6Причины низкой скорости чтения
Низкий уровень оперативной памяти .
Низкий уровень
концентрации внимания, отсутствие усидчивости .
Недостаточная практика.
Низкий объем оперативного поля зрения.
Ограниченный словарный запас .
Наличие регрессии – возвратных движений глаз.
Неразвитость артикуляционного аппарата, плохая дикция.
Дислексия – избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранности общей способности к обучению.
Отсутствие интереса к процессу чтения.
Слайд 7Проблемы с оперативной памятью
Развить оперативную память помогут зрительные диктанты, разработанные харьковским
профессором И.Т.Федоренко. Каждый из 18 наборов зрительных диктантов состоит из 6-ти предложений с постепенным наращиванием длины слов. Открывая по одному предложению, ребенку нужно дать некоторое время на его прочтение про себя и запоминание содержания. После чего запись убирается, а ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Затем запоминается и записывается следующее предложение. Такие диктанты необходимо писать ежедневно в течение месяца.
Слайд 8Проблемы с концентрацией внимания
Взрослый читает вслух небольшой текст, затем просит прочитать
его ребенка.
5-минутка «жужжащего чтения.
Выборочное чтение.
Техника параллельного чтения предусматривает чтение взрослым вслух какого-либо текста с одновременным прослеживанием содержания ребенком. Одинаковые тексты должны быть написаны на 2-х листках, один из которых лежит перед взрослым, а другой – перед ребенком, который молча водит по строчкам пальцем или карандашом. Взрослый может читать текст в разном темпе, а по окончанию спросить ребенка, заметил ли он смену скорости и где именно.
Слайд 9Проблемы с объемом оперативного зрения
Работа с таблицами Шульте.
Слайд 11Регрессия
Нужно отрабатывать технику быстрого чтения с помощью закладки или небольшого листка
бумаги. Ими взрослый сразу же закрывает каждое прочитанное слово, благодаря чему ребенок постепенно привыкает читать правильно и наращивает скорость.
Слайд 12Артикуляционный аппарат
Чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок быстрое и медленное, громкое и
шепотом, обращаем основное внимание на четкость произношения и тщательное проговаривание окончаний слов, а не на скорость чтения.
Слайд 13Дислексия
Необходимы регулярные занятия с логопедом, если:
ребёнок плохо воспроизводит и различает звуки
речи,
с трудом запоминает даже очень короткие стихи ,
путает порядок следования дней недели, времен года,
не может правильно повторить подряд 4 цифры в прямом порядке и 3 цифры в обратном порядке ,
не может правильно воспроизвести серию хлопков в ладоши с короткими и длинными интервалами,
с трудом ориентируется в пространственных понятиях право/лево,
не умеет завязывать шнурки и застегивать мелкие пуговицы,
не может составить рассказ по серии сюжетных картинок.
Слайд 14Частота занятий — залог успеха
При тренировке техники быстрого чтения более важна
не длительность, а частота проведения упражнений. Это связано с особенностями памяти человека — мы лучше запоминаем не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, создавая раздражение. Поэтому домашнюю тренировку в чтении нужно проводить в 3-4 непродолжительных приема.
Слайд 15Система тренировочных упражнений по формированию навыка чтения целыми словами
Дыхательная гимнастика и
подготовка голоса:
Задуйте свечу.
В цветочном магазине.
Выдох со счетом.
Слайд 162. Чтение блоков
Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого
аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.
Запись блоков производится непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
Слайд 17Интонационная разминка.
Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые
и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
·Выбирать нужный темп чтения (быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
· Ставить логическое ударение в предложении.