Слайд 1
«Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников»
Воспитатель:
Александрова Н.А.
МБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида
№1 «Улыбка»
Слайд 2
Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном
обществе. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражая отношения к людям, природе, к себе.
Слайд 3Цель исследования: выявить особенности использования сюжетно – ролевой игры в процессе
нравственного воспитания старших дошкольников.
Объектом исследования является процесс нравственного воспитания старших дошкольников.
Предмет исследования: нравственное воспитание старших дошкольников средствами сюжетно – ролевой игры.
Слайд 4Задачи исследования
Раскрыть понятие нравственного воспитания и его задачи на этапе дошкольного
возраста.
Рассмотреть психологические особенности нравственного воспитания старших дошкольников.
Выделить методы, формы и средства старших дошкольников.
Показать влияние сюжетно – ролевой игры на нравственное воспитание старших дошкольников.
Описать методические особенности использования сюжетно – ролевой игры в нравственном воспитании старших дошкольников.
Слайд 5
Формированию нравственного воспитания в игре у детей придавали огромное значение ученые
и педагоги
Сухомлинский В.А. (1918-1970)
Ушинский К.Д. (1823-1870)
Белинский В.Г. (1811-1848)
Чернышевский Н.Г. (1828-1889)
Рубинштейн С.Л. (1889-1960)
Толстой Л.Н. (1828-1910)
Макаренко А.С. (1888-1939)
Слайд 6Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества
и конкретного общества
Механизм нравственного воспитания
Знания и представления
Навыки и привычки
Поступки и поведение
Нравственное качество
Чувства и отношения
Мотивы
Слайд 7Задачи нравственного воспитания
1.Формирование механизма – представлений, чувств, привычек и норм, практики
поведения
2. Формирование нравственных качеств в зависимости от потребности общества
3. Воспитание гуманных чувств и отношений, патриотизма, трудолюбия, умение и желание трудиться, коллективизм
Слайд 8 Психологические механизмы
Формирование нравственного воспитания (интериоризация, оценка, выбор, экстериоризация)
2. Функционирование
нравственного воспитания (нравственные потребности, нравственные мотивы, направленность, идеалы)
Слайд 9
Методы нравственного воспитания
В.Г.Нечаева – 2 группы:
1. Организация практического опыта
общественного поведения (приучение, показ действий, пример, организация деятельности)
2. Формирование нравственных представлений, суждений, оценок(беседы, чтение, рассматривание и обсуждение картинок)
Слайд 10В.И. Логинова – 3 группы:
Формирование нравственного поведения(приручение, упражнение, руководство деятельностью)
Формирование нравственного
сознания(разъяснения, суждения, беседы)
Стимулирование чувств и отношений(пример, поощрение и наказание)
Слайд 11Условия эффективности методов
гуманность, не нарушать прав ребенка;
реальность, логичность, завершенность;
заранее подготовлены условия и средства;
применяться ко всем детям;
тактичность, бережное отношение к ребенку;
предвидеть возможные результаты воздействия на каждого ребенка;
терпение и терпимость, т.к. результат будет достигнут не сразу;
комплексное применение методов.
Слайд 12Формы нравственного воспитания
Специальные учебные занятия, игровые ситуации, взаимодействие с окружающим (общение
Слайд 13
Средства нравственного воспитания:
1 группа художественные – худ.
литература, изо, музыка, кино, диафильмы
2 группа природа – дает возможность вызвать у детей гуманные чувства, желание заботиться, защищать, способствует формированию уверенности в себе
3 группа собственная деятельность детей – игра, труд, учение, художественная деятельность необходима при воспитании нравственного поведения
Слайд 14Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии
ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Через сюжетно-ролевую игру педагог выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.
Слайд 15 Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов:
Л.С. Выготский
Д.Б. Эльконин
А.В. Запорожец
педагогов:
Д.В.
Менджерицкая
Н.Я. Михайленко
Слайд 16Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой
игре – одна из ее характерных черт.
Самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
Слайд 17Сюжетно-ролевые игры, в которых дети должны были проигрывать роль, ориентируясь на
систему нравственного воспитания
Больница