Слайд 1Современный урок
Учитель – не единственное действующее лицо на уроке
Монологическое объяснение
и требование воспроизвести сказанное – не основной метод в обучении
Слайд 2Современный урок
Взаимодействие по типу: «учитель – ученик» и «ученик – ученик»
Ситуации
естественного общения, с опорой на жизненные проблемы
Не ученик существует для предмета, а предмет для ученика
Принятие учащегося таким, какой он есть
Слайд 3Типы уроков (стандартные)
Урок овладения новыми знаниями и умениями
Вводный
Закрепление знаний и умений
Обобщение
и систематизация знаний
Проверка и оценка знаний
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Слайд 4Типы уроков (нестандартные)
Урок–игра
Урок–соревнование
Урок–сказка
Интегрированный урок
Урок–диалог
Практические занятия
Урок творчества и др.
Слайд 5Принципы нестандартных уроков
Отказ от шаблона в организации урока
Вовлечение учащихся в активную
деятельность на уроке
Развитие коммуникативной функции речи
Не развлекательность, а занимательность урока
Слайд 6Этапы урока
Организационный
Проверка домашнего задания
Повторение изученного ранее
Подготовка к сознательному усвоению нового
материала или предстоящей работе
Изучение нового материала или его закрепление в процессе изучения
Проверка понимания учащимися нового материала
Обобщающее закрепление материала и его систематизация
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Подведение итогов урока.
Слайд 7Структура разных типов урока
Слайд 8Образовательные цели
Дать понятие
Уточнить
Расширить
Обобщить
Проверить
Выявить
Закрепить
Дифференцировать
Систематизировать
Формировать
Тренировать
Учить применять
Учить пользоваться
Слайд 9Воспитательные цели
Воспитывать интерес к учебе, предмету
Умение работать в парах, в команде
Самостоятельность
Нравственные
качества (вызвать определенные чувства, побуждать брать пример…)
Организационные умения и качества личности
Трудолюбие
Слайд 10Коррекционно-развивающие цели
Корригировать … путем выполнения …
Развивать … через выполнение…
Корригировать и развивать
… при работе с …
Развивать … на основе упражнений …
Слайд 11Мышление
Виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое
Операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Формы: понятие, суждение, умозаключение
Слайд 12Речь
Устная и письменная
Регулирующая, планирующая, анализирующая функция
Фонетическая сторона
Грамматическая сторона
Лексическая сторона
Интонационно-выразительная сторона
Слайд 13Речь
Словарь (активный и пассивный)
Синтаксическая структура (предложение)
Диалогическая и монологическая речь
Правильность произношения
Слайд 14Внимание
Произвольное и непроизвольное
Объем внимания
Устойчивость внимания
Распределение внимания
Переключение внимания
Слайд 15Восприятие
Зрительное
Слуховое
Осязательное
Узнавание и называние предметов (положение в пространстве, величина, цвет, размер, форма
и т.п.)
Слайд 16Память
Запоминание, сохранение, воспроизведение
Вербальная (словесная)
Образная, зрительная (представление)
Моторная (двигательная)
Слайд 17Память
Эмоциональная
Кратковременная
Долговременная
Оперативная
Репродуктивная
Произвольная
Непроизвольная
Слайд 18Моторика
Крупная и мелкая
Координация движений (произвольность и целенаправленность)
Пространственная ориентировка
Удерживание равновесия
Быстрота двигательных реакций
Слайд 19Эмоционально-волевая сфера
Умение выражать свои чувства
Адекватная оценка своих и чужих действий
Навык самоконтроля
Усидчивость
и выдержка
Слайд 20Методы в обучении
Метод – самостоятельная структурная единица
Имеет определенную цель
Решает определенную задачу
Ведет
к усвоению материала
Строится из приемов
Работает на цель урока, реализует задачи урока
Слайд 21Классификация методов
(по источнику знаний)
Словесные: рассказ, объяснение, беседа
Наглядные: демонстрация натуральных объектов,
ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
Практические: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение
Слайд 22Классификация методов
(по характеру познавательной деятельности)
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения
Частично-поисковый
Исследовательский
Слайд 23Прием – это часть метода
Прием не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется
той задаче, которая выполняется с помощью метода
Одинаковые приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот
Слайд 24Повторение и проверка домашнего задания
Задачи:
Осуществить ориентировку во времени.
Провести индивидуальную (углубленную) проверку
знаний и умений одного-трех учеников и фронтальную — всех учащихся класса.
Включить в повторение материал, логически связанный с новой темой.
Установить пробелы в знаниях и умениях школьников, выявить их причины, провести работу по устранению недостатков.
Слайд 25Повторение и проверка домашнего задания
Критерии оценки:
насколько он готовит школьников к восприятию
нового материала;
насколько все ученики включались в работу;
логичность, последовательность, индивидуализация вопросов и заданий;
предоставление школьникам дополнительной педагогической помощи при затруднениях;
акцентированность внимания на главных, основных вопросах; создание ситуаций успеха;
привлечение учащихся к рецензированию ответов одноклассников;
насколько замечает учитель недочеты в знаниях учащихся, анализирует их причины и обращает на них внимание класса, показывает пути их предупреждения и устранения, формирует умение применять знания в измененных условиях и др.
Слайд 26Подготовка к усвоению нового материала
Виды работ:
а) краткая беседа, мобилизующая имеющиеся у
учащихся знания, необходимые для изучения нового;
б) обобщение учителем обсужденного при опросе материала.
в) постановка перед учащимися учебно-познавательной задачи (как правило, одной), которая должна быть решена на уроке.
г) сообщение педагогом плана изучения нового материала, подбор учащимися необходимого плана из предложенных вариантов или припоминание школьниками плана-алгоритма.
д) создание так называемой проблемной ситуации и вовлечение школьников в ее решение
Слайд 27Подготовка к усвоению нового материала
Критерии оценки:
насколько умело учитель возбудил интерес школьников
к новой теме;
увязал ее с ранее пройденным и только что восстановленным в памяти материалом.
Слайд 28Изучение нового материала
Задачи
дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, основной идее
изучаемого вопроса;
добиться осознания школьниками логической структуры изучаемого материала, его основных частей, этапов, взаимосвязей между ними;
добиться от учащихся восприятия, осмысления, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов и средств, которые привели их к данному обобщению;
на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки.
Слайд 29Изучение нового материала
Требования
Попорционное изучение и закрепление.
Изучение по плану.
Постоянная увязка содержания с
основной темой, знаниями и умениями школьников.
Разнообразие приемов и методов изучения.
Варьированность подачи материала.
Постоянное повторение главного и сложного.
Слайд 30Изучение нового материала
Критерии оценки
соответствие содержания обучения требованиям программы, теме урока, его
целям;
умение учителя выделять в содержании материала основные идеи, понятия и выводы, акцентировать на них внимание учащихся;
уровень научности, систематичности, доступности;
коррекционно-развивающая и коррекционно-воспитательная ценность материала, реализация этих возможностей на уроке;
разумное сочетание словесных, наглядных и практических методов, репродуктивных и проблемно-поисковых путей изучения материала, дедуктивных и индуктивных способов познания;
связь изучаемого с жизнью, личным опытом, местным окружением; наличие обратной связи — постоянная проверка степени понимания материала школьниками, своевременная корректировка выявленных затруднений.
Слайд 31Проверка понимания нового материала и обобщающее закрепление
Критерии оценки
выявление уровня усвоения школьниками
содержания новых понятий и основных связей между фактами (временные, пространственные, причинно-следственные и др.), устранение обнаруженных пробелов;
закрепление основных выводов, связей, главных идей, а не только припоминание и воспроизведение фактов;
выработка умения оперировать полученными знаниями, обучение умению припоминать ранее воспринятое, увязывать его с другим материалом, перегруппировывать знания в соответствии с выполнением новых задач;
обобщение и систематизация изучаемого материала;
закрепление умения осознанно использовать разнообразные алгоритмические предписания, планы, схемы для подготовки и повышения качества своих ответов.
Слайд 32Проверка понимания нового материала и обобщающее закрепление
Критерии оценки
формирование умения дополнять ответы
по количеству фактов, форме и последовательности их изложения;
коррекция и развитие речи учащихся;
выполнение принципа индивидуального подхода к процессу усвоения и закрепления знаний и умений;
формирование осознанного отношения к домашнему заданию;
оказание школьникам оперативной помощи;
установление связей данного этапа урока с результатами двух предыдущих.
Слайд 33Информация о домашнем задании, подведение итогов
Требования:
Для задания на дом необходимо отводить
на уроке наиболее оптимальное время, достаточное для разъяснения, когда школьники внимательны и работоспособны.
Добиваться, чтобы учащиеся рассматривали этот этап урока как важный, определяющий успех их самостоятельной домашней подготовки.
После инструктажа проверить знание школьниками содержания домашнего задания (что именно предстоит сделать) и путей его выполнения (цель, последовательность действий, наилучшие приемы выполнения, способы проверки, возможные затруднения, пути их преодоления и т. п.).
Задания по ряду предметов обычно состоят из двух частей: а) общая часть (чтение текста или просмотр записей в тетрадях); б) специальное задание.
Дифференцировать и индивидуализировать домашнее задание.
Слайд 34Информация о домашнем задании, подведение итогов
Критерии оценки:
учитывает ли педагог при инструктаже
результаты предыдущих этапов;
соответствует ли вид домашнего задания целям урока;
каков психологический настрой учащихся на выполнение задания;
оптимальны ли объем и сложность задания;
скоординирован ли объем домашнего задания с его объемом по другим предметам;
выполняются ли пять правил дачи домашнего задания.
Слайд 35Примерный план урока
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Цели урока:
коррекционно-образовательная;
коррекционно-развивающая;
коррекционно-воспитательная.
Оборудование
урока
Слайд 36Примерный план урока
1) Организационный этап
Цель – подготовка учащихся к работе на
уроке. Содержание этапа (возможные варианты):
по звонку найти свое место;
взаимное приветствие;
рапорт дежурного, определение отсутствующих;
запись числа;
настрой учащихся на работу, организация внимания;
проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
сообщение темы и цели урока.
Слайд 37Примерный план урока
2) Проверка домашнего задания
Цель – установить правильность и осознанность
выполнения, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний, повторить пройденный материал, устранить пробелы в знаниях.
варианты проверки домашнего задания:
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос с вызовом к доске;
фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
индивидуальный письменный опрос;
уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
практическая работа;
программированный контроль;
проверка тетрадей;
ТСО (ИКТ).
Слайд 38Примерный план урока
3) Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель – организовать
познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Способы ввода нового материала:
загадка;
ребус;
кроссворд;
игра "Четвертый лишний";
словарная работа (связь с новым материалом);
проблемный вопрос.
Слайд 39Примерный план урока
4) Сообщение нового материала
Цель – дать учащимся конкретное представление
об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
чередование беседы и рассказа;
применение ТСО (ИКТ).
Слайд 40Примерный план урока
5) Закрепление полученных знаний
Цель – закрепит знания и умения,
необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Используемые методы:
беседа;
работа с учебником;
работа с тетрадью;
практическая работа;
программированные задания;
дидактические игры;
ТСО (ИКТ);
таблицы, схемы, тесты;
самостоятельная работа.
Слайд 41Примерный план урока
6) Подведение итогов
Цель – сделать вывод и подвести итог,
(как работал класс на уроке), отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.
выводы;
вопросы на понимание изученного материала;
разбор и запись домашнего задания;
оценка работы учащихся.
Слайд 42Охранительный педагогический режим
ОПР – деловой, спокойный и привычный для ребенка распорядок
дня (урока), который своей ритмичностью, последовательностью, систематичностью и разумным чередованием различных видов деятельности способствует сохранению здоровья, бодрости, активности, рабочего тонуса и предупреждает образование отрицательных эмоций.
При ОПР недопустимы:
постоянное изменение привычных для ребенка условий (частая смена педагогов, пересаживания с места на место, переход из одной школы в другую);
неожиданные неприятные требования;
частые замечания;
крик, громкий голос педагогов, родителей;
эмоциональные и умственные перегрузки и др.
Слайд 43Охранительный педагогический режим
Условия соблюдения ОПР:
правильное составление общешкольного и домашнего режима дня,
продуманность последовательности выполнения каждого режимного момента с целью исключения раздражающих факторов;
единство требований к детям со стороны педагогов, родителей, специалистов, разумное чередование требовательности и щадящего подхода по отношению к ребенку;
опора на положительное в воспитании ребенка;
индивидуальный подход к ребенку;
усложнение требований к воспитанникам по мере их развития;
насыщенность жизни полезными видами деятельности;
забота о физическом здоровье ребенка.
Слайд 44Охранительный педагогический режим
Общие организационно-педагогические требования соблюдения ОПР в процессе обучения:
занятия проводятся
регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность;
комната подготовлена для учебной работы (проветрена, достаточно освещена, поддерживается нормальный температурный режим);
мебель соответствует возрастным возможностям детей;
устранены шумовые раздражители;
оборудование соответствует целям учения (отсутствуют отвлекающие внимание предметы);
учебные пособия расположены упорядочено, удобно для учащихся;
исходные указания по плану работы ясные, полные;
цели учебной деятельности понятны ребенку;
содержание урока, занятия предъявляется в логической последовательности;
устанавливается связь с пройденным материалом;
Слайд 45Охранительный педагогический режим
Общие организационно-педагогические требования соблюдения ОПР в процессе обучения:
обобщается каждый
этап урока, занятия (проверка выполненного задания, объяснение нового материала);
формулировки вопросов точные и ясные;
предупреждение перегрузок во время занятий;
сохранение у детей правильной позы во время работы;
использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности;
отказ во время занятий от назидательных бесед, замечаний, отвлекающих от работы, выражения принуждения в скрытой форме;
терпимое отношение к промахам ребенка во время работы;
предоставление детям при длительной работе перерывов на неорганизованный отдых;
проведение «физкультминуток».
Слайд 46Требования к проведению физкультминуток
комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его
содержания, должны быть разнообразны;
физкультминутка проводится на начальном этапе утомления, положительном эмоциональном фоне;
предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Слайд 47Виды физкультминуток
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для улучшения слуха;
упражнения для профилактики плоскостопия;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Слайд 48
Показатели степени обученности (по В.П. Симонову)
Различение
Запоминание
Понимание
Применение
Перенос
Слайд 49Анализ урока
1 этап - подготовка к посещению урока. Включает:
а) выяснение
темы урока;
б) знакомство с содержанием материала данной темы и раздела по программе, учебнику, если нужно - по дополнительной литературе;
в) повторение рекомендаций по проведению урока и его анализу (по общей и специальной психологии, педагогике и методике);
г) определение цели посещения урока и продумывание плана наблюдения за его ходом.
Слайд 52II этап - наблюдение за ходом урока
Слайд 53Анализ урока
III этап - подготовка к разбору урока.
IV этап -
разбор посещенного урока.
Слайд 54Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
I Оценка основных личностных
качеств педагога
Знание преподавателем учебного предмета и его общая эрудиция.
Уровень педагогического и методического мастерства преподавателя.
Качество его речи: темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, а также общая грамотность.
Позиция преподавателя по отношению к учащимся (заинтересованная или равнодушная) и оптимальность выбранного им стиля руководства, т.е. степень его тактичности и демократичности в общении с учащимися.
Внешний вид преподавателя, мимика, жесты и культура поведения.
Слайд 55Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
II Оценка основных характеристик
и поведения учащихся
Степень познавательной активности учащихся в ходе занятия, степень их творчества и самостоятельности.
Уровень общеучебных и специальных умений и навыков (как развиты и как совершенствовались на занятии).
Наличие и навык коллективной работы (парной, групповой и т.п.).
Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности и эмоциональности учащихся.
Слайд 56Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
III Оценка содержания деятельности
преподавателя и учащихся
Анализ и оценка эффективности степени реализации основных принципов обучения: научности, доступности и посильности предлагаемой для усвоения информации.
Актуальность и связь обучения и воспитания с жизнью.
Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала для учащихся.
Оптимальность объема предлагаемой для усвоения за одно занятие информации (объема изучаемого нового материала).
Слайд 57Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
IV Оценка способов деятельности
преподавателя и учащихся
Рациональность и эффективность использования времени занятия, а также оптимальность темпа и чередования основных видов деятельности преподавателя и учащихся в ходе занятия.
Наличие, целесообразность и эффективность использования наглядности и ТСО.
Рациональность использованных приемов (методов) и форм работы, их соответствие возрасту и развитию учащихся.
Наличие и эффективность обратной связи со всеми учащимися и в свете этого степень оптимальности сочетания индивидуального, дифференцированного и фронтального подходов к учащимся.
Эффективность контроля за степенью обученности учащихся и уровень требований, на котором производится ее проверка и оценка.
Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.
Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и учащимися в ходе занятия.
Слайд 58Анализ и оценка открытого урока (по В.П. Симонову)
V Оценка цели и
результата урока
Степень четкости, лаконичности и конкретности формулировки цели учебного занятия.
Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели в одно и то же время.
Степень обучающего воздействия занятия на развитие учащихся (чему и в какой степени научились).
Степень воспитательного воздействия (что способствовало воспитанию в ходе занятия).
Степень воздействия проведенного занятия на развитие учащихся (что и в какой степени способствовало их развитию)
Слайд 59Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому
Условные обозначения:
ТДЦ -
триединая дидактическая цель;
МО - методы обучения;
СУМ - содержание учебного материла;
ФОПД - формы организации познавательной деятельности.
Балльные оценки:
2 - реализовано полностью;
1 - реализовано частично;
0 - не реализовано.
Эффективность урока: сложить все баллы, разделить на 26 и умножить на 100.
85% - отлично,
84 - 65% - хорошо,
64 - 45% - удовлетворительно.
Слайд 60Схема анализа урока по Т.И. Шамовой и Ю.И. Конаржевскому
Характеристика урока
Обозначена цель
урока.
Организованы действия учащихся по принятию цели деятельности.
Соответствие содержания учебного материала ТДЦ.
МО обеспечили мотивацию деятельности.
Сотрудничество учителя и учащихся.
Контроль и самоконтроль.
Соответствие методов обучения (МО) СУМ и ТДЦ.
ФОПД обеспечили: сотрудничество между учащимися.
Включение каждого ученика в деятельность по обеспечению ТДЦ.
ФОПД отобраны в соответствии с МО, СУМ, ТДЦ.
Уровень достижения ТДЦ: образовательный аспект.
Воспитательный аспект.
Развивающий аспект.