Слайд 1Современные здоровьесберегающие технологии в ГПД
Из опыта работы
Сатучиева С.А.
Слайд 2Ухудшение здоровья школьников обусловлено различными факторами:
плохая экологическая обстановка;
низкий социально-экономический уровень
жизни многих семей, что отрицательно сказывается на качестве питания детей, их отдыхе и физическом развитии;
кризис семьи, отражающийся на психологическом здоровье;
неправильный образ жизни взрослых, который они повседневно наблюдают дома, на улице, в телепередачах.
Слайд 3Школьные факторы риска, негативно влияющие на здоровье детей:
интенсификация учебного процесса;
несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,
недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.
Слайд 4Понятие « Здоровьесберегающие технологии » объединяет в себе все направления деятельности учебного заведения
по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся.
Ответственными за реализацию здоровьесберегающей программы являются:
представители администрации школы;
учителя;
воспитатели групп продлённого дня;
классные руководители;
социальный педагог;
психолог;
медсестра и другие работники школы;
привлекаются родители и социальные партнеры школы (поликлиника и др.).
Слайд 5Организационные мероприятия:
анализ медицинских карт учащихся,
беседа с классным руководителем, родителями, медицинским работником
школы;
определение на основе полученной информации характера общих проблем группы и индивидуальных особенностей детей;
составление плана работы на год, разработка режима дня;
помощь в подготовке кабинета к предстоящему году с учётом санитарно-гигиенических норм.
Слайд 6Задачи:
Образовательные (направлены на приобретение знаний и представлений о здоровом образе жизни,
факторах, влияющих на здоровье, обучение двигательным умениям и навыкам, распространение информации по профилактике вредных привычек).
Воспитательные (направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, устойчивых мотивов самовоспитания, эстетическое и эмоциональное развитие личности).
Оздоровительные (направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику).
Прикладные задачи (направлены на формирование умений и навыков, необходимых для сотрудничества со сверстниками и обеспечения жизнедеятельности, физкультурных занятий, пребывания на природе, в быту).
Слайд 7Программа здоровьесбережения школьника включает компоненты:
Соблюдение режима дня.
Рациональное питание.
Оптимальная двигательная активность.
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм.
Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих или ослабляющих.
Профилактика заболеваний, закаливание.
Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
Слайд 81) Соблюдение режима дня
Режим группы строится с учетом учебного плана школы,
возрастных особенностей детей, режима питания.
Обязательными компонентами являются:
прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность.
В первом классе возможен послеобеденный сон (при наличии условий для него).
Нежелательно, чтобы в режиме дня происходили следующие сбои:
недосыпание;
несвоевременный прием пищи;
недостаточное пребывание на свежем воздухе;
учебные нагрузки и перегрузки.
Слайд 9Пребывание на свежем воздухе
Минимальная
гигиеническая норма
нахождения на свежем
воздухе 4 часа.
Сюда входят:
дорога в школу;
занятия в школе на свежем воздухе;
возвращение домой;
игра дома.
Слайд 102) Рациональное питание
Обычно в школе осуществляется 2-3 разовое питание. Разрыв между
приемами пищи не должен превышать 3 – 4 часа. Более калорийными являются завтрак и обед, полдник легкий.
Пища должна быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава.
Слайд 113) Оптимальная двигательная активность :
а) во время самоподготовки
Занятия нужно чередовать с
динамическими паузами.
Предоставить детям большую свободу движения, обеспечить динамику поз: разрешать встать, пройтись по кабинету, подойти к однокласснику, воспитателю, постоять за конторкой вместо сидения за партой, полежать на ковре, на диванчике.
Целесообразно использование двух досок в кабинете: одна висит на привычном месте, а другая на противоположной или боковой стене.
Занятия соревновательного, командного характера, когда ребенок должен выбегать к доске, приседать, поворачиваться, чтобы выполнить задание учебного характера.
Полезно менять в ГПД позиции рабочих мест 1-2 раза в месяц. Можно использовать традиционную расстановку парт, радиально-лучевую, размещение столов по кругу, разрешать посадку группами по 4-6 человек.
Слайд 12б) активный отдых
подвижные игры;
физкультурно-оздоровительные занятия;
физический труд;
экскурсии, прогулки;
свободная деятельность;
ручной труд;
изобразительная деятельность;
музыкальные
занятия;
кружковая работа.
Слайд 13в) прогулка
Структура прогулки может быть следующей:
1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.
2.
Труд на участке.
3. Игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Индивидуальная работа с детьми.
Виды прогулок:
природоведческие экскурсии («В садах опять колдует листопад», «По следам пернатых»);
обществоведческие экскурсии («Труд работников в школе», «Город, в котором я живу»);
прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
творческие прогулки («Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»;
следопытские прогулки: («Найди клад») и др.
Слайд 144) Соблюдение санитарно-гигиенических норм
Контроль освещенности помещения.
Соблюдение температурного режима.
Своевременная влажная уборка.
Проветривание.
Озеленение кабинета
и рекреаций.
Слайд 155) Обеспечение знаниями о сущности здоровья человека, о факторах, его укрепляющих
или ослабляющих
Рассказ в занимательной форме о различных видах спорта и великих спортсменах, истории олимпийского движения, врачебных специальностях, лекарственных растениях, видах закаливания.
Обучение оказанию первой помощи.
Слайд 166) Профилактика заболеваний, закаливание
Контроль за тем, чтобы одежда детей соответствовала
погоде.
Закаливанию способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, проветривание.
В некоторых школах практикуется употребление фито-чая, вдыхание эфирных масел, полезны фитонциды, выделяемые чесноком.
Профилактика переутомления зрительной системы. (зрительно-координаторные тренажи, зарядка для глаз).
Соблюдение правильной позы при выполнении домашних заданий.
Освоение простейших приемов самомассажа, точечного массажа, релаксации, дыхательной гимнастики.
Слайд 177) Предупреждение вредных привычек и формирование полезных произвольных и непроизвольных привычек
здорового образа жизни
Этические беседы: «Азбука поведения».
Занятия по формированию полезных привычек: «Сказать “нет” соблазнам», «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным питанием», «Твои поступки и привычки».
Слайд 188) Повышение психоэмоциональной устойчивости
Позитивное мышление - одна из составляющих здоровья ,
которое достигается упорными тренировками (обучение умению радоваться даже малой своей победе, чужой удаче.
Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса способствует сохранению их здоровья.