Презентация, доклад на тему Социальный проект Лекарственные растения - наши помощники

Содержание

Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе,

Слайд 1МБОУ «ПЕСТЯКОВСКАЯ СШ»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Лекарственные растения – наши помощники»
Выполнили ученики

3а класса.
Кл.руководитель: Лопатина Д.Н.

2016-2017 уч.год

МБОУ «ПЕСТЯКОВСКАЯ  СШ»СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Лекарственные растения – наши помощники»Выполнили ученики 3а класса.Кл.руководитель: Лопатина Д.Н.2016-2017 уч.год

Слайд 2Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений

нашего края, с их строением, жизнью, использованием их человеком. Углублять знания детей о значении растительных сообществ. Пропагандировать исследовательское, вдумчивое и бережное отношение к живой природе, привлекать внимание детей к научно-популярной литературе по ботанике.
Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности. Познакомить с многообразием лекарственных растений нашего края, с их строением, жизнью,

Слайд 3Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение

лекарственных растений для человека; определить, какой вред человек наносит «зеленому другу»;
Развивающая: развивать навыки исследовательской работы;
развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;
развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений;
развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.
Задачи: образовательные: обобщить знания о лекарственных растениях нашей местности; изучить растения; выяснить значение лекарственных растений для человека; определить, какой

Слайд 4« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,
нет такой болезни,

которую нельзя было бы вылечить растением".
Восточная мудрость.
« Нет такого растения, которое не являлось бы лекарственным,нет такой болезни, которую нельзя было бы вылечить растением

Слайд 5Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти

какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из разных трав. Наш проект поможет больше узнать о лекарственных растениях, произрастающих в лесах нашей местности, и о том, как они помогают людям.
Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали.

Слайд 6На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и

ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же хочу рассказать про те растения, которые называют полезными, лекарственными. Это растения, растущие чаще всего дико в природе, они являются полезными для человека, поскольку обладают целебными свойствами, поэтому их называют лекарственными травами или кустарниками. Благодаря своим целебным свойствам эти растения широко применяются в народной медицине, для лечения и профилактики самых разных заболеваний, многие из растений используют даже в фармацевтической промышленности, для изготовления лекарств.

На нашей планете произрастает множество видов растений: дикорастущих, культурных, полезных и ядовитых, травянистых и древовидных. Мы же

Слайд 7В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагогов проводят самостоятельное

исследование на предмет наличия в регионе лекарственных растений леса, их лекарственных свойств, делают подборку рецептов народной медицины с использованием лекарственных растений леса, формируют выводы относительно полезности использования лекарственных растений при лечении и необходимости охраны редких лекарственных растений региона. В процессе выполнения проекта ученики приобретают общие учебные умения, навыки, способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования, к числу которых относятся наблюдение объектов окружающего мира, их описание, соотнесение, навыки поиска информации, навыки самостоятельной работы, умения построения логических цепочек и формирования выводов.
В процессе выполнения данного проекта обучающиеся под руководством педагогов проводят самостоятельное исследование на предмет наличия в регионе

Слайд 9Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные

материалы: гербарий , сборник статей "Лекарственные растения – наши помощники", презентация, открытый классный час к Дню школы, экскурсии. Внутренним продуктом является формирование новых компетенций, опыт совместной работы.
Проект является исследовательским, информационным, творческим, групповым. Внешним продуктом проекта станут созданные материалы: гербарий , сборник статей

Слайд 10Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Какое значение имеют лекарственные растения для человека?
Проблемные вопросы
Могут

ли растения заменить лекарства?
Что делать, чтобы растения-лекари не исчезли?
Учебные вопросы
Какова роль растений в природе и жизни человека?
Какие лекарственные растения наших лесов вам известны?
Какими народными рецептами вы пользуетесь, когда болеете?
Как правильно собирать лекарственные растения?
Какие лесные растения нашего края занесены в Красную книгу?
Как можно сохранить редкие растения нашего региона?
Вопросы, направляющие проектОсновополагающий вопросКакое значение имеют лекарственные растения для человека?Проблемные вопросыМогут ли растения заменить лекарства?Что делать, чтобы

Слайд 11Ход проекта.
Работа состояла из трех этапов (Общее знакомство):
1-й этап –

п о д г о т о в и т е л ь н ы й.
 Лекарственные растения. Если ими умело пользоваться, то свое здоровье и красоту мы сможем сохранить на долгие годы. Человек ещё издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помогут им излечиться.
Уже первобытный человек понял, что   природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
       Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
      
Ход проекта.Работа состояла из трех этапов (Общее знакомство): 1-й этап – п о д г о т

Слайд 12Иван Грозный «Аптекарская изба»
На Руси с давних времён для лечения многих

заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.  
Иван Грозный «Аптекарская изба»На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений.

Слайд 13Пётр Первый «Аптекарские огороды»
Человек начал изучать эти растения и их свойства.

На Руси таких людей называли «травниками «: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений
Пётр Первый «Аптекарские огороды»Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками

Слайд 14На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа.

Проект решили делать всем классом. Каждый выбрал растение, за которым он хотел бы наблюдать (ромашка, душица , календула, зверобой, пустырник и др. ).
На этом этапе были поставлены цель и задачи проекта, проведена беседа. Проект решили делать всем классом. Каждый

Слайд 15Ромашка аптечная
Народные названия: ромашка, ромашка лекарственная
Описание. Ромашка аптечная - однолетнее растение с

сильно ветвистым стеблем, цветки белые с желтыми серединками. Имеет приятный запах. Цветет в мае.
Ромашку часто высеивают в садах. Собирают ромашку аптечную в мае-августе.
Применение. Лечебное действие ромашки связано с наличием эфирного масла. Растение обладает антимикробным, противовоспалительным, успокаивающим действием. Настой и отвар из цветков назначают для полоскания полости рта и горла; в виде примочек - при воспалительных заболеваниях кожи. Настоем из травы моют голову для укрепления корней волос и придания им мягкости, блеска и красивого цвета. Поэтому цветки ромашки широко применяют в косметологии, добавляя экстракты в кремы, лосьоны и т.д.
Ромашка аптечнаяНародные названия: ромашка, ромашка лекарственнаяОписание. Ромашка аптечная - однолетнее растение с сильно ветвистым стеблем, цветки белые с

Слайд 16Календула лекарственная, или ноготки
Народные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.
Описание. Лекарственная календула

- однолетнее травянистое растение. Листья опушенные мелкими волосками. Цветки желтого или ярко-оранжевого цвета. Цветет с июня до поздней осени.
Календулу часто высеивают в садах. Собирают в июне - сентябре. Сушат в темном месте.
Применение. Календула относится к древним лекарственным средствам, известным еще в Древней Греции. Настой из цветков обладает противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием. Его принимают при заболеваниях печени, селезенки, при язве желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритах и различных кожных заболеваниях. Календулу применяют как вспомогательное средство при лечении рака желудка; в прошлом ее называли "травой против рака" и употребляли в качестве лечебного и профилактического средства.
Календула лекарственная, или ноготкиНародные названия: ноготки лекарственные, ноготки, ноготки аптечные.Описание. Лекарственная календула - однолетнее травянистое растение. Листья опушенные

Слайд 17Зверобой продырявленный
Народные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.
Описание. Зверобой

продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья зеленые с просвечивающимися точечными железками, как будто продырявленные. Цветки желтые, многочисленные. Цветет в апреле - мае.
Собирают листья, стебли, цветки в июне - июле.
Применение. Растение относится к древнейшим средствам народной медицины, часто говорят, что зверобой трава от девяноста девяти болезней. Зверобой обладает кровоостанавливающим, противовоспалительным, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием. Его применяют при' женских болезнях, при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, печени, сердца и мочевого пузыря, бессоннице, раздражительности, головных болях в виде отвара, настоя. Из зверобоя получают антибиотик-новоиманин, который применяется в медицине для промывания гнойных ран. Зверобой также используется в кулинарии в качестве пряности для рыбных блюд.
Зверобой продырявленныйНародные названия: заячья кровь, кровавчик, хворобой, заячья кривца, кровавник, кровца.Описание. Зверобой продырявленный - многолетнее травянистое растение. Листья

Слайд 18Пустырник
Народные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник.
Описание. Пустырник - многолетнее

травянистое растение . Цветки розовые, мелкие. Цветет в июне - августе. Собирают верхушки стеблей с листьями и цветками, корни. Траву собирают во время цветения, корни - осенью.
Применение. В русской народной медицине пустырник издавна применялся как средство против "биения сердца", "тяжести желудка". Настой и настойка из травы замедляют ритм сердца, снижают кровяное давление, успокаивающе действуют на нервную систему (в 3-4 раза сильнее валерианы). Отвар из корней пьют как кровоостанавливающее средство.
ПустырникНародные названия: глухая крапива, сердечная трава, собачья крапива, сердечник.Описание. Пустырник - многолетнее травянистое растение . Цветки розовые, мелкие.

Слайд 19Душица обыкновенная
Народные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава,

материйка, душица боровая.

Описание. Душица обыкновенная - многолетнее травянистое растение с ветвистым ползучим корневищем. Стебли прямые. Цветки мелкие, светло-розовые. Имеет приятный аромат цветков. Цветет в июне - августе.
Собирают стебли, листья, цветки, в июне - августе.
Применение. Душица является одним из популярных лекарственных растений народной медицины. Обладает успокаивающим, противовоспалительным и обезболивающим действием. Применяется при простудных заболеваниях, кашле, болезнях желудка и кишечника, ее используют как успокаивающее средство, при бессоннице, используют для ароматических ванн, из-за приятного ароматного запаха душицу используют в парфюмерии для изготовления мыла, мазей, ароматического масла. Сухие листья и цветки, растертые в порошок, нюхают при насморке. Душицу заваривают в чай, В народе это растение применяют как средство от моли .

Душица обыкновеннаяНародные названия: мята лесная, духовой цветок, боровая трава, блошничник, клоповная трава, материйка, душица боровая.Описание. Душица обыкновенная -

Слайд 20Крапива
Народные названия: жалива, жгучка,стрекава, жегала.

Двудомная крапива – многолетнее травянистое растение
с длинным корневищем.

Цветки мелкие, зеленоватые. Цветет в июне - сентябре.
Собирают листья, корневища и корни.
Листья собирают в июне - августе, корневища и корни - поздней осенью.
Применение. Настой из листьев крапивы является хорошим кровоостанавливающим и ранозаживляющим средством, имеет противовоспалительное действие, снижает повышенную температуру, избавляет от сильного кашля. Молодые листья крапивы вкусная и полезная добавка в щи и салаты, так как в них содержится большое количество витаминов.
КрапиваНародные названия: жалива, жгучка,стрекава, жегала.Двудомная крапива – многолетнее травянистое растениес длинным корневищем. Цветки мелкие, зеленоватые. Цветет в июне

Слайд 212-й этап – и с с л е д о в

а т е л ь с к и й.
Он состоял из ряда заданий.
Анкетирование детей.
Был проведен опрос детей, выяснено, как они относятся к лекарственным растениям.
Вопросы анкеты:
Какие лекарственные растения ты знаешь?
Где они растут?
Какую пользу они приносят?
Что делать, чтобы эти растения не исчезли?
По сведениям, собранным детьми ( в опросе участвовало 18 человек), сделали выводы: 73% (14 чел) опрошенных знают лекарственные растения своей местности, какую пользу они приносят и как их сохранить.

2-й этап – и с с л е д о в а т е л ь с

Слайд 22Анкетирование взрослых.
Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения, которые их

окружают.

Вопросы анкеты:
Замечаете ли вы лекарственные растения, когда идете по улице?
Какие чувства вы испытываете, если видите сломанное или выдернутое с корнем растение?
Какие чувства вы испытываете, когда видите первые появляющиеся листочки, цветы?
Сажали ли вы лекарственные растения?

В анкетировании участвовало двенадцать взрослых. Проведенный эксперимент показал, что 90% любуются красотой растений, 10 % осознают, что за обыденной суетой не успевают замечать окружающую природу. Все участники опроса испытывают чувство жалости к раненому дереву или обломанному кусту. Первые листочки весной у всех вызывают радость.
Анкетирование взрослых.Мы решили поинтересоваться, замечают ли взрослые лекарственные растения, которые их окружают.  Вопросы анкеты:Замечаете ли вы

Слайд 23Проведение исследовательских наблюдений.
По просьбе учителя дети провели исследования.
Изучили строение растения.
Определили, одинаков

ли стебель у разных растений.
Погладили стебли растений, листья.
Определили, какие они: твёрдые, мокрые, сухие, тёплые, холодные, колючие, мягкие?
Прилетают ли кто-нибудь к этому растению?
Есть ли запах у растения?
Всегда ли одинаково пахнет растение?
Дети заметили, что стебли растений имеют разную толщину, некоторые пушистые и мягкие, некоторые жгучие и холодные. Листья ворсистые и тёплые, только у мать-и-мачехи одна сторона листа гладкая и холодная, другая – мягкая и тёплая. В разное время года и в разную погоду растения имеют разный запах (пахнут жвачкой, конфетами, сеном, пылью, мёдом) и др.

Проведение исследовательских наблюдений.По просьбе учителя дети провели исследования.Изучили строение растения.Определили, одинаков ли стебель у разных растений.Погладили стебли

Слайд 24Школьники также изучали связи животных и растений.
Прилетают или приползают к растению

животные?
Какие?
Школьники также изучали связи животных и растений.Прилетают или приползают к растению животные?Какие?

Слайд 25Дети обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчёлы, осы,

шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи). Все растения опыляемы. На некоторых исследуемых объектах были оставлены следы деятельности человека.

Таким образом третьеклассники пришли к выводу, что все люди пользуются лекарственными растениями и, чтобы они не исчезали с нашей земли, необходимо и самим выращивать лекарственные растения в садах и огородах.
Дети обнаружили, что практически на всех растениях есть насекомые (пчёлы, осы, шмели, божьи коровки, тля, жуки, муравьи).

Слайд 26Посещение библиотеки.

Посетив библиотеку, учащиеся читали и рассматривали литературу о лекарственных растениях,

затем писали сочинения.
Посещение библиотеки.  Посетив библиотеку, учащиеся читали и рассматривали литературу о лекарственных растениях, затем писали сочинения.

Слайд 273-й этап – о б о б щ е н и е

р е з у л ь т а т о в.

Викторина «Лесная аптека».

-Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).
3-й этап – о б о б щ е н и е   р е з у

Слайд 28-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
(Сфагнум или торфяной

мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).
-Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?(Сфагнум или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и

Слайд 29-Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).
-Плоды каких кустарников богаты

витамином С?
(Чёрная смородина, шиповник).
-Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).-Плоды каких кустарников богаты витамином С?(Чёрная смородина, шиповник).

Слайд 30Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.
Лекарственные растения – замечательное богатство

природы. Люди часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе. Запомните правило: собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять неприкосновенными, чтобы сохранить их на будущее.
Составление правил сбора и обработки лекарственных растений.Лекарственные растения – замечательное богатство природы. Люди часто собирают их и

Слайд 31-Правило первое: что собирать?
Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных

видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих – стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.
-Правило второе: когда собирать?
Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, шиповник – в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.
-Правило третье: как собирать?
Заранее запаситесь всем необходимым для сбора( совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняла собранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.
-Правило первое: что собирать?Следует научиться отличать растения подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части

Слайд 32-Правило четвёртое: где собирать?
Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно

знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.
-Правило пятое: собирая, сохранять.
Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.
-Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания – дачные чердаки. При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.
-Правило четвёртое: где собирать?Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора,

Слайд 33Выполнение зарисовок детьми.

Конкурс рисунков «Берегите природу!» (см.приложение)

Письмо «зеленому другу» (см.приложение)

Выполнение зарисовок детьми.Конкурс рисунков «Берегите природу!» (см.приложение)Письмо «зеленому другу» (см.приложение)

Слайд 34Заключение.
Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают

особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни. Такие растения являются не только лекарствами, некоторые из них также составляют полезную добавку к нашей пище, они применяются в лечебном и диетическом питании. Травы входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее. Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами, либо с людьми которые хорошо знакомы с лекарственными травами, их свойствами и воздействием на организм человека.
Заключение.Обобщая все вышесказанное, подчеркнём еще раз роль лекарственных растений. Они занимают особое место среди всех растений в

Слайд 36В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять,

что они являются частью природы и должны бережно относиться к ней. Дети решили, что будут выращивать на своих участках и огородах лекарственные растения, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
В ходе исследовательской работы школьники многое узнали. Работа помогла им понять, что они являются частью природы и

Слайд 37Подорожник
Хочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.
Один подорожник рос возле дороги,

ему было скучно. Вдруг он увидел едущего на велосипеде мальчика. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой.
С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.


Ученик 3 «А» класса – Пронюшкин Тимур

ПодорожникХочу рассказать о лекарственном растении – подорожнике.Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он увидел

Слайд 38Ромашка- спасительница
Утром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая

бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала пыльцу. Вдруг налетел воробей и хотел съесть её. Бабочка заметалась на полянке, она просила помощи у всех цветов, и только ромашка распахнула лепестки и укрыла её. Воробей поискал, поискал и улетел ни с чем. Бабочка вылетела и поблагодарила ромашку, а затем построила дом под её лепестками. Так и подружилась ромашка и бабочка. Когда наступила зима, бабочка сделала настой из лепестков и листьев ромашки, чтобы лечиться.


Ученица 3 «А» Круглова Ульяна
Ромашка- спасительницаУтром с восходом солнышка просыпаются все цветы. Расцвела ромашка. Маленькая бабочка пролетела над цветком. Она рассыпала

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть