Слайд 1Смысловое чтение как результат начального общего образования
Слайд 2ФГОС НОО
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования
12. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
?
Слайд 3
ФГОС НОО
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего
образования
11. Метапредметные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
?
Слайд 4«Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений»
Декарт
(французский философ,
математик, ….
31 марта 1596 - 11 февраля 1650)
Слайд 5Читательская компетентность
свойство личности, проявляющееся в духовной
потребности в чтении как способе познания мира и самопознания, определяющееся широтой читательского кругозора, владением разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) и умением их применять в соответствии с образовательными и практическими задачами; наличие опыта переживания прочитанного и прослушанного текста на основе освоения элементарных литературоведческих представлений.
Слайд 6Читательская компетентность как результат начального общего образования
Слайд 7Читать и не понимать – то же, что совсем не читать
Я.
А. Коменский
Смысл – внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.
Смыслить – понимать, знать.
(Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)
Смысловое чтение – чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Слайд 8
Познавательные УУД, формируемые при решении задач
осуществлять поиск нужной информации, используя
материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Слайд 9Коммуникативные УУД, формируемые при решении задач:
использовать простые речевые средства для
выражения своего мнения;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках;
принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.
Слайд 10Регулятивные УУД, формируемые при решении задач:
понимать, принимать и сохранять учебную
задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
сравнивать различные варианты решения учебной задачи;
под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
Слайд 11Личностные УУД, формируемые при решении задач:
элементарные навыки самооценки и самоконтроля
результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).
Слайд 14Подготовка к чтению
беседа учителя с детьми
рассказ учителя
словарная работа
анализ
заголовка, иллюстрации;
выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слова и выражений;
Что мы сейчас будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
Какое название дал автор этому рассказу?
Кто такой воробей?
Какие произведения о воробьях читали?
Какая история могла произойти с этой птицей?
Слайд 15Первичное целостное восприятие произведения
Подумай, могли ли эти события произойти
в реальной жизни?
Во время чтения книги у детей закрыты, их внимание полностью направленно на слушание произведения и сопереживание чтецу
Слайд 16Проверка первичного восприятия
Понравилось ли вам рассказ?
Что
особенно понравилось?
Когда было страшно?
Когда героя было жалко?
Цель:
выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.
Метод – беседа
Слайд 17I ступень анализа –
понимание фактического содержания
С чего началась эта история? Прочитайте.
Как развивались события?
Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте?
Чем всё закончилось?
Слайд 18II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков
Каким
изображён молодой воробей?
Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
Слайд 19II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков
С
какой целью автор написал рассказ? Что он хотел нам сообщить?
Какую мысль автора можно считать главной?
Слайд 20Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения
Поиск и выделение необходимой
информации из различных источников в разных формах (текст)
Слайд 21Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения на русском языке
Интерпретация
информации. Ее анализ и структурирование.
Слайд 22Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения на русском языке
Извлечение
необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными
Слайд 23
В чем специфика формирования навыка смыслового чтения на уроках математики?
Слайд 24Результаты PIRLS
9 х 4 = … (95% справились с
заданием)
На столе 9 тарелок по 4 пирожка в каждой. Сколько …? (85%)
Хватит ли 36 рублей, чтобы купить 4 тетради по 9 рублей? (50%)
Найди S равностороннего прямоугольника, если его P равен 36 см (10%)
Слайд 26
Задача в начальном курсе математики - это специальный текст, в котором
обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами.
Слайд 27Что значит решить задачу?
Решить задачу — значит раскрыть связи между
данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи. Бантова М.Л.
Решить задачу - это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос). Моро М.И.
Слайд 28
Процесс решения задач (простых и составных) должен рассматриваться
как переход от словесной модели к модели математической или схематической.
В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста).
Слайд 29Знакомство с текстом задачи.
Анализ – выделение «ведущего» отношения среди множества
других, установление связей между тем, что дано, и тем, что требуется найти.
Методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи:
представление жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней,
разбиение текста задачи на смысловые части,
отбрасывание несущественных слов в условии задачи и др.
Слайд 30Формирование у учащихся умения решать задачи определённых типов
Условие — та часть
текста, в которой задана сюжетная ситуация, численные компоненты этой ситуации и связи между ними. Условие выражается одним или несколькими повествовательными предложениями, содержащими численные компоненты.
В стандартной формулировке требование обычно выражено вопросом, начинающимся словом «Сколько...?» и заканчивающимся знаком вопроса.
Слайд 31Стереотип восприятия формальных признаков задачи
Из бочки вылили сначала 5 ведер воды,
а потом еще 2 ведра. Сколько ведер воды вылили? (Типичной ошибкой является действие 5 - 2.)
У Вани и Пети вместе было 7 шариков. Сколько шариков было у Вани, если у Пети было 3 шарика? (Типичная ошибка 7 + 3)
Слайд 32Причины ошибочных решений задач
особенности мышления детей,
натаскивания в решении задач
определенного вида,
нет сознанного подхода к решению задач,
нет связи с жизненной ситуации, описанной в задаче,
неосознанное выделение данных задачи,
неосознанный выбор действий.
Слайд 33Базовые умения для подготовки ребенка к обучению решению задач
умение слушать и
понимать тексты различных структур,
умение правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые в задаче,
умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией,
умение составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием,
умение выполнять простые вычисления (как минимум, отсчитыванием и присчитыванием).
Слайд 34Для полноценной работы над задачей ребенку нужны умения:
1) хорошо читать и
понимать смысл прочитанного;
2) анализировать текст задачи, выявляя его структуру и взаимоотношения между данными и искомым;
3) правильно выбирать и выполнять арифметические действия (быть хорошо знакомым с ними);
4) записывать решение задачи с помощью соответствующей математической символики.
Слайд 35Виды работ над текстовой задачей.
Составление условия к данному вопросу.
Постановка вопроса
к данному условию.
Решение задач с лишними данными.
Использование задач с недостающими данными.
Составление задач, обратных данной.
Решение нестандартных задач (логических, комбинаторных, на смекалку).
Развивается логическое мышление, наблюдательность, опора на связь с жизненной ситуацией.
Слайд 36
Нетиповые тексты учат ребенка внимательно читать и анализировать задачу, целенаправленно устанавливать
связи между данными и искомым для осознанного выбора действия.
1. В гараже стояло 2 легковых и 5 грузовых машин. Найти количество машин в гараже.
2. Сколько карандашей было у Маши, если 3 карандаша она отдала брату, а 4 оставила себе?
3. На полке стояло 6 книг. Сколько книг осталось на полке после того как 2 книги Петя отнес в библиотеку?
4. На дереве сидели птицы. 5 из них — это воробьи, остальные — голуби. Сколько было голубей?
5. В вазе лежало 8 апельсинов. Ваня съел 2 апельсина и Катя съела 3 апельсина. Сколько апельсинов они съели.
Слайд 37Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения в математике
Задания
«множественного выбора»:
1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста;
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
Слайд 38Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения в математике
Задания «на
дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте;
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение деформированных фрагментов текста в правильной последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку» и т.д.