Презентация, доклад на тему Смысловое чтение как результат начального общего образования

Содержание

ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 12. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:4) достижение необходимого

Слайд 1Смысловое чтение как результат начального общего образования

Смысловое чтение как результат начального общего образования

Слайд 2ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего

образования

12. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
?

ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования  12. Предметные результаты

Слайд 3 ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего

образования

11. Метапредметные результаты освоения ООП НОО должны отражать:
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
?

ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования  11. Метапредметные

Слайд 4«Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений»
Декарт



(французский философ,

математик, ….
31 марта 1596 - 11 февраля 1650)

«Дайте определение термина, и вы избавитесь от множества недоразумений» Декарт(французский философ, математик, …. 31 марта 1596 -

Слайд 5Читательская компетентность
свойство личности, проявляющееся в духовной

потребности в чтении как способе познания мира и самопознания, определяющееся широтой читательского кругозора, владением разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное) и умением их применять в соответствии с образовательными и практическими задачами; наличие опыта переживания прочитанного и прослушанного текста на основе освоения элементарных литературоведческих представлений.
Читательская компетентность     свойство личности, проявляющееся в духовной потребности в чтении как способе познания

Слайд 6Читательская компетентность как результат начального общего образования

Читательская компетентность как результат начального общего образования

Слайд 7Читать и не понимать – то же, что совсем не читать
Я.

А. Коменский

Смысл – внутреннее содержание, значение чего-нибудь, постигаемое разумом.

Смыслить – понимать, знать.
(Сергей Иванович Ожегов. Словарь русского языка)

Смысловое чтение – чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Читать и не понимать – то же, что совсем не читатьЯ. А. КоменскийСмысл – внутреннее содержание, значение

Слайд 8 Познавательные УУД, формируемые при решении задач
осуществлять поиск нужной информации, используя

материал учебника и сведения, полученные от учителя, взрослых;
использовать различные способы кодирования условий текстовой задачи (схема, таблица, рисунок, краткая запись, диаграмма);
понимать учебную информацию, представленную в знаково-символической форме;
выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза, обобщения при изучении нового понятия, разборе задачи, при ознакомлении с новым вычислительным приёмом и т. д.;
пересказывать прочитанное или прослушанное (например, условие задачи);
выполнять элементарную поисковую познавательную деятельность на уроках математики.
Познавательные УУД, формируемые при решении задач  осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения,

Слайд 9Коммуникативные УУД, формируемые при решении задач:
использовать простые речевые средства для

выражения своего мнения;
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
участвовать в диалоге; слушать и понимать других;
участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
взаимодействовать со сверстниками в группе, коллективе на уроках;
принимать участие в совместном с одноклассниками решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Коммуникативные УУД, формируемые при решении задач: использовать простые речевые средства для выражения своего мнения; строить речевое высказывание

Слайд 10Регулятивные УУД, формируемые при решении задач:
понимать, принимать и сохранять учебную

задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
составлять под руководством учителя план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;
соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
сравнивать различные варианты решения учебной задачи;
под руководством учителя осуществлять поиск разных способов решения учебной задачи;
выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.

Регулятивные УУД, формируемые при решении задач: понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве

Слайд 11Личностные УУД, формируемые при решении задач:
элементарные навыки самооценки и самоконтроля

результатов своей учебной деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, понимание необходимости расширения знаний;
стремление к активному участию в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности;
элементарные умения общения (знание правил общения и их применение).

Личностные УУД, формируемые при решении задач: элементарные навыки самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности; основы мотивации

Слайд 12Смысловое чтение

Смысловое чтение

Слайд 13Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 14Подготовка к чтению
беседа учителя с детьми
рассказ учителя
словарная работа

анализ

заголовка, иллюстрации;
выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слова и выражений;

Что мы сейчас будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
Какое название дал автор этому рассказу?
Кто такой воробей?
Какие произведения о воробьях читали?
Какая история могла произойти с этой птицей?


Подготовка к чтению беседа учителя с детьмирассказ  учителясловарная  работаанализ заголовка, иллюстрации; выделение из текста ориентирующих

Слайд 15Первичное целостное восприятие произведения

Подумай, могли ли эти события произойти

в реальной жизни?







Во время чтения книги у детей закрыты, их внимание полностью направленно на слушание произведения и сопереживание чтецу




Первичное целостное  восприятие произведения Подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?   Во

Слайд 16Проверка первичного восприятия
Понравилось ли вам рассказ?
Что

особенно понравилось?
Когда было страшно?
Когда героя было жалко?

Цель:
выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимания общего смысла произведения.

Метод – беседа
Проверка первичного восприятияПонравилось ли вам рассказ?     Что особенно понравилось?

Слайд 17I ступень анализа –

понимание фактического содержания

С чего началась эта история? Прочитайте.
Как развивались события?
Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте?
Чем всё закончилось?

I ступень анализа –

Слайд 18II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков
Каким

изображён молодой воробей?



Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?

II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступковКаким изображён молодой воробей?Каким мы увидели старого

Слайд 19II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступков
С

какой целью автор написал рассказ? Что он хотел нам сообщить?
Какую мысль автора можно считать главной?
II ступень анализа – понимание главных мыслей, чувств героев, оценка поступковС какой целью автор написал рассказ? Что

Слайд 20Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения
Поиск и выделение необходимой

информации из различных источников в разных формах (текст)
Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтенияПоиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных

Слайд 21Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения на русском языке
Интерпретация

информации. Ее анализ и структурирование.
Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения на русском языкеИнтерпретация информации. Ее анализ и структурирование.

Слайд 22Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения на русском языке
Извлечение

необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными
Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения на русском языкеИзвлечение необходимой информации из различных источников; дополнение

Слайд 23
В чем специфика формирования навыка смыслового чтения на уроках математики?

В чем специфика формирования навыка смыслового чтения на уроках математики?

Слайд 24Результаты PIRLS
9 х 4 = … (95% справились с

заданием)
На столе 9 тарелок по 4 пирожка в каждой. Сколько …? (85%)
Хватит ли 36 рублей, чтобы купить 4 тетради по 9 рублей? (50%)
Найди S равностороннего прямоугольника, если его P равен 36 см (10%)
Результаты PIRLS9 х 4 = …   (95% справились с заданием)На столе 9 тарелок по 4

Слайд 25Пропедевтика смыслообразования






















Пропедевтика смыслообразования

Слайд 26
Задача в начальном курсе математики - это специальный текст, в котором

обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными компонентами.
Задача в начальном курсе математики - это специальный текст, в котором обрисована некая житейская ситуация, охарактеризованная численными

Слайд 27Что значит решить задачу?
Решить задачу — значит раскрыть связи между

данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи. Бантова М.Л.
Решить задачу - это значит через логически верную последовательность действий и операций с имеющимися в задаче явно или косвенно числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на ее вопрос). Моро М.И.
Что значит решить задачу? Решить задачу — значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи,

Слайд 28
Процесс решения задач (простых и составных) должен рассматриваться

как переход от словесной модели к модели математической или схематической.

В основе осуществления этого перехода лежит семантический анализ текста и выделение в нём математических понятий и отношений (математический анализ текста).
Процесс решения задач (простых и составных) должен рассматриваться как переход от словесной модели к

Слайд 29Знакомство с текстом задачи.
Анализ – выделение «ведущего» отношения среди множества

других, установление связей между тем, что дано, и тем, что требуется найти.
Методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи:
представление жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней,
разбиение текста задачи на смысловые части,
отбрасывание несущественных слов в условии задачи и др.
Знакомство с текстом задачи. Анализ – выделение «ведущего» отношения среди множества других, установление связей между тем, что

Слайд 30Формирование у учащихся умения решать задачи определённых типов
Условие — та часть

текста, в которой задана сюжетная ситуация, численные компоненты этой ситуации и связи между ними. Условие выражается одним или несколькими повествовательными предложениями, содержащими численные компоненты.
В стандартной формулировке требование обычно выражено вопросом, начинающимся словом «Сколько...?» и заканчивающимся знаком вопроса.
Формирование у учащихся умения решать задачи определённых типовУсловие — та часть текста, в которой задана сюжетная ситуация,

Слайд 31Стереотип восприятия формальных признаков задачи
Из бочки вылили сначала 5 ведер воды,

а потом еще 2 ведра. Сколько ведер воды вылили? (Типичной ошибкой является действие 5 - 2.)

У Вани и Пети вместе было 7 шариков. Сколько шариков было у Вани, если у Пети было 3 шарика? (Типичная ошибка 7 + 3)

Стереотип восприятия формальных признаков задачиИз бочки вылили сначала 5 ведер воды, а потом еще 2 ведра. Сколько

Слайд 32Причины ошибочных решений задач
особенности мышления детей,
натаскивания в решении задач

определенного вида,
нет сознанного подхода к решению задач,
нет связи с жизненной ситуации, описанной в задаче,
неосознанное выделение данных задачи,
неосознанный выбор действий.
Причины ошибочных решений задач особенности мышления детей, натаскивания в решении задач определенного вида, нет сознанного подхода к

Слайд 33Базовые умения для подготовки ребенка к обучению решению задач
умение слушать и

понимать тексты различных структур,
умение правильно представлять себе и моделировать ситуации, предлагаемые в задаче,
умение правильно выбирать действие в соответствии с ситуацией,
умение составлять математическое выражение в соответствии с выбранным действием,
умение выполнять простые вычисления (как минимум, отсчитыванием и присчитыванием).
Базовые умения для подготовки ребенка к обучению решению задач умение слушать и понимать тексты различных структур, умение

Слайд 34Для полноценной работы над задачей ребенку нужны умения:
1) хорошо читать и

понимать смысл прочитанного;
2) анализировать текст задачи, выявляя его структуру и взаимоотношения между данными и искомым;
3) правильно выбирать и выполнять арифметические действия (быть хорошо знакомым с ними);
4) записывать решение задачи с помощью соответствующей математической символики.

Для полноценной работы над задачей ребенку нужны умения:1) хорошо читать и понимать смысл прочитанного;2) анализировать текст задачи,

Слайд 35Виды работ над текстовой задачей.

Составление условия к данному вопросу.
Постановка вопроса

к данному условию.
Решение задач с лишними данными.
Использование задач с недостающими данными.
Составление задач, обратных данной.
Решение нестандартных задач (логических, комбинаторных, на смекалку).
Развивается логическое мышление, наблюдательность, опора на связь с жизненной ситуацией.
Виды работ над текстовой задачей. Составление условия к данному вопросу. Постановка вопроса к данному условию. Решение задач

Слайд 36 Нетиповые тексты учат ребенка внимательно читать и анализировать задачу, целенаправленно устанавливать

связи между данными и искомым для осознанного выбора действия.

1. В гараже стояло 2 легковых и 5 грузовых машин. Найти количество машин в гараже.
2. Сколько карандашей было у Маши, если 3 карандаша она отдала брату, а 4 оставила себе?
3. На полке стояло 6 книг. Сколько книг осталось на полке после того как 2 книги Петя отнес в библиотеку?
4. На дереве сидели птицы. 5 из них — это воробьи, остальные — голуби. Сколько было голубей?
5. В вазе лежало 8 апельсинов. Ваня съел 2 апельсина и Катя съела 3 апельсина. Сколько апельсинов они съели.

Нетиповые тексты учат ребенка внимательно читать и анализировать задачу, целенаправленно устанавливать связи между данными и искомым

Слайд 37Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения в математике
 Задания

«множественного выбора»:
 1) выбор правильного ответа из предложенных вариантов;
2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту;
3) установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста.
 Задания «на соотнесение»:
1) нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, знаками, схемами, диаграммами и частями текста;
2) нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, формул, схем, диаграмм и т.д.
3) соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста.
 
 
 
Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения в математике   Задания «множественного выбора»: 1) выбор правильного ответа

Слайд 38Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения в математике
Задания «на

дополнение информации»:
1) заполнение пропусков в тексте;
2) дополнение (завершение) предложений/доказательств.
 Задания «на перенос информации»:
1) заполнение таблиц/схем на основе прочитанного;
2) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного.
 Задания «на восстановление деформированного текста»:
1) расположение деформированных фрагментов текста в правильной последовательности.
2) «собери» правило, алгоритм.
3) «найди ошибку» и т.д.
Типы заданий, позволяющие развивать и проверять навыки чтения в математикеЗадания «на дополнение информации»:1) заполнение пропусков в тексте;2)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть