Презентация, доклад на тему Словарная работа в процессе обучения отгадыванию и сочинению загадок

Содержание

Обучение детей отгадыванию загадок – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания дошкольников. «Цели обучения отгадывания загадок: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но

Слайд 1Словарная работа в процессе обучения отгадыванию и сочинению загадок.

Словарная работа в процессе обучения отгадыванию и сочинению загадок.

Слайд 2 Обучение детей отгадыванию загадок – один из компонентов в

общей системе обучения, развития и воспитания дошкольников. «Цели обучения отгадывания загадок: ввести ребёнка в мир культуры, познакомить с языком культуры, сделать не только потребителем, но созидателем духовных ценностей». Обучение детей отгадыванию загадок как учебный процесс предполагает развитие «способности к непосредственному восприятию искусства слова, сложных умений сознательно анализировать и оценивать сказанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями» и развитие собственного литературного творчества детей.
Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона Е. А. предлагает такое определение: «Загадка, метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдалённое сходство».
Большой справочник по литературе так определяет: «Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.».

Обучение детей отгадыванию загадок – один из компонентов в общей системе обучения, развития и воспитания

Слайд 3В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как

правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Многие загадки содержат сказочный сюжет, сказочные метафоры и сравнения, это сближает их со сказками.
Например, «Стоит Ивашка в красной рубашке, кто ни пройдет, ему поклон отдает».

Можно выделить основные признаки загадки:
- содержание загадки включает замысловатое описание, которое надо расшифровать;
- по форме загадка часто бывает в виде вопроса или короткого лаконичного стихотворения;
- загадке присущ ритм, часто используется рифма.
В.П. Аникин называет загадкой «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета

Слайд 4Учитывая эти признаки, Ю.Г. Илларионова дает следующее определение загадки.
Загадка – это

краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде прямого или скрытого вопроса. Многие исследователи фольклора отмечают, что загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание детей.
Многие педагоги отмечали широкие педагогические возможности загадки. К.Д. Ушинский называл их полезным упражнением для ума. Загадки способствуют развитию памяти, воображения, образного мышления, быстроте умственных реакций. Загадки используют как средство формирования любви к народному творчеству, родному языку.
Использовать загадки в работе с детьми можно с младшего дошкольного возраста. Важно правильно подобрать тексты в соответствии с возрастными возможностями детей, чтобы дети научились, осознанно отгадывать загадку, а не запоминать ответ или подбирать методом перечисления всех подходящих вариантов.
Загадки классифицируются:
I. По происхождению ( народные, авторские).
II. По форме ( загадки могут быть в стихотворной форме, а могут быть оформлены а прозе).
III. По типам и приёмам описания ( прямые, образные, загадки – обманки, математические загадки, сюжетные (да, нет), логические, юмористические, шарады, ребусы.
IY. По темам (по содержанию) (окружающий нас мир, явления природы, предметы быта, орудия труда, транспорт, спорт, профессии).


Учитывая эти признаки, Ю.Г. Илларионова дает следующее определение загадки. Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто

Слайд 5Типы загадок:
Детям младшего дошкольного возраста доступны загадки-описания, в которых называются реальные признаки

предметов или явлений. Загадки для малышей должны быть короткими, большое количество признаков ребенок не запомнит и не сможет сопоставить. Среди всех признаков предмета, о котором говорится в загадке, должны быть названы самые главные, существенные, отличительные: внешний вид, звукоподражания.
Длинная, сладкая,
Оранжевая, гладкая,
Зайчики едят
И нам велят.

Загадки - звукоподражания
За стеклянной дверцей
Бьётся чьё – то сердце,
Бьётся чьё – то сердце
Тихо так, тихо так
Типы загадок:Детям младшего дошкольного возраста доступны загадки-описания, в которых называются реальные признаки предметов или явлений. Загадки для малышей

Слайд 6Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества

и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела, всю землю одела (зима).
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Подобные образы понятны детям благодаря их внешнему сходству с предметом-отгадкой.
В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
Загадки – рифмы
В подполье в каморке
Живёт она в норке
Серая малышка
Кто же это?

Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с

Слайд 7Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок.


Без крыльев летит, Без ног бежит,
Без огня горит, Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).
Старшие дошкольники имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.
Широко используются загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица. (жук).
В этом возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность. Также можно использовать такой вид работы как загадки по сказкам. Это не только помогает закрепить содержание сказки, которую читали в группе на занятии, но и развивает память детей, образное мышление, элементы логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок. Без крыльев летит,

Слайд 8Особенность методов и приемов, используемых в процессе обучению детей отгадыванию загадок

заключается в том, что она связана со всеми видами деятельности ребенка. Большое значение эта работа имеет для развития словаря (и, прежде всего для его накопления). Обучение детей отгадыванию загадок имеет следующие основные направления:
уточнение и понимание смысла известных детям слов,
расширение запаса синонимов и антонимов,
активизация употребления слов в речи (особенно таких категорий, как прилагательные и глаголы), формирование умения правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
Особенность методов и приемов, используемых в процессе обучению детей отгадыванию загадок заключается в том, что она связана

Слайд 9Алгоритм (последовательность действий, необходимых для достижения определенного результата) отгадывания загадок разработала

Ю.Г.Илларионова с учетом основных мыслительных действий, которые необходимо произвести ребенку.
1) анализ условия загадки: необходимо выделить все признаки, которые перечислены в загадке – что надо искать, где, какой это предмет и др;
2) синтез, соединение признаков, сведение их к одному или нескольким предметам (явлениям);
3) обобщение всех признаков и называние, подходящих к ним вариантов ответов (гипотезы);
4) проверка предполагаемых ответов путем подстановки их к условию загадки, выбор правильной отгадки.
Разберем алгоритм отгадывания на примере загадки «Под соснами, под елками бежит мешок с иголками».
анализируем признаки объекта: находится под соснами и елками, бегает, похож на мешок, есть иголки;
соединяем признаки: под соснами и елками, значит в лесу, похож на мешок, то есть округлой формы, имеет иголки;
дети могут дать предполагаемые ответы, ориентируясь на какой-либо один признак: белка (под соснами, под елками), ежик;
подставляем слово «белка» в загадку, видим, что не подходит по все признакам, делаем вывод, что это – ежик.
Алгоритм (последовательность действий, необходимых для достижения определенного результата) отгадывания загадок разработала Ю.Г.Илларионова с учетом основных мыслительных действий,

Слайд 10Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок.
Выбор объекта на картине.
Выбор

модели загадки.
Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
Выбор наиболее удачных сравнений.
Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: “как”, “но не”.
Выразительное рассказывание загадки.
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок. Выбор объекта на картине. Выбор модели загадки. Подбор характеристик и сравнение

Слайд 11Разработаны модели составления загадок:
1 ЭТАП Предварительная работа: научить детей сравнивать

предметы
« На что похоже?»
2 ЭТАП Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам
Первый способ 1.
1.Составление опорной таблицы вида:


2. Выбор объекта
РАСЧЕСКА
3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа?»
РАСЧЁСКА

Разработаны модели составления загадок: 1 ЭТАП Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы « На что похоже?»2 ЭТАП

Слайд 124. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

5. Вставка «слов – связки»

- КАК, НО.

Составление загадки о расчёске

Загадка:
Что это?
Как забор, но нельзя лазить
Как пила, но не пилит
Как трава, но не растёт.

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о

Слайд 13Второй способ
1. Составление опорной таблицы вида:



2. Выбор объекта
СОЛНЦЕ
3. Заполнение

левой части таблицы: «Какое?»
4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же?»

СОЛНЦЕ

5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. Составление загадки о солнце

Второй способ 1. Составление опорной таблицы вида:2. Выбор объекта СОЛНЦЕ3. Заполнение левой части таблицы: «Какое?» 4. Заполнение

Слайд 14Загадка:
Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не

огонь?
Загадка: Что это?Яркое, а не лампа?Круглое, а не колесо?Жаркое, а не огонь?

Слайд 15Третий способ:
1. Составление опорной таблицы. «Что делает?»
«Кто (что) делает такое же

действие?»
2. Выбор объекта. КОМАР.
3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»
4. Заполнение правой части таблицы: «Кто (что) делает такое же действие?»
5. Вставка «слов – связки» - А, НЕ. Составление загадки о комаре
КОМАР






Загадка:
Кто это?
Летает, а не самолёт?
Пищит, а не мышь?
Кусается, а не собака?

Третий способ:1. Составление опорной таблицы. «Что делает?»«Кто (что) делает такое же действие?»2. Выбор объекта. КОМАР.3. Заполнение левой

Слайд 16Т.о.: Загадки полны познавательного смысла, они содержат широкий круг сведений об

окружающем мире. Разгадывание загадок является своеобразной гимнастикой ума, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. С помощью загадки испытывается находчивость , сообразительность. Чтобы отгадать загадку, ребенку нужно припомнить увиденное, сравнить, сопоставить явления, мысленно их расчленить, выделить каждый раз нужные стороны. При отборе загадок необходимо учитывать их доступность, но при этом они не должны быть слишком доступными.
Загадка включает в себя огромные возможности для обогащения словаря детей новыми словами, образными выражениями, помогают развитию понимания и формирования описательной речи. Доказательство отгадки формирует мышление и пояснительную речь ребенка.
Т.о.: Загадки полны познавательного смысла, они содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Разгадывание загадок является своеобразной

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть