Презентация, доклад на тему Сказкотерапия как метод коррекционной работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Содержание

  Общее недоразвитие речи (ОНР)  системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный

Слайд 1Сказкотерапия как метод коррекционной работы по развитию связной монологической речи у

дошкольников с общим недоразвитием речи

Выполнила:
Учитель-логопед
Дорофеева Татьяна Васильевна

Сказкотерапия  как метод коррекционной работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Слайд 2 











Общее недоразвитие речи (ОНР)  системное нарушение речевой сферы у

детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Формирование умений и навыков связной речи
это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

   Общее недоразвитие речи (ОНР)   системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и

Слайд 3Своим рождением как автономного направления сказкотерапия  обязана  отечественным учёным. Её идеологами

можно считать  Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, И. В. Вачкова . Родиной данного направления  практической психологии  является  Санкт-Петербург.  

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.
  Сказкотерапия – метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.










Своим рождением как автономного направления сказкотерапия  обязана  отечественным учёным. Её идеологами можно считать  Т.Д. Зинкевич-Евстигнееву, И. В.

Слайд 4Цель сказкотерапии: активизация словаря, выработка дикции, развитие интонации, эмоциональности, памяти, мышления,

общей, мелкой моторики.
Цель сказкотерапии:  активизация словаря, выработка дикции, развитие интонации, эмоциональности, памяти, мышления, общей, мелкой моторики.

Слайд 5
Задачи сказкотерапии:
Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления
Стимулировать творческое самовыражение
Повышать

гибкость и подвижность нервных процессов
Развивать моторику и координацию движений
Снять физическое и психическое напряжения


Задачи сказкотерапии:Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности мышленияСтимулировать творческое самовыражениеПовышать гибкость и подвижность нервных процессовРазвивать

Слайд 6
Преимущество сказок для личности ребенка:
Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений
Неопределенность места действия

главного героя
Образность языка. Кладезь мудрости
Победа добра. Психологическая защищенность
Наличие тайны и волшебства



Преимущество сказок для личности ребенка:Отсутствие в сказках дидактики, нравоученийНеопределенность места действия главного герояОбразность языка. Кладезь мудростиПобеда

Слайд 7Речевые и коммуникативные функции сказки:

Речевые  и коммуникативные функции сказки:

Слайд 8Виды сказок:

Виды сказок:

Слайд 9Дидактические сказки  создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы

(цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, складывается сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определённых знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки – задания:
1. Создания образа сказочной страны, в которой живёт одушевлённый символ. Рассказ о нраве, привычках, образе жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые   сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень),  
тяжёлое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).
3. Восстановление страны: чтобы восстановить страну нужно выполнить определённое задание (упаковка учебного задания).
При работе со сказками у детей значительно повышается мотивация, появляется смысл выполнения задания. Важнейшее место в организации совместной деятельности по сочинению (передаче) сказочного сюжета отводиться коммуникативной, диалогической составляющей. Взрослый ведёт сказку, задаёт интонацию: выступая одновременно в роли доброжелательного, мудрого носителя эталонов, заинтересованного слушателя. Подхватывает, воспроизводит ситуацию ребёнок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребёнка в мир знаний, успеха, добра и красоты.





Дидактические сказки  создаются педагогом для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия

Слайд 10Психотерапевтические сказки Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее

с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
Психотерапевтические сказки Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки

Слайд 11Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о

проблемах человека, и каждый может узнать себя. К таким сказкам относят сказки сочиненные самим ребенком и сложенные совместно с ребенком.


Алгоритм психокоррекционной сказки: 1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по
полу, возрасту, характеру. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью. 3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка. 4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает "фигуру психотерапевта" — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и пр. Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. "Увиденное в правильном свете, все является благом" - эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку. 5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Психокоррекционные сказки  создаются для мягкого влияния на поведение ребенка, рассказывают о проблемах человека, и каждый может

Слайд 12Медитативные  сказки  успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции, настраивают  на гармонию с самим

собой и  окружающими, внушают уверенность  в себе, так как в них закладываются  лучшие представления о самих себе. Слушая эти сказки, дети светлеют душой, начинают более осознанно воспринимать окружающий мир и понимать своё место в этой жизни. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, дабы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы. Поэтому эти сказки необходимо читать и слушать не между делом, а в специально созданных условиях..
Медитативные  сказки  успокаивают, расслабляют, вызывают положительные эмоции,  настраивают  на гармонию с  самим собой  и 

Слайд 13
  
    
      .
     
      
      

            .                 

Слайд 14 Метод «Рассказывание и сочинение сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, т.к. при этом терапевт может наблюдать, что происходит в процессе консультирования с клиентом.
Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.
Самостоятельное придумывание продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его спонтанные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в поведении ребенка, но в то же время действуют в нем.
Согласно Л. Дюсс если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаком волнения на лице (покраснение, бледность, потливость, небольшие тики); оказывается отвечать на вопросы, у него появляется настойчивое желание опередить события или начать сказку сначала – все это следует рассматривать как признаки патологической реакции на тест и, соответственно  невротического состояния.

 Метод «Рассказывание и сочинение сказки»         Любое рассказывание сказки уже

Слайд 15 Метод «Рисование сказки»

Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.
Качество изображения не имеет значения. При сильных чувствах возможно появление в рисунках ребенка или взрослого всяческих чудищ, огня или темных красок. Новый рисунок на тему той же сказки может быть уже спокойнее, краски будут уже более светлые.
Для рисования лучше взять  карандаши (желательно гуашь, если рисуете что-то конкретное, акварель, если приходится рисовать свои ощущения, эмоции).
Как считает Чех Е.В. абсолютно все, что нас окружает, может быть описано языком сказки.


 Метод «Рисование сказки»          Рисуя или работая с цветным

Слайд 16Метод «Изготовление кукол»

По мнению

Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы – это своего рода медитация, т.к. в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение у клиентов механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.
С позиции психоаналитической теории, куклы исполняют роль тех объектов, на которые смещается инстинктивная энергия человека.
С точки зрения З.Фрейда, все поведение людей направлено на уменьшение бессознательного напряжения.
Изготовление куклы приверженцы юнгианского подхода связывают с реализацией самоисцеляющих возможностей психики.
Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.
Манипулирование куклами позволяет снять нервное напряжение.

Метод «Изготовление кукол»       По мнению Гребенщиковой Л.Г., любое изготовление куклы –

Слайд 17Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»


Диагностический эффект

в процессе рассказывания сказки достигается за счет того, что:
·      Образный мир сказок позволяет ребенку идентифицировать себя с персонажем сказки. Дети в большей степени склонны идентифицировать себя с животными, нежели с людьми. Это предположение впервые стало возможным благодаря истории маленького Ганса, описанной З.Фрейдом в «Анализе фобии пятилетнего мальчика»;
·     Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них;
·      Предлагаемые ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об актуальном эмоциональном состоянии ребенка и его фантазиях по поводу дальнейшего развития ситуации.
Метод «Сказкотерапевтическая диагностика»       Диагностический эффект в процессе рассказывания сказки достигается за

Слайд 18Песочная терапия


Как пишет  Сакович Н.А., «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины». Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребенка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».
Песочная терапия            Как пишет  Сакович Н.А.,

Слайд 19

Образность языка, его метафоричность, психологическая

защищенность.

Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь

Идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь.

Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги.

Используя в работе такую форму работы со сказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Заключение:
Достоинство и роль сказок в работе с детьми ОНР неоспоримы:

Образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой

Слайд 20Спасибо за внимание!


Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть