Слайд 1Система работы ДОО по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
в соответствии
с ФГОС.
Шаюсупова В.А.,
старший преподаватель
кафедры технологий охраны
и укрепления здоровья СОРИПКРО
Слайд 2 Согласно определению ВОЗ «здоровье – это состояние полного физического, психического
и социального благополучия…».
на 10 – 15% - от наследственности
10% составляет вклад медицины
более чем на 20% - от состояния окружающей среды
на 50 – 60% зависит от образа жизни
10%
10%
20%
60%
Слайд 3Виды здоровья
соматическое
физическое
психическое
социальное
духовно-
нравственное
интеллектуальное
Слайд 4
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека.
Физическое здоровье
– уровень роста, развития органов и систем организма.
Психическое здоровье – состояние психической сферы.
Социальное здоровье - показатель осознания себя лицом определенного пола, способа взаимодействия в социуме.
Интеллектуальное здоровье - уровень усвоения информации и использования ее для личностного развития.
Духовно-нравственное здоровье – определяет суть бытия, стремления к высшим ценностям, осознание смысла своей жизни.
Слайд 5Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОО
это специально организованное, развивающееся во времени и в
рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Слайд 6В Стандарте учитываются:
1) индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
Слайд 7Среди принципов дошкольного образования
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого
ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования ( - индивидуализация дошкольного образования);
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
(? Вид здоровья)
Слайд 8Среди принципов дошкольного образования
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
(? Вид здоровья)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
(? Вид здоровья)
Слайд 9Среди целей дошкольного образования
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований
к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
их структуре
результатам их освоения;
Слайд 10ФГОС направлен на решение задач
1) охраны и укрепления физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования
Слайд 11ФГОС направлен на решение задач
4) создания благоприятных условий развития детей
5)
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
Слайд 12ФГОС направлен на решение задач
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей ) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.
Слайд 13образовательная программа дошкольного образования
формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации
и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Слайд 14образовательная программа дошкольного образования
направлена на создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учетом Примерных программ.
Охватывает образовательные области.
Слайд 15Развита крупная
и мелкая моторика,
подвижен, вынослив
Способен
сопереживать
неудачам и
радоваться
успехам других
Проявляет
инициативу
и самостоятельность
Обладает
развитым
воображением
Способен
договариваться,
учитывать интересы
других
Хорошо
владеет
устной речью
Умеет подчиняться
правилам
и социально
принятым
нормам
РЕБЕНОК
Проявляет
любознательность
Способен к
волевым усилиям
Здоровье физическое,
психическое, социальное,
интеллектуальное, духовное
Слайд 16Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка
не
могут служить непосредственным основанием для
оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
Слайд 17В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или
разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы.
? Пример
Слайд 18В содержательном разделе Программы должны быть представлены
вособенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников;
установление единства педагогических воздействий и оказание помощи семье в овладении родителями элементарными основами здоровьесберегающих технологий.
Слайд 19АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как Вы оцениваете двигательную активность своих детей?»
«Какое
физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»
«Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»
«Принимаете ли Вы участие в двигательной активности Вашего ребенка?»
«Какие виды двигательной активности сына (дочери) осуществляются в Вашей семье?»
«Как часто, в какие дни и в какое
время в Вашей семье
осуществляется двигательная
активность детей?» и др.
Слайд 20«Какое физкультурное оборудование имеется в Вашей семье?»
«Что имеется у Вас?» респонденты
написали следующее: ролики, гимнастические кольца, качели, турник, бадминтон, настольный теннис и т.д.
Слайд 21«Как используется физкультурное оборудование для детей в Вашей семье?»
Слайд 22«Принимаете ли Вы участие в двигательной активности своего ребенка?»
Слайд 23«Как часто, в какие дни, и в какое время в Вашей
семье осуществляется двигательная активность детей?»
В семьях
47 %
41,7 %
22 %
11 %
7 %
Слайд 24 По результатам анкетирования были намечены мероприятия по улучшению работы в
данном направлении:
родительское собрание на тему: «Двигательная активность детей дошкольного возраста»;
организация консультационного пункта для родителей.
Кроме того, для решения данной проблемы была организована «Школа для родителей» с использованием различных форм работы.
Слайд 25
Содержание работы с семьей :
целенаправленная просветительская работа, пропагандирующая закаливание, оптимальный двигательный
режим, здоровый образ жизни и т.д.;
ознакомление родителей со всем объемом оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
участие родителей в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
обязательное ознакомление родителей с результатами диагностики состояния ребенка;
обучение родителей конкретным методам и приемам оздоровления (ЛФК, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.);
ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение нетрадиционным методам оздоровления детского организма (физиотерапия, ароматерапия и др.).
Слайд 26Требования к условиям реализации Программы включают
Требования к развивающей предметно-пространственной среде
Условия реализации
Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
Слайд 27Развивающая предметно-пространственная среда
должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность
среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
.
Слайд 28
Принципы здоровьесберегающей педагогики (Н.К. Смирнов)
Принцип ненанесения вреда («No nocere!»).
Принцип приоритета действенной
заботы о здоровье учащихся и педагогов.
Принцип взаимосвязи здоровья и благополучия.
Принцип приоритета развивающего обучения.
Принцип непрерывности и преемственности.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися.
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся (принцип психофизиологической комфортности).
Комплексный междисциплинарный подход.
Принцип медико-психологической компетентности педагога.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными.
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий.
Приоритет активных методов обучения.
Принцип отсроченного результата.
Принцип получения обратной связи.
Принцип контроля за результатами.
Слайд 29В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного
воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
Слайд 30 По сути, каждая позиция, указывающая на индивидуализацию образования,
на создание психологически комфортной среды,
на грамотное использование методов, приемов и технологий обучения и воспитания вносит вклад в сохранение, укрепление и развитие здоровья обучающегося.
Слайд 31Принципы работы ОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
•
комплексность использования профилактических и оздоровительных методик и технологий с учетом состояния здоровья воспитанников, структуры учебного года, экологических и климатических условий;
• непрерывность и системность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;
• максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении воспитанников;
• интеграция программы профилактики и оздоровления по возможности в образовательный процесс ДОО;
• преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
• использование доступных методик и технологий;
• формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, воспитателей и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий;
Слайд 33Точка зрения детей по отношению к своему здоровью – здоровье это:
сила,
ум,
красота,
то, что нужно беречь,
самое большое богатство,
«здоров будешь – все добудешь».