Слайд 1
Творческая работа учащихся.
Учимся писать синквейн
Подготовила:
Герасимова Ирина Валентиновна
учитель начальных
классов
МОБУ СОШ д. Алексеевка,
Уфимского района, РБ
Слайд 2 Речь современного образованного человека должна быть стилистически грамотна,
благозвучна, грамматически правильна, эмоционально насыщена.
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной,- сложная задача, требующая комплексного подхода.
Слайд 3 Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности
учащихся на уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
В начале ХХ века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (1878-1914), опиравшаяся на японские миниатюры –хокку.
Слайд 4Что пишется в каждой строке?
1 строка
2 строка
3 строка
4 строка
5 строка
1 слово
– заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
Слайд 5 Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для
улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Слайд 6О чём можно написать синквейн?
Тема его может быть любой:
о
природе;
о картине и литературном герое;
о маме или папе;
о настроении;
об изученном на уроке;
…
Слайд 7Написание синквейна - это быстрый инструмент для рефлексирования, обобщения понятий. Написание
синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Слайд 8
Первая страница тетрадей для творческих работ учащихся включает памятку о структуре
синквейна. Очень важно уже на первых уроках показать ребятам, что отбор признаков объекта описания, порядок их расположения зависит от основной мысли высказывания. Согласуются ли существительные, прилагательные и глаголы с выводом.
Слайд 9Это один из приемов технологии развития критического мышления через чтение и
письмо.
Синквейн может использоваться для сжатия информации.
Слайд 10 На уроках русского языка, с целью обобщения знаний, можно
создавать синквейны по изученным частям речи.
Имя прилагательное
Самостоятельное, зависимое.
Обозначает, отвечает, обогащает.
Изменяется по родам, числам и падежам.
Определение.
Местоимение
Личное, притяжательное.
Указывает, но не называет, изменяется.
Самостоятельная часть речи.
Подлежащее и дополнение.
Слайд 11 На уроках литературного чтения также можно выполнять данную работу
К.
Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Дагни
Добродушная, сдержанная.
Радуется, верит, ждёт.
Очень любит слушать музыку.
Девушка.
Дагни
Юная, впечатлительная.
Мечтает, воображает, надеется.
Она получила волшебный подарок.
Счастливая!
Слайд 12
Предлагаю вашему вниманию синквейны, написанные
моими учениками.
Ребята составляли синквейн не на основе анализа текста, а самостоятельно.
Получались оригинальные законченные произведения со своей специфической структурой.
Слайд 13Зимушка – зима
Весёлая, любимая.
Ожидаю, веселюсь, тороплюсь.
Мороз щиплет щёки!
Красота!!!
Зима
Снежная, прекрасная.
Радует, заметает, украшает.
Это
весёлое время года.
Красавица!
Слайд 14Мама
Нежная, любимая.
Заботится, переживает, поддерживает.
Она самая лучшая
Помощница!
Мамулечка
Добрая, отзывчивая.
Заботится, ласкает, обнимает.
Самый дорогой
в жизни человек!
Красавица!
Слайд 15Школа
Большая, родная.
Учит, тренирует, проводит.
Даёт основу знаний
Класс!
Школа
Активная, спортивная.
Учит, воспитывает, побеждает.
Я люблю свою
школу.
Знание!
Слайд 16Каникулы
Веселые, долгожданные.
Радуют, помогают, прибавляют сил.
Это самое радостное время.
Отдых!
Слайд 17
Можно выполнять эту
творческую работу на уроках русского языка, предлагая вниманию учащихся небольшие тексты для изложений.
При отборе текстов должны учитываться их воспитательная направленность и познавательная ценность. Тексты знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений.
Слова только звучат, но ни одно из них не записывается на доске, не навязывается. Окончательный выбор за учеником: из общей копилки предложенных вариантов в свои тетради ребята записывают наиболее, на их взгляд, подходящие.
Слайд 19В тени под деревом лежит
И двор и сад наш сторожит.
Не то
что настоящий вор -
Прохожий не зайдёт во двор.
А нас он любит, признаёт,
Учтиво лапу подаёт.
Отгадай загадку:
Слайд 20Прочитайте текст:
Овечья отара паслась далеко в горах. Неожиданно
пастух потерял
сознание. Собака, сторожившая отару,
проявила редкую сообразительность. Сначала она
загнала овец в стойло. Потом вернулась обратно на
пастбище и потащила своего хозяина вниз, к селе-
нию.
Вскоре жители горного селения увидели, что собака
приволокла потерявшего сознание человека к порогу
дома. Соседи сразу же послали за доктором. Пастуха
увезли в больницу. Он пролежал там неделю. А соба-
ка всё это время сторожила отару. Ни одна овца не
потерялась.
Слайд 21Ответь на вопросы:
Где паслась овечья отара?
Что случилось с пастухом?
Какую сообразительность проявила
со-
бака?
Как жители селения помогли пастуху?
Почему из отары не потерялась ни од-
на овца?
Слайд 24 Синквейн – интересный методический прием. Позволяет отработать навыки анализа текста,
развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог.
Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся.
Слайд 25Спасибо за внимание!
Успехов вам!