Слайд 1Учитель и стресс.
Семинар практикум для педагогов
Микрюкова Е.А.
Слайд 2Цели:
Ознакомление с понятием «стресс», фазами и симптомами стресса.
Ознакомление с правилами поведения
в стрессовой ситуации.
Обучение приемам и методам снятия эмоционального напряжения и профилактическим антистрессовым приемам.
Слайд 3Этап 1. Просветительский.
.
Цель: Ознакомление с понятием «стресс», фазами и симптомами стресса.
Вопросы:
Как
часто вы попадаете в стрессовые ситуации в жизни? На работе?
Как вы чувствуете себя в стрессовой ситуации?
Когда происходит стресс?
Слайд 4Этап 1. Просветительский.
Стресс (англ. - напряжение) – неспецифическая реакция организма
на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации.
Слайд 5Этап 1. Просветительский.
Рассматривают три фазы стресса:
1. Нервное напряжение (которое создают: отрицательная
атмосфера, ощущение ответственности, трудности в общении).
Симптомы:
Переживания;
Неудовлетворенность собой;
«Загнанность в клетку»;
Тревога, депрессия.
Слайд 6Этап 1. Просветительский.
2. Сопротивление во время которого человек пытается более или
менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений.
Симптомы:
Неадекватное эмоциональное реагирование;
Эмоционально-нравственная дезориентация;
Расширение сферы эмоций;
Выборочное выполнение профессиональных функций.
Слайд 7Этап 1. Просветительский.
3. Истощение, которое характеризуется:
Оскудением психических процессов,
Снижением эмоционального тонуса.
Симптомы:
Эмоциональный дефицит;
Эмоциональная
и личностная отстраненность;
Психосоматические нарушения;
Слайд 8Этап 2. Аналитический.
Вопросы:
Какие у Вас ассоциации со словом «стресс»?Какие синонимы к
данному слову Вы можете подобрать?
Что думает человек в стрессовой ситуации?
Что чувствует человек, находящийся в стрессовой ситуации?
Слайд 9Этап 3. Диагностический
Цель:
определить стратегию действия в стрессовой ситуации.
Тест:
Умеете ли
вы справляться со стрессом?
Слайд 10Этап 4. Практический.
Что происходит с человеком при стрессе?
Первые признаки:
Тянущая боль в
шее, пояснице, спине.
Чувство разбитости после сна.
Отказ от хобби, увлечений, личного досуга.
Рассеянность и забывчивость.
Трудности в подборе нужного слова.
Пренебрежение книгами в пользу телевизора.
Пристрастие к жевательной резинке.
Слайд 11Этап 4. Практический.
Что делать?
Не принимать скоропалительных решений.
Сосчитайте до десяти.
Помассируйте мочки
ушей.
Ешьте шоколад.
Не ставьте перед собой сверхзадач.
«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится».
Слайд 12Этап 4. Практический.
Упражнение 1. «Пять минут».
Цель: преодолеть стресс торопливости, нейтрализовать эмоциональное
напряжение.
Упражнение 2. «Мария Ивановна».
Цель: развитие внутренних средств ролевой децентрации.
Упражнение 3. «Игры-формулы».
Цель: способствовать гармонизации внутреннего мира, ослаблению психической напряженности.
Слайд 13Этап 5. Рефлективный.
Цель:
Интеграция личного, эмоционального и поведенческого реагирования на конфликтную
ситуацию и целостный образ.
Работа с анкетой:
«Стресс – это…».
Слайд 14Этап 5. Рефлективный.
Можно подумать, что профессия учителя вредна для психического
здоровья.
Конечно же, это не так!
Наоборот она открывает широкие перспективы для развития личности, формирует многие положительные качества – правильную речь, терпение, эмпатию, умение распределять внимание, профессиональную зрительную память, интуицию …