Презентация, доклад на тему Семинар для воспитателей Психологические аспекты театрализованной и игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Актуальность В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Одним из видов детской деятельности, широко используемой

Слайд 1МБДОУ «Детский сад № 1 п.Верховье» Семинар для воспитателей «Психологические аспекты театрализованной и

игровой деятельности с детьми дошкольного возраста»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский

МБДОУ «Детский сад № 1 п.Верховье» Семинар  для  воспитателей «Психологические аспекты театрализованной и игровой

Слайд 2Актуальность В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества.

Дошкольная педагогика ищет пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является театрализованная, которая в полной мере позволяет реализовывать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания. Театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Актуальность В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет пути развития

Слайд 3Значение театрализованных игр в воспитании

дошкольника
В процессе театрализованной деятельности:
расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;      
развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
происходит развитие различных анализаторов;
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп, выразительность;          
совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
развивается эмоционально-волевая сфера;происходит коррекция поведения;          
развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, вызывает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Значение театрализованных игр в воспитании       дошкольника В процессе театрализованной деятельности: расширяются

Слайд 4 Театрализованная деятельность дошкольников  базируется

на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:  1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;   2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;   3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в)  внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и

Слайд 5Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.  Большинство исследователей приходят к выводу

о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству  и часто называют их «творческими» (М.А.Васильева, С.А. Козлова, Д.Б.Эльконин.)  Многие педагоги  понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и  «игра-драматизация» применяют как  синонимы .  Под театрализованными играми понимают "игры в театр", "сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям". Театральная игра Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Основные направления работы с детьми Ритмопластика Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечивать развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, свободы и выразительности телодвижений, обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи Данный раздел работы объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры Этот раздел работы призван познакомить детей с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества.  Большинство исследователей приходят к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки

Слайд 6Артемова Л.В. предлагает классифицировать игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной

выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на: • игры- драматизации и  режиссерские игры.  В играх - драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Видами драматизации являются • игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей; • ролевые диалоги на основе текста; • инсценировки произведений; • постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; • игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки. В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: • настольный, • плоскостной и объемный, • кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д. • катушечный; • ложковый; • баночный; • кулачковый и т.д.  В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой
Артемова Л.В. предлагает классифицировать игры в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

Слайд 7 Ученые считают театрализованные игры разновидностью сюжетно-ролевых

игр, которые сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организованные действия и отношения.  К тому же театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным: -роль (определяющий компонент)  -игровые действия  -игровое употребление предметов  -реальные отношения. Отличие театрализованных игр от сюжетно-ролевых заключается в том, что театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. Таким образом, театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр характером игровой деятельности. Они являются играми - представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация. мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.  Из-за особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность», что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в игре и обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью игры и этапностью подготовки театрализации; между акцентом в игре на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной и творческой деятельности дошкольника. 
Ученые считают театрализованные игры разновидностью сюжетно-ролевых игр, которые сохраняют их типичные признаки:

Слайд 8 
Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду: 1. Содержание и

разнообразие тематики. 2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.  3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр. 4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности:
- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждаю-щим к диалогу; - воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи  кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки; - заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретение театральных игрушек, изготовление игрушек-самоделок, костюмов , декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников; - уделять серьезное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками.
Подготовка к театрализованной игре осуществляется в 3 этапа I этап: освоение литературного текста, который будет драматизироваться; II этап: реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.). III этап- сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.
 Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду: 1. Содержание и разнообразие тематики. 2. Постоянное, ежедневное

Слайд 9 Условно театральное оборудование можно поделить на: а) театрально-игровой материал

(игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые персонажи); б) дополнительный реквизит: плоскости, стол, фланелеграф, ширмы, проекционный аппарат, занавеси и т. д.; в) декорации (плоскостные, полуобъемные, с устойчивой и подвиж­ной основой или статические, нарисованные, сконструированные); г) элементы костюмов (шапочки, манишки, манжеты); д) информационный материал: афиши, объявления, пригласительные билеты; е) возможно специальная мебель для оборудования театральных зон. Требования к оборудованию: а) соответствие возрастным возможностям детей; б) прочность, безопасность, гигиеничность; в) доступность, простота по конструкции, условность при исполнении; г) привлекательность, эстетический вид, соответствие материала форме и конструкции. При размещении оборудования важно учитывать пространство помещения, характер и стиль его оформления. Необходимо, чтобы он естественно вписывался в интерьер, не вызывал чувства захламленности и случайности.
Условно театральное оборудование можно поделить на: а) театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигурки, пальчиковые

Слайд 10

Работа над ролью. Сначала педагог читает произведение, затем кратко, но достаточно убедительно дает художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читает поэтическое произведение, привлекая детей к проговаривайте отдельных строк, которые им запомнились. Потом анализирует события, которые описаны в поэтическом произведении. Формирует у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль. После распределения и принятия ролей, педагог побуждает детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивается выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей. Работа над ролью заканчивается подведением детей к необходимости создания неповторимого своеобразия каждого образа, в котором ему предстоит действовать (Какой твой котенок - веселый или грустный, как он выглядит и т.п.?) По мере необходимости педагог представляет в распоряжение детей необходимые материалы для художественного воплощения имеющихся у детей представлений. Так, например, каждый ребенок раскрашивает заготовку маски котенка в соответствии с тем, как он себе это представляет (черный, рыжий или полосатый и т.п.). По окончании работы дети примеряют изготовленные атрибуты и действуют в них в соответствии с текстом инсценировки. В процессе работы над ролью рекомендуется: -   составление словесного портрета героя; -   фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр; -   сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой; -   анализ придуманных поступков; -   работа над сценической выразительностью:  определение целесообразных действий, движений, жестов  персонажа, места на сценической площадке, мимики,  интонации; -   подготовка театрального костюма; -   использование грима для создания образа.

Слайд 11Психологические аспект театрализованной деятельности:
1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии

с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Психологические аспект театрализованной деятельности: 1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все

Слайд 12
Список литературы.
1. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми

4-5 лет.
Щеткин А. В. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 128 c. 2. Коновалова Н. А. Влияние театрализованной игры на формирование личностных компетенций ребенка-дошкольника // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 469-471. http://www.moluch.ru/archive/59/8293/
3. сайт http://dramateshka.ru/index.php/theatre-in-kindergartens/4241-literatura.
4. Театр в детском саду
Елена Васильевна Мигунова. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ
http://dramateshka.ru/index.php/theatre-in-kindergartens/4226-tema-10-klassifikaciya-teatralizovannihkh-igr 5. Актуальность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста
 Театральные занятия.http://doshkolnik.ru/teatr/8926-teatralnaya-deyatelnost.html
Автор: Н. В. Парфентьева   

Список литературы.1. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет.Щеткин А. В. / Под

Слайд 13
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным

образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а вот старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. На основании сказанного, существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть