Слайд 2МКОУ «Краснянская СОШ»
«Самостоятельная работа, самоконтроль, рефлексия -
наиболее эффективные
способы достижения
результата
образовательной деятельности»
«Счастлив тот, кто точку Архимеда
сумел сыскать в себе самом». Ф.Тютчев
Слайд 3 Самостоятельная работа может быть представлена групповыми, индивидуальными
заданиями на занятиях,
а также в домашних условиях.
. Эта работа выполняется при отсутствии точного инструктажа, разъяснения со стороны учителя, без контроля в открытой форме за ее выполнением. Обучающийся сам для установления, каких- то новых факторов, явлений, отыскивает способы решения, приходит к новым для него результатам.
Слайд 4.
Практический опыт учителей многих школ показал, что проводимая
самостоятельная работа способствует получению более глубоких и прочных знаний и умений у обучающихся.
А успехи ученика в чтении оказывают самое непосредственное влияние на успехи по всем учебным предметам, в частности и таких, как математика, окружающий мир, русский язык, где чтение - важнейшее средство в достижении специальных знаний, необходимых для усвоения учебного материала. В связи с этим важно, чтобы учащиеся как можно раньше приобрели навыки самостоятельного чтения, умения работать с текстом произведения.
Слайд 5Виды самостоятельных работ на уроках
литературного чтения:
1. Чтение учащимися самостоятельно.
2. Выборочное
чтение к иллюстрации в учебнике.
3. Выборочное чтение по вопросам.
4. Дать полные ответы на вопросы к тексту. Зачитать их.
5. Чтение описания чего- либо (природы).
6. Написание характеристики героев.
7. Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения.
8. Чтение с объяснением непонятных слов и понятий.
9. Составить окончание к тексту.
10. Составить план текста.
11. Разделить текст на части и озаглавить их.
12. Сочинить загадку, скороговорку, сказку (Обобщающие уроки)
13 Таинственные записки (для работы над техникой чтения)
Слайд 6Самостоятельная работа на уроках русского языка
1. Прочитай. Найди ошибки. Запиши текст
правильно.
В саду.
У танюши всаду много цветов. За ними ухажывает бабушка марья.
Кругом цветут пушыстые хризантемы. Их окружыли чюдесные бабочьки.
Втени растут душыстые ландышы. Над ними жужжыт майский жук. Пчёлки
учюяли сладкий запах чяйной розы. Качяют пёстрыми головками гвоздики.
Сторожит сад такса джина.
2. Запишите слова в алфавитном порядке. Поставьте ударения во всех словах.
Заяц, гнездо, ананас, машина, дорога, ель, ива, снег.
3. Вставь пропущенную парную согласную, подобрав проверочное слово.
Гряды – грядка, … - сла…кий,
… - зага…ка, … - шу…ка,
… - витя…ь, … - бли…кий,
… - кни…ка, … - ло…кА
4.Распределите слова по орфограммам:
Сердце, теннис, огород, степная, плод, трава, губка, честный,
класс, корзина, антенна, лестница, оранжевый, дуб, земля.
Слайд 7Самостоятельная работа на уроках математики
1. Судоку
2. Задание на смекалку.
У двух братьев машинок было поровну. Старший брат подарил 3 машинки младшему. На сколько больше стало машинок у младшего брата, чем у старшего.
3. Математические бусы (O + или - )
23 O 6 O 15 = 12 56 O 39 O 29 = 46
4. Найди правило, по которому составлен ряд чисел, и запиши пропущенные числа: 45, 36, 28, 21, , , 6.
5. Используя числа 6, 7, 2 запиши все возможные
двузначные числа.
6. Из чисел записанных в домике, набери число 18.
Запиши полученные равенства.
7.Работа по карточкам и устный счёт
8. Решите примеры, впишите в таблицу буквы
и прочитайте слово
Слайд 8Самоконтроль
Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением.
Виды контроля:
1. Итоговый
Это первоначальная и простейшая форма самоконтроля, которая осваивается обучающимися.
Его функция состоит в сличении результата с заданным образцом, т.е. совершается самопроверка.
2. Пооперационный контроль
Функция пооперационного контроля состоит в выявлении полноты, правильности и последовательности произведенных действий.
В педагогике и методике термин "самоконтроль" определяется по-разному. Но суть всех определений сводится к одному — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.
Слайд 93. Предваряющий контроль
Более сложной формой контроля является предваряющий (прогнозирующий) контроль, дающий
обучающемуся как субъекту деятельности возможность предвосхищать результаты еще не осуществленного действия.
Классификация контроля:
Фронтальный, взаимный,
индивидуальный
При фронтальной проверке проводится коллективный разбор правильности написанного текста, выполненного упражнения, задачи, решенной в классе или дома, изготовленного изделия и т.д.
Слайд 10
Взаимный контроль проводится при проверке письменных и графических работ. Учащиеся обмениваются
работами, и каждый из них выступает в роли рецензента.
К индивидуальному контролю относятся все виды самоконтроля, проводимого по этапам выполняемой деятельности. Это основная и самая сложная форма самоконтроля. Каждый выполняет все его элементы самостоятельно.
Воспитание навыка самоконтроля у учащихся имеет большое значение. Без него невозможна творческая деятельность. Значение самоконтроля значительно возрастает еще и потому, что в настоящее время больше уделяется внимания созданию на уроках проблемных ситуаций и самостоятельному поиску их решений, широко начинают использоваться системы развивающего обучения
Слайд 11Приёмы самоконтроля
– сверка с написанным образцом;
– проверка по словесной инструкции;
– взаимопроверка
с товарищем;
– сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;
– коллективное выполнение заданий и коллективная проверка;
– сочетание коллективной и индивидуальной работы;
– самостоятельное придумывание заданий;
– выполнение заданий по алгоритму;
– выполнение заданий по наводящим вопросам;
– выполнение задания по образцу;
– проверка с помощью сигнальных карточек;
– подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;
– проговаривание «про себя» объяснения выбора
Слайд 12Рефлексия
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Именно
она позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Существует классификация учебной рефлексии, отражающая четыре сферы человеческой сущности:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Слайд 13Состояние моей души
Крайне скверно
Плохо
Ученик берёт изображение человека и ставит на ступеньку,
которая соответствует состоянию его души.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
SMS
Слайд 14
ГРУППОВАЯ – учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы
из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал… Было интересно…
Было трудно… Я выполнял задания…
Я понял, что… Теперь я могу…
Я почувствовал, что… Я научился…
У меня получилось … Я смог…
Я попробую… Я приобрел…
Мне захотелось…
Меня удивило…
Слайд 15 Успех в деятельности, как известно, зависит не только от способностей
человека, но и от стремления добиться цели, от целеустремленного и настойчивого труда ради достижения успеха (т.е. от мотивации ).
Исходя из этого, можно предложить такую формулу успеха:
У = С х М х Ст где У - успех;
С - способность; М - мотивация достижения;
Ст - ситуация (внешние факторы, благоприятные обстоятельства и т.п.).
Очень важно, чтобы учитель понимал, что успех зависит не только от способностей, но и от мотивации достижения, и учитывал это как в отборе способных людей, так и в работе с ними