Презентация, доклад на тему Самообразование Приобщение дошкольников к русским народным традициям через ознакомление с народными праздниками

Содержание

Актуальность В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, а привычными становятся слова «наркотики», «насилие», безнравственность», «бездуховность». И нужно серьёзно задуматься о том, какими вырастут

Слайд 1«Приобщение дошкольников к русским народным традициям через ознакомление с народными праздниками»

Мишурова Ольга Николаевна
МДОУ д /с № 28 2019 г.
«Приобщение дошкольников  к русским народным традициям через ознакомление с народными праздниками» Мишурова Ольга Николаевна МДОУ д

Слайд 2Актуальность
В настоящее время наша страна переживает непростой период,

где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме, а привычными становятся слова «наркотики», «насилие», безнравственность», «бездуховность». И нужно серьёзно задуматься о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей?
Назрела необходимость качественных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации как первой ступени системы непрерывного образования подрастающего поколения, ведь от того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Одной из задач Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года N 1155, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам народной культуры.


Актуальность   В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии,

Слайд 3Актуальность
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек,

не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знаний своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, к её историко-культурному наследию.
Актуальность      Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает

Слайд 4Цель
Приобщение детей к русским народным традициям через ознакомление с народными праздниками

посредством организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.

ЦельПриобщение детей к русским народным традициям через ознакомление с народными праздниками посредством организации воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.

Слайд 5Задачи
выстроить систему работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной

культуры;
создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую приобщению детей к народной культуре , традициям, фольклору и д р.
познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, орудиями труда, предметами быта, одеждой;
познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество;
воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Родину, бережное отношение к экспонатам мини-музея;
привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

Задачи выстроить систему работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры;создать предметно-развивающую среду в группе, способствующую

Слайд 6Содержание работы
1. Изучение теоретических основ приобщения дошкольников к истокам русской народной

культуры и традициям.
1.1 Классики отечественной педагогики о необходимости приобщения дошкольников к национальной культуре.
1.2 Изучение проблемы приобщения детей к русской культуре.
1.3 Народная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ.
1.4 Условия эффективного приобщения детей к истокам родной культуры.
2. Система работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям.
2.1 Анализ и интерпретация результатов исследования.
2.2 Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта.
2.3 Широкое использование фольклора .
2.4 Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
2.5 Знакомство с народным искусством.
2.6 Знакомство с русскими народными играми.
2.7 Проектная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Заключение.
Содержание работы1. Изучение теоретических основ приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям.1.1 Классики отечественной педагогики

Слайд 7Классики педагогики о приобщении дошкольников к народной культуре.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль народной культуры в воспитании, развитии и формировании личности.
Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагоги-ческой теории К. Д. Ушинского, В.Г. Белинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской.
К.Д Ушинский ввел термин «народная педагогика», видя в культуре русского народа национальную самобытность, богатый материал для воспитания любви к Родине. Народная педагогика - это воспитание подрастающего поколения на традициях местного культурного материала.
Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И.Жуковская, Н.В.Виноградова, Е.И.Радина.
 
Классики педагогики о приобщении дошкольников к народной культуре.     Многие мыслители и педагоги прошлого

Слайд 8Изучение проблемы в наше время
 

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т.Н.Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П.Арнаутова и др.), осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина), восприятием детьми мира предметов (О.А.Артамонова), формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М.В.Крулехт).
Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова, Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина
Изучение проблемы в наше время         Современные исследования, посвященные проблемам приобщения

Слайд 9Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры и традициям.
Для

эффективного приобщения детей к истокам народной культуры нужно работать по следующим направлениям:

Окружение ребёнка предметами национального характера. Это поможет детям понять, что они - часть великого русского народа.
Использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности родного языка.
Народные праздники и традиции.
Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.
Знакомство с народными играми.
Знакомство с родным краем.
Условия эффективного приобщения детей к истокам русской народной культуры и традициям.Для эффективного приобщения детей к истокам народной

Слайд 10Формы работы с детьми
Организованная образовательная деятельность
Совместная деятельность
Беседы
Праздники и развлечения
Чтение

познавательной и художественной литературы
Наблюдения в быту и природе
Экскурсии в музей , русскую избу
Организация конкурсов рисунков и поделок
Посещение тематических выставок
Просмотр видеофильмов, презентаций, слушание музыки.
Встреча с интересными людьми
Игровая деятельность
Формы работы с детьмиОрганизованная образовательная деятельность Совместная деятельность БеседыПраздники и развлеченияЧтение познавательной и художественной литературыНаблюдения в быту

Слайд 11Методы и приёмы работы

Заучивание потешек, прибауток, закличек.
Использование пословиц, загадок, поговорок.


Чтение художественной литературы.
Использование русских народных песен и танцев.
Проведение русских народных игр.
Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
Изготовление и применение игрушек и изделий народных промыслов.
Представление кукольного театра.
Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
Рассказ о народных обычаях и традициях.
Рассматривание иллюстраций о русском быте.
Беседы, вопросы, разъяснения

Методы и приёмы работыЗаучивание потешек, прибауток, закличек. Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование русских народных

Слайд 12Посещение краеведческого музея

Посещение краеведческого музея

Слайд 13Выставка народных промыслов

Выставка народных промыслов

Слайд 14Широкое использование фольклора

Широкое использование фольклора

Слайд 15Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

Слайд 16Национальный костюм народов России

Национальный костюм народов России

Слайд 17

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок

из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений

Слайд 18Народные игры

Народные игры

Слайд 19Народный промысел - лозоплетение

Народный промысел - лозоплетение

Слайд 20Народный промысел - лозоплетение

Народный промысел - лозоплетение

Слайд 21СМИ- о лозоплетении

СМИ- о лозоплетении

Слайд 22Взаимодействие с родителями
Реализация данного направления работы в полной мере стала

возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса.
Взаимодействие с родителями Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада

Слайд 23Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы

Содержание работы с родителями реализовались через разнообразные формы

Слайд 25Заключение
Приобщать детей к истокам русской народной культуры и традициям нужно с

раннего детства. Базовый процесс « вращивания » ребенка в культуру в дошкольном возрасте помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.
Таким образом, данная система работы позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа.



ЗаключениеПриобщать детей к истокам русской народной культуры и традициям нужно с раннего детства. Базовый процесс « вращивания

Слайд 26Пожелание

Хочется пожелать, чтобы у педагогов тоже появилось

желание попробовать различные технологии в работе с детьми по приобщению к истокам русской народной культуры.

Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа как
исторической личности.

УСПЕХОВ В РАБОТЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Пожелание    Хочется пожелать, чтобы у педагогов тоже появилось желание попробовать различные технологии в работе

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть