Слайд 1Русская ярмарочная игрушка
«Кувыркан»
Автор:
Беспалов Артём
ученик 2 «А» класса
МБОУ СОШ № 73 г.Иркутска
Руководитель:
Шишкина Наталья Ивановна
Слайд 2Цель работы: знакомство детей с культурой русского народа.
Задачи:
познакомить детей с одним
из основных видов русской народной игрушки;
показать связь прошлого и настоящего;
увидеть по-новому мир народной игрушки;
углубить знания о русской народной деревянной игрушке;
развивать интерес и любовь к народной игрушке.
Слайд 3Ярмарка огневая, яркая!
Ярмарка плясовая, жаркая!
Гляньте налево — лавки с
товаром!
Гляньте направо — веселье даром!
Яркой страницей народного быта на Руси были ярмарочные увеселения и гулянья в городах по случаю больших праздников. Событие это было значимое и шумное.
Обычно во время гуляний и ярмарок возводились целые увеселительные городки с балаганами, каруселями, качелями. На ярмарках не только торговали и покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!
Публику веселили скоморохи-поводыри с дрессированным “учёным” медведем , неунывающий, остроумный весельчак Петрушка, ростовые куклы. Продавцы выкладывали на прилавки свои лучшие товары. А сколько радости было детишкам! Для них на видном месте в торговых рядах были разложены игрушки: погремушки, свистульки, деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, карусели, неваляшки.
Слайд 4Вот о таких ярмарочных первых игрушках-неваляшках я и хочу рассказать.
Завезённые
в Россию, эти куклы стали прототипом игрушки Ваньки-Встаньки. И через много лет неваляшки прибрели уже всем нам знакомый вид.
Появились они на ярмарках Руси всего лишь двести лет назад. Это были деревянные куколки с кусочком свинца, вложенным в основание, что позволяло им не падать и всегда возвращаться в исходное положение. Позже их стали называть Неваляшками, Ваньками-Встаньками. А делать их начали в Сергиевом Посаде. И поначалу назывались они «Кувырканами».
Так насмешник-народ прозвал игрушку за действие её механизма.
Слайд 5Историки считают, что идею Кувыркана (неваляшки) привезли к нам из Японии
путешественники, отправлявшиеся с разными целями в восточные страны. У себя на родине такая игрушка имела круглую форму и называлась Дарума.
Прообразом игрушки стал живший в VI веке монах-отшельник Дарума. По преданию, он девять лет просидел, придаваясь молитвам и размышлениям, прижавшись лицом к стене пещеры, не шевелясь и даже не моргая. Из-за неудобной позы руки и ноги затворника отсохли, поэтому японская неваляшка их не имеет. Также у игрушки вместо очей две пустые щелочки, так как зрение монах тоже потерял. Её принято дарить на Новый Год с пожеланиями стойкости. Владелец игрушки сам рисует глаз, загадывая при этом желание. Если оно сбывается, то хозяин игрушки пририсовывает ей второй. В противном случае она остается одноглазой до следующего Нового Года, после чего куклу сжигают во время особой церемонии. В основании Дарумы, выполненной из папье-маше, помещается груз, обычно из глины, что не позволяет ей упасть.
Слайд 6От своих японских предков наш кувыркан стал значительно отличаться тем, что
приобрёл голову, глаза, изготавливался из дерева и изображался в виде богатых купцов, разодетых в роскошные одеяния, а также клоунов и девочек на шаре.
На Руси на ярмарках в то время был очень популярен клоун-скоморох. Он придумывал сам свои песни и шутки, выступал и как танцор, и как автор, и как музыкант, и как певец, и как шутник, и как фокусник. Для детей он был словно из мира волшебной сказки. А детям всегда нравились яркие и красочные персонажи.
Поэтому и на ярмарках особенной популярностью среди покупателей кувырканов пользовался деревянный клоун-скоморох.
Слайд 7 Лучшим материалом у резчиков считались липа, осина и береза.
Перед
тем, как делать игрушку, мастера долго подготавливали дерево. Бывало, что заготовки для игрушек, прежде чем их брали в работу сохли по несколько лет. Это было необходимо, так как дерево при сушке даёт усадку. И игрушка сделанная из сырого дерева через некоторое время просто бы потрескалась.
Сначала вырубали заготовку. Потом вырезали игрушку с помощью богородского ножа.
Для ярмарок в большом количестве такие игрушки изготавливались в селе Богородское и Сергиевом Посаде. Мастера-богородцы изготавливали игрушки „в белье", т. е. не раскрашивая их, и в таком виде поставляли их игрушечникам Сергиева Посада.
Слайд 8Посадские мастера раскрашивали игрушки, покрывали лаком и пускали их в продажу.
Руки, голова, туловище, ноги, детали одежды при раскраске выделялись условно. Фигуры раскрашивали ярко. В сочетании красного, синего, жёлтого и зелёного мастер добивался красочности, нарядности, декоративности.
Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка.
В Музее Игрушки Сергиева Посада до сих пор хранятся игрушки-кувырканы.
Слайд 10Технология изготовления кувыркана
Берём сухую березовую чурку.
С помощью топора обкалываем её так,
чтобы получился квадратный в сечении брусок.
Слайд 11Из бруска начинаем формировать желаемую форму при помощи ножа и рашпиля.
Слайд 12Продолжаем обрабатывать заготовку до получения конечной желаемой формы.
Слайд 13После получения нужной формы заготовку шлифуем наждачной бумагой. Для облегчения веса
делаем внутри полость с помощью фрезы, ножа и стамески.
Слайд 14Для работы игрушки необходимо сместить центр тяжести вниз. Для этого делаем
внизу заготовки отверстие , в которое вставляется свинцовый груз.
Груз изготавливаем из расплавленного свинца, залитого в форму аналогичную отверстию.
Слайд 15Приступаем к окрашиванию игрушки.
Сначала карандашом наносим контуры будущего рисунка.
Слайд 17После полного высыхания красок покрываем лаком.